Классный час на тему: "Поговорим о милосердии" 5-9 класс.


Классный час на тему : «Поговорим о милосердии».

Детям предварительно были заданы вопросы:

- что такое милосердие?

-добр или зол человек от природы?

-что или кто делает нас добрыми или недобрыми?

-что могу я?

Классный руководитель

-Ребята, наш классный час хочу начать со стихотворения Ю.Друниной «Бинты».

БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Классный руководитель.



Мы еще вернемся к этому стихотворению, а точнее к последним словам поэтессы.

Я просила вас поразмышлять над вопросами, данными мною заранее, поделитесь своими мыслями.

Мнения ребят:

-Я думаю, что человек рождается не добрым и не злым, эти качества он приобретает в зависимости от того, с кем он живет, в каких условиях.

-Я не согласен: дети рождаются добрыми. Посмотрите, как дети тянутся к животным, цветам, сочувствуют, если другому больно…

-А по-моему, если ребенку в детстве будут говорить: «Пожалей бездомного щенка или котенка», то он запомнит это и будет это останется с ним на всю жизнь. А если скажут: «Прогони или побей»- он запомнит и это.



Ребята, давайте вернемся к вопросу: что такое милосердие?

Учащиеся говорят, что «милосердие»- синоним слова «Доброта», оно проявляется в поступках, диктуемых милостью сердца.

Да, в экстремальной обстановке во многих людях проявляется способность к сопереживанию, стремление действенно облегчить страдания сограждан, попавших в беду, но разве экстремальная обстановка дает нам только примеры милосердия? Скоро мы будем отмечать 65-ую годовщину Победы над фашизмом. Как проверяла Великая Отечественная война людей?

Учащиеся. -Я знаю, что жители нашего города принимали эвакуированных с занятой врагом территории, делились всем, что имели.

-Моя прабабушка собирала для фронта теплые вещи, работала.

- А моя прабабушка копала окопы, а ей было всего четырнадцать лет. Даже дети трудились с утра до ночи , не жалея сил, сдавали кровь для раненых.

- В Саратове было создано свыше сорока госпиталей. А Ленинград?! Примеров можно приводить много .

- Все 1418 дней войны в тылу и на фронте советские люди совершали подвиги милосердия. Этим подвигам можно посвятить стихотворение Льва Ошанина.

ВОЛЖСКАЯ БАЛЛАДА

Третий год у Натальи тяжелые сны,

Третий год ей земля горяча —

С той поры как солдатской дорогой войны

Муж ушел, сапогами стуча.

На четвертом году прибывает пакет.

Почерк в нем незнаком и суров:

«Он отправлен в саратовский лазарет,

Ваш супруг, Алексей Ковалев».

Председатель дает подорожную ей.

То надеждой, то горем полна,

На другую солдатку оставив детей,

Едет в город Саратов она.

А Саратов велик. От дверей до дверей

Как найти в нем родные следы?

Много раненых братьев, отцов и мужей

На покое у волжской воды.

Наконец ее доктор ведет в тишине

По тропинкам больничных ковров.

И, притихшая, слышит она, как во сне:

Здесь лежит Алексей Ковалев.—

Нерастраченной нежности женской полна,

И калеку Наталья ждала,

Но того, что увидела, даже она

Ни понять, ни узнать не могла.

Он хозяином был ее дум и тревог,

Запевалой, лихим кузнецом.

Он ли — этот бедняга без рук и без ног,

С перекошенным, серым лицом?

И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,

Повалившись в кровать головой,

В голос вдруг закричала, завыла она:

Где ты, Леша, соколик ты мой?! —

Лишь в глазах у него два горячих луча.

Что он скажет — безрукий, немой!

И сурово Наталья глядит на врача:

Собирайте, он едет домой.

Не узнать тебе друга былого, жена,—

Пусть как память живет он в дому.

Вот спаситель ваш,— детям сказала она,—

Все втроем поклонитесь ему!

Причитали соседки над женской судьбой,

Горевал ее горем колхоз.

Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,

И никто не видал ее слез...

Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.

Только вдруг, словно годы назад,

Под окном раздаются мужские шаги,

Сапоги по ступенькам стучат.

И Наталья глядит со скамейки без слов,

Как, склонившись в дверях головой,

Входит в горницу муж — Алексей Ковалев —

С перевязанной правой рукой.

Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене.

И, взглянув по-хозяйски кругом,

Замечает чужие глаза в тишине

И другого на месте своем.

А жена перед ним ни мертва ни жива...

Но, как был он, в дорожной пыли,

Все поняв и не в силах придумать слова,

Поклонился жене до земли.

За великую душу подруге не мстят

И не мучают верной жены.

А с войны воротился не просто солдат,

Не с простой воротился войны.

Если будешь на Волге — припомни рассказ,

Невзначай загляни в этот дом,

Где напротив хозяйки в обеденный час

Два солдата сидят за столом.

1945



Классный руководитель.

- Спасибо. А какие негативные явления вы знаете из этих героических лет?

Ребята.

-Предательство. И в тылу, и на фронте. Равнодушие к чужому горю. Сытость одних рядом с голодом других…

-Да, это верно. Хотя не эти явления и не гадкие люди определили ход войны, но они увеличили народное горе и унесли немало.

