Презентация "Сент-Экс и вода" 8 класс


Антуан
де
Сент - Экзюпери

30 декабря 1935 года отважные летчики Антуан де Сент – Экзюпери и Андре Прево решили совершить перелет из Парижа в Сайгон намереваясь установить рекорд скорости. При удачном исходе они получили бы премию в 150 тысяч франков.

Аварийная посадка
4 часа назад они вылетели из Бенгази и безнадежно сбились с курса. В темноте пилоты заметили светящуюся точку маяка и резко снизили высоту. Самолет врезался в землю, однако взрыва не последовало. По счастливой случайности оба пилота отделались лишь синяками да шишками.

Перед ними расстилалась пустыня Сахара. Теперь они стали крохотными песчинками в необъятной пустыне и потерялись окончательно. Во время полуденного зноя запасов воды хватит часов на пять, а на такой жаре человек без воды не проживет и дня.
Томимые жаждой
Они направились на восток, все дальше удаляясь от самолета. Между тем солнце поднялось в зенит, и палящий зной быстро лишил их последних сил. Теперь им стали являться миражи. Вдалеке блестели и переливались голубые озера, пестрела зеленая растительность, исчезавшие при приближении к ним.

Едва ли не теряя рассудок от палящей жажды, Сент-Экзюпери с трудом отличал миражи и галлюцинации от реальных предметов. Сначала он увидел человека на гребне холма, это оказался огромный камень. Затем перед ним возник спящий бедуин, на самом деле это была сухая коряга. Затем предстал перед глазами караван бедуинов и верблюдов, бредущий почти у самого горизонта. Он громко закричал, но ответом ему была мертвая тишина.

Миражи возникают, когда лучи света, исходящие от предметов за горизонтом, отражаются от облаков и преломляются в слоях горячего воздуха. За счет этого кажется, что предметы находятся гораздо ближе, чем на самом деле.

Вода стала единственным желанием и предметом помышлений летчиков. После возвращения к самолету кофе был немедленно выпит, виноград съеден. Сент-Экс отыскал несколько нор. Перед ними забрезжил лучик надежды. Если какие-то зверьки сумели выжить в этих условиях, значит, сумеют остаться в живых и люди. Ночью они поставили около норок силки, разрезали парашют на шесть кусков и расстелили по земле, привалив камнями, чтобы их не унесло ветром.

Утром силки оказались пусты, но они выжали из парашюта около двух литров росы в единственный сосуд, который у них был, - бак из-под бензина. К великому сожалению, вода была ужасно грязной, смешанной с остатками бензина и химическими веществами, которыми была пропитана парашютная ткань. Цвет у воды был желтовато-зеленый, а запах и вкус совершенно отвратительны. У измученных авиаторов, выпивших её, началась сильная рвота. Поиски животных не увенчались успехом, силы были на исходе.

Путь в неизвестность
Следующее утро начали с того, что … жадно слизали росу с крыльев самолета. Если бы даже удалось собрать её всю, и то набралось бы не больше столовой ложки мутной смеси воды, краски и горючего.У них не было другого выбора, кроме как отправиться в неизвестность, в поисках спасения. Они двинулись на восток и с мужеством истых стоиков брели под палящим солнцем по раскаленным пескам.

К вечеру жажда стала невыносимой. У них страшно пересохло во рту, а губы покрылись толстой коркой песка. Доведенный жаждой до отчаяния , Сент-Экс вспомнил о пузырьках со спиртом, эфиром и йодом, которые были у них в аптечке. Он попробовал выпить эфир,но лишь обжог им горло. Спирт вызвал у него сильные спазмы, а один лишь запах йода заставил отказаться от всяких попыток его попробовать.

Пытаясь спастись от ночного холода Сент-Экс полностью зарылся в песок, оставив на поверхности лишь голову. Для Прево такой способ слишком напоминал могилу. А когда рассвет наконец наступил, им не удалось найти ни капли росы. Организм летчиков был настолько обезвожен, что они перестали потеть. Когда солнце высоко поднялось в небе, они чувствовали гнетущую слабость, но продолжали идти на подкашивающихся ногах.
Спасение
Бедуин, спасший их прекрасно знал, что нужно делать с людьми, проведшими в пустыне три дня без воды. Он попросил их лечь, перышком разжал им запекшиеся губы и смазал десны для увлажнения чечевичной кашицей. И только после этого дал им по чашечке воды. Авиаторы с жадностью глотали воду, с трудом раскрыв пересохший, сведенный судорогой рот. Измученных летчиков посадили на верблюда и отвезли в ближайшее селение.
Поиск и использование воды в экстремальных условиях
Установление приоритетов
Прежде всего человек испытывает потребность в воде, пище, огне, убежище. Степень их значения зависит от того, где вы находитесь, однако на первом месте всегда стоит вода.Взрослый человек может прожить без пищи три недели, но без воды - только три дня. Не ждите, когда кончится вода, чтобы приступить к пополнению ее запасов. Храните некоторое количество воды в качестве аварийного запаса и постоянно ищите новые источники чистой питьевой воды.
Где кончается вода, там кончается жизнь
Помни:
КАК УДЕРЖИВАТЬ ВЛАГУ
Чтобы свести потерю влаги организмом к минимуму, следует предпринять следующие меры:
- Всегда пейте воду маленькими глотками, по долгу задерживая ее во рту.
- Не перенапрягайтесь. Больше отдыхайте. Не курите.
- Сохраняйте прохладу. Оставайтесь в тени. Если ее нет, сделайте какое-либо укрытие, чтобы появилась тень.
- Не лежите на теплой земле и горячих камнях.
- Ешьте как можно меньше - в процессе пищеварения используется жидкость, при этом усиливается обезвоживание организма. Особенно тяжело переваривается жир.
- Не пейте спиртных напитков. Алкоголь забирает жидкость от жизненно важных органов и связывает ее с другими веществами.
- Не разговаривайте. Дышите носом, а не ртом.
Поиск водоисточников
Почти всегда вода скапливается в понижениях рельефа, куда скатывается с ближайших возвышенных точек. Там же, в понижениях, легче докопаться до водоносных слоев. Грунтовые воды чаще всего поднимаются к поверхности земли на участках почвы, имеющей более рыхлую структуру, чем окружающая.

Наибольшие шансы отыскать источник воды в горной местности будут у людей, ведущих поиск у основания горных плато, хребтов, отдельных скал и каменных гряд. Плато или хребет, налегая своей массой на землю, выдавливают влагу с водоносных горизонтов наверх.
Большинство родников встречаются у подошв скальных выходов, в тех местах, где каменный монолит входит в соприкосновение с более рыхлыми почвами.
Вероятность отыскать источник воды или близкие грунтовые воды тем выше, чем более сочную, густую и разросшуюся растительность вы наблюдаете в окружении мелкой, вялой и захиревшей. Если эти растения выглядят лучше, значит, их корни находятся в водоносном слое. Порой в таком месте бывает довольно выкопать небольшую ямку, чтобы она скоро заполнилась водой.
Пустыня или степь. Прежде всего ищите в этих районах признаки воды. К ним относятся: направление полета птиц, расположение растительности, сходящиеся направления звериных троп.Рогозы, ивы, бузина, ситники и солянка растут только в тех местах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности. Найдите эти растения и копайте в том месте.Жители пустынь знают о местонахождении непересыхающих открытых источников воды в низинах. Они закрывают их различными способами, так что заглядывайте под кучи хвороста, камней и в другие укромные места.

Проще всего организовать водопотребление в таежной и горно-таежной зонах. Человеку, путешествующему по тайге, водоисточники встречаются буквально на каждом шагу. Наиболее безопасна в медицинском отношении, и к тому же приятна на вкус, вода в ключах и родниках. Пробившись сквозь толщу земли, вода очищается от вредных примесей, микроорганизмов. Такую воду можно пить без всякой опаски.
Ранним утром, если найти открытый водоисточник не удалось, можно собирать обильно выпадающую на растениях росу.
Проще всего это сделать, обвязав ноги до колена свободно свисающими тряпками, разорванной на полосы одеждой, в крайнем случае травой и пройдя несколько раз по высокому травостою. Ткань быстро набухнет водой, после чего ее можно отжать в любую имеющуюся в распоряжении емкость и, если воды будет недостаточно, повторить всю процедуру снова.Если кто-то брезгует сводить воедино два таких разных процесса, как водопотребление и мытье ног на рассвете, то он может просто тащить расправленную ткань или куртку за собой, продвигаясь по влажному травостою. Правда, этот способ менее производителен, так как человек, шагая впереди, значительную часть росы сбивает своим телом.
Хорошим индикатором источников воды могут служить птицы, животные, насекомые.
Мошка к вечеру часто собирается и кружит над открытой водой или хотя бы более влажными, чем окружающие, растениями. Туда же, охотясь за ней, подлетают многочисленные пернатые.Все птицы, питающиеся зерновыми растениями, например зяблики, дикие голуби и прочие, от воды далеко не улетают. О направлении, в котором расположен источник, может сказать характер их полета: прямой и низкий - значит, скорее всего, они летят к воде; неторопливый, ломаный, от дерева к дереву, с частым отдыхом - обычно означает, что птицы возвращаются от воды. В первом случае надо двигаться в сторону полета, во втором -в противоположную. Кружащие над одним местом или распевающие песни птицы тоже могут указать на водоисточник.Чаще всего птицы слетаются к водоисточнику ранним утром, в полдень и вечером. В это время за их поведением следует наблюдать особенно внимательно. Ястребы, орлы и другие хищные птицы в большей степени довольствуются влагой, получаемой из мяса съеденных животных, и поэтому не могут служить индикатором водоисточника, так как способны удаляться от воды на большие расстояния. Водяные птицы также способны совершать дальние перелеты, не останавливаясь на "дозаправку" водой и пищей, и поэтому на них лучше не ориентироваться.
Не могут обходиться без воды большинство видов мух и комары.
Так называемая европейская, с переливающимся зеленым брюшком, муха вообще не удаляется от воды дальше чем на 100 м. Летающие водоплавающие жуки также привязаны к открытым водоемам. Колонна муравьев, в засушливой местности двигающаяся в одном направлении, может вывести на скрытый источник воды, например, в дупле стоящего невдалеке от муравейника дерева.
ВОДА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Глаза животных содержат воду, получить ее можно путем высасывания. Любая рыба содержит пригодную для питья жидкость. Крупная рыба, в частности, имеет полость, которая тянется вдоль спинного хребта и наполнена свежей водой. Чтобы добыть ее, выпотрошите рыбу и, держа ее на боку, удалите хребет, стараясь не пролить жидкость, затем выпейте ее.Если воды очень мало, то постарайтесь не употребить другие соки, содержащиеся в мясе рыбы. Они богаты протеином, и на их переваривание будет отвлечена жидкость от жизненно важных органов.Пустынные животные также могут быть источником влаги. Например, на северо-западе Австралии аборигены выкапывают пустынных лягушек, которые прячутся в земле. Внутри тела лягушки содержится вода, которую можно из нее выжать.
Мутную, стоячую и болотную воду следует обязательно фильтровать. Существуют несколько способов фильтрации воды в полевых условиях:
Фильтрация воды
В некоторых случаях можно воспользоваться двумя способами грубой фильтрации воды, которая позволяет устранить некоторых паразитов, но, к сожалению, это не относится к большинству болезнетворных микробов.Слева: воткните тростинку в донный песок и всасывайте воду, которая фильтруется через донные отложения. Справа: оберните тканью тростинку или трубочку и, опустив ее немного глубже поверхности воды, всасывайте влагу.

Простейший фильтр представляет собой пустую консервную банку с двумя-тремя небольшими отверстиями, пробитыми в днище, на две трети заполненную мелким песком. Вода заливается сверху и, пройдя сквозь толщу песка, вытекает в отверстия. Для большей надежности процесс фильтровки лучше повторить многократно. Если вода очень загрязнена, песок в банке следует периодически менять на более чистый.
Более простой паровой опреснитель можно сделать из куска полиэтиленовой пленки, емкости и нескольких жердей. Для этого жерди следует установить треножником, подвесить на них емкость и обмотать сверху полиэтиленовой пленкой. Теперь если под емкостью развести костер и довести воду до кипения, то пар будет конденсироваться на пленке и стекать вниз, в образованные подвернутыми краями полиэтилена карманы.
Простейший паровой опреснитель можно изготовить из любой металлической трубы, согнутой под прямым углом - коленом. Труба устанавливается раструбами вверх на две негорючие опоры, например два песочных валика. Внутрь трубы заливается вода. В месте сгиба разводится огонь. На концы трубы надеваются металлические кастрюли или банки, выложенные изнутри тканью. Пар от кипящей воды осаждается на прохладном металле кастрюль, впитывается тканью и по капле стекает в подставленные емкости.
КОНДЕНСАЦИЯДеревья своими корнями могут забирать влагу из водонесущего слоя грунта, расположенного на глубине 15 м и более - докопаться до него вы не сможете.Завяжите полиэтиленовый мешок вокруг здоровой ветки с множеством листьев или накройте полиэтиленовой пленкой зеленый куст и пусть растительность проделает за вас всю работу по сбору воды. Испарение с поверхности листьев приведет к оседанию конденсата
СОЛНЕЧНЫЙ ДИСТИЛЛЯТОР

Антуан де Сент-Экзюпери:
"Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь.Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились".


Полный текст материала Презентация "Сент-Экс и вода" 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Русина Галина Семеновна  ГалинаСеменовна
учитель математики и физики, моу Ромненская сош
09.12.2010 1 6631 1326
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Мне кажется, вы не указали источники некоторых иллюстраций.