Классный час по теме "Конфликт и пути его решения"


Классный час по теме: «Конфликт и пути его решения».


Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.


Задачи:

  1. определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».

  2. Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

  3. Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.

  4. Самоанализ уч-ся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»


Возрастная группа: 14-17 лет



Эпиграф: «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»

Станислав Ежи Лец (слайд 3)

1.Приветствие.

2.Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Психолог. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим , проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук- философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель- показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «конфликтная ситуация», «конфликт», причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.


  1. Основная часть.

Учащиеся садятся по группам.

- Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.

Положительно не знаю отрицательно


Психолог. Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. (слайд 4) Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.(слайд 6).

И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение (слайд 7). В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.(слайд 8)

Разрешение конфликта.

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд 9)

Психолог.

-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные.( слайд 10) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться , чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того ,в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Причины конфликтов в подростковой среде(слайд 13) : борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Правила предупреждения конфликтов: (слайд 14)

  1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

  2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать» на его место.

  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

  5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

А сейчас каждый из вас выполнит тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» (слайд 15)

  • Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа. Приложение.

  1. Подведение итогов.

Беседа:

-Что нового вы узнали для себя сегодня?

-Изменилось ли ваше мнение о конфликте?



Список использованной литературы:


  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М:Трикста, 2005

  2. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М.:, 2007.








Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»


Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.


Часто- 3 балла

От случая к случаю- 2

Редко- 1


Ответы:


1.Угрожаю или дерусь.


2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.


3. Ищу компромиссы.


4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.


5. Избегаю противника.


6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.


7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.


8. Иду на компромисс.


9.Сдаюсь.


10. Меняю тему…


11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.


12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.


13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.


14. Предлагаю мир.


15. Пытаюсь обратить все в шутку.



Обработка результатов теста.

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11

тип «Б»- 2,7,12

тип «В»- 3,8,13

тип «Г»- 4,9,14

тип «Д»- 5,10,15


Если вы набрали больше всего баллов под буквами:


«А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.


«В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.


«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.


«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.




















































Обработка результатов теста.



Подсчитайте количество баллов под номерами 1,6, 11- это тип поведения «А» и т.д.


Тип «А»- 1, 6, 11

Тип «Б»- 2,7,12

Тип «В»- 3, 8, 13

Тип «Г»- 4, 9, 14

Тип «Д»- 5, 10, 15




Если вы набрали больше всего баллов под буквами:


«А»- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.



«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.



«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.


«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.


«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти».Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Слайд 1
Краснозерская МОУ СОШ №1 педагог-психолог Кожекина Наталья Александровна
Слайд 2
2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Источники материалов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Рисунок слайд 2- http://i025.radikal.ru/1103/7f/5eb3e1d7509c.jpg Рисунок слайд 5 - http://s07.radikal.ru/i180/1103/03/54601305147c.jpg Рисунок слайд 6 - http://s014.radikal.ru/i327/1103/21/7a1c66ccf551.jpg Рисунок слайд 14 -http://s13.radikal.ru/i186/1103/c4/ff2c68d7968e.jpg Рисунок слайд 16 - http://s49.radikal.ru/i124/1103/81/9b0938faab03.jpg Осипова Е., Чуменко Е. . Конфликты и методы их преодоления. -М., 2007. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Конфликтология. –М. : Трикста, 2005.

Полный текст материала Классный час по теме "Конфликт и пути его решения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кожекина Наталья Александровна  natali786373
06.03.2011 25 41970 9972

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 25
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
25 Maryschechka • 08:59, 13.01.2015
Уважаемая Наталья Александровна! Спасибо за интересный материал. Часто провожу классные часы на тему разрешения конфликтов и в средних и в старших классах эта тема актуальна и ребята с удовольствием работают. Успехов Вам в Вашем труде!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 ЕкатеринаИван • 17:46, 12.08.2014
Я не сужу как сделано и что вставлено в презентацию, главное то, что учитель поднимает эту тему, любыми способами старается открыть глаза учащимся на данный материал. Спасибо за данную работу автору, а каждый из нас с вами коллеги возьмет из этой работы только свое.
avatar
23 venecianka • 23:51, 21.08.2011
Наталья Александровна, здравствуйте!

Скачала вашу презентацию. Материал интересный!
Не обидитесь, если укажу на некоторые недочёты?

1. В учебной презентации дизайн должен быть универсальным, т.е на всех слайдах один шрифт и один размер, один фон, например. Так как тексты, оформленные с парименением различных "наворотов" отвлекают учеников от сути текста-слайда. А еще такие яркие тексты и фон напрягают глаза...

2. У вас заявлена возрастная группа целевой аудитории 8-11 класс. А вот часть картинок не соответствует этому возрасту, т.е. может не найти эмоционального отклика у детей этой возрастной группы)).

Удачи )))) Извините за критику )
avatar
22 WMarina8531 • 19:55, 04.08.2011
Спасибо за труд.В подростковом возрасте проблема конфликтов актуальна.
avatar
21 manul61 • 00:32, 15.07.2011
Очень понравилась презентация, посоветую нашим психологам
avatar
20 VFKBYF • 11:11, 11.07.2011
СПАСИБО.
avatar
19 елена • 10:04, 06.07.2011
здравстуйте!ваш материал очень понравился :доступно, наглядно , интересно,а самое главное полезно.можно использовать на классных часах.успехов.
avatar
18 Синеглазка4920 • 18:03, 27.06.2011
Спасибо, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций.
avatar
17 Синеглазка4920 • 18:01, 27.06.2011
К сожалению, конфликтов в нашей жизни предостаточно... И этот материал помогает научиться из них достойно выходить. Спасибо.
avatar
16 kaza4ka1990 • 21:02, 22.06.2011
очень актуальная тема в наше время! Спасибо за разработку! Творческих успехов!
avatar
15 Свет- • 17:20, 12.06.2011
Несмотря на то, что у меня дети в 6 классе, скачал разработку - думаю, в следующем году пригодится!
avatar
14 natic-natik • 13:48, 15.05.2011
Спасибо за работу! Беру к себе в копилку
avatar
13 ksyn • 19:36, 11.05.2011
Интересный материал!
avatar
12 LIM • 15:28, 06.05.2011
Спасибо за труд. Подскажу коллеге.
avatar
11 Vokueva-Irina • 18:41, 05.05.2011
А мне работа понравилась, подростковая агрессивность чрезвычайно высока, поэтому надо всё это объяснять детям. Спасибо психологу!
avatar
10 luusenok • 15:15, 03.05.2011
актуальный вопрос!!!яркая презентация!!!
avatar
9 Tanya260275 • 17:25, 15.04.2011
Хороший материал, сразу видно руку психолога, я практикую такие классные часы- спасибо за помощь
avatar
8 shnuro4ek • 20:04, 08.04.2011
1643
avatar
7 Elena • 13:05, 06.04.2011
Очень актуальная тема. Спасибо за информацию.
avatar
6 вУкС • 16:06, 02.04.2011
Уважаемая Наталья Александровна! Работа серьёзная и трудная особенно в наши дни. Пусть она будет не напрасна. Спасибо Вам.
avatar
5 Lyudmila25 • 19:52, 29.03.2011
В настоящее время человек должен научиться общаться и данная презентация поможет учащимся разобраться как вести себя, чтобы избежать конфликтов. Спасибо Наталье Александровне за полезный материал.
avatar
4 проверяющий • 18:51, 28.03.2011
Грамотно.Желаю успехов!
avatar
3 yuliyashambalova • 15:43, 24.03.2011
Спасибо большое. Обязательно проведу такой классный час!!!
avatar
2 chegevarochka • 23:07, 23.03.2011
Спасибо большое за работу! Желаю Вам новых творческих побед!
avatar
1 СладкаяКошечка • 16:27, 19.03.2011
Красочная презентация, но не затронула. Как -то всё уж очель радостно.