Классный руководитель.

Вернемся к нашим дням. Нелегкое время в стране.. .Ежедневно мы слышим и читаем о немилосердных поступках наших сограждан: молодые матери, тайком родив нежеланного ребенка, выбрасывают в мусорный контейнер; взрослые дети не забирают из больниц или хоронить своих родителей; заложниками бандитов становятся пассажиры самолетов и автобусов; подонки воруют детей и продают их в рабство или за границу… Ветераны Великой Отечественной войны живут в ужасных условиях. А это те, что за нас рисковал жизнью! Что с нами происходит? Где выход из безнравственности? Что делать?

Учащиеся.

Надо каждому начать с себя. Бороться с равнодушием в себе и в других. Тяжелые времена приходят и уходят , а человек должен оставаться человеком. Ни у кого благополучие не может быть постоянным, поэтому надо уметь протянуть руку помощи тем, кто в нем нуждается.

Классный руководитель.

Я хочу прочитать вам стихотворение М. Семенова.

Стена равнодушия.

Равнодушие равно удушью,

Не обвал оно и не цунами,

Закоулками оно крадется, глушью,

Нависает темными крылами.

Тихо, не спеша ведет осаду,

Цепкие объятия сплетает.

Нету с равнодушьем просто сладу:

Милосердия совсем не знает.

Равнодушье вроде бы нейтрально,

Не суй свой нос куда не надо,

Хвори не сочувствует повальной

И здоровью не бывает радо.

Человек в беде. Не докричится!

Ослабевшего не ждет подмога.

В дверь глухую робко постучится-

Тут же остановят у порога.

Равнодушие отгородилось

От людей стеной непроходимой.

Зря бедняги просят: «Сделай милость!»-

Равнодушие проходит мимо.

Ни на чем свой взгляд не остановит,

Никого от боли не спасет.

Если жизнь тебя однажды сломит-

Равнодушье обязательно добьет!

Классный руководитель.

От равнодушия до подлости -один шаг. Во время землетрясения, когда все люди бросаются на помощь пострадавшим, находятся люди, которые занимаются мародерством. Все это далеко от понятия «милосердие»…

Равнодушие ускоряет шаг, услышав крик о помощи, «не видит», как в соседней квартире пьяный издевается над женой и детьми, или инвалид не может спуститься во двор, так как лестница не приспособлена для спуска коляски…

Каждый конкретный случай подскажет вам , как поступить, главное-внутренняя готовность»не проходить мимо» и «пусть чутье будет вашим учителем», как говорил у Шекспира Гамлет.

Главное- научится сопереживать, сочувствовать другому, а неумение сопереживать, опусташает человеческую душу.

Послушайте стихотворение Александра Яшина

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил —

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

 

Когда он слег и тихо умирал, —

Рассказывает мать, —

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

 

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

 

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

 

Теперь прошел я тысячи дорог —

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…



Классный руководитель.

Спасибо, ребята! Что же мы ответим поэтессе- можно ли науке доброты учиться в школе?

Учащиеся. И по книгам тоже!

Классный руководитель.

Разрешите мне закончить нашу беседу еще одним стихотворением Евгения Евтушенко.


КАРТИНКА ДЕТСТВА

Работая локтями, мы бежали,-

кого-то люди били на базаре.

Как можно было это просмотреть!

Спеша на гвалт, мы прибавляли ходу,

зачерпывая валенками воду

и сопли забывали утереть.



И замерли. В сердчишках что-то сжалось,

когда мы увидали, как сужалось

кольцо тулупов, дох и капелюх,

как он стоял у овощного ряда,

вобравши в плечи голову от града

тычков, пинков, плевков и оплеух.



Вдруг справа кто-то в санки дал с оттяжкой.

Вдруг слева залепили в лоб ледяшкой.

Кровь появилась. И пошло всерьез.

Все вздыбились. Все скопом завизжали,

обрушившись дрекольем и вожжами,

железными штырями от колес.



Зря он хрипел им: "Братцы, что вы, братцы..." -

толпа сполна хотела рассчитаться,

толпа глухою стала, разъярясь.

Толпа на тех, кто плохо бил, роптала,

и нечто, с телом схожее, топтала

в снегу весеннем, превращенном в грязь.



Со вкусом били. С выдумкою. Сочно.

Я видел, как сноровисто и точно

лежачему под самый-самый дых,

извожены в грязи, в навозной жиже,

всё добавляли чьи-то сапожищи,

с засаленными ушками на них.



Их обладатель - парень с честной мордой

и честностью своею страшно гордый -

все бил да приговаривал: "Шалишь!..."

Бил с правотой уверенной, весомой,

и, взмокший, раскрасневшийся, веселый,

он крикнул мне: "Добавь и ты, малыш!"



Не помню, сколько их, галдевших, било.

Быть может, сто, быть может, больше было,

но я, мальчишка, плакал от стыда.

И если сотня, воя оголтело,

кого-то бьет,- пусть даже и за дело! -

сто первым я не буду никогда!

(может прочитать подготовленный заранее ученик).




Полный текст материала Классный час на тему: "Поговорим о милосердии" 5-9 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Амирова Наталия Николаевна  rus-amirov
16.04.2010 4 22838 5147

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК