Презентация по русскому языку "Как написать сжатое изложение" для 9 класса


Слайд 1
ГИА-2010 Как написать сжатое изложение
Слайд 2
• Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
Слайд 3
Требования к сжатому изложению • сохранение последовательности в развитии событий; • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; • использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; • установление смысловой связи между предложениями; • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Слайд 4
Чтобы написать сжатое изложение, вам понадобятся следующие коммуникативно-речевые умения: • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); • умение сокращать текст разными способами; • умение правильно и логично излагать свои мысли; • умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Слайд 5
Способы сжатия текста: • 1) исключение подробностей, деталей; • 2) обобщение конкретных, единичных явлений; • 3) сочетание исключения и обобщения.
Слайд 6
• При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Слайд 7
• При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. • Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.
Слайд 8
Приемы сжатия текста сокращение (обобщение) отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения: • На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. • На лугу росли цветы. • 1) • Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. • Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. •
Слайд 9
Приемы сжатия текста • 2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи: • Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) • Встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Слайд 10
Приемы сжатия текста • 3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части: • Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова… • Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном.
Слайд 11
Приемы сжатия текста • 4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые: • У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. (В. Распутин) • У природы есть любимцы. Их она наделяет особой властью.
Слайд 12
Приемы сжатия текста • 6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты: • Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) • Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
Слайд 13
Приемы сжатия текста •7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями: Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (В. Распутин) Был август – благодатное время, когда природа Байкала дарит человеку разноцветье трав, ароматы ягод и плодов, чистый воздух с моря и гор. Байкал в это время запасся водой с тающих ледников, набирается сил для осенних штормов.
Слайд 14
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» 1) 2) • • • • • 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Прослушайте текст во второй раз. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.). Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 15
Основные средства связи между предложениями в тексте 1. Словазаместители местоимения наречия синонимы различные оценочные обозначения родовидовые слова имя собственное – имя нарицательное девушка – она в лесу – там быстро, стремительно храбрец – богатырь деревья – березы офицер – Соболевский 2. Лексические повторы Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю. Олеша) 3. Соответствие видовременных глагольных форм Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева) 4. Предлоги Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных
Слайд 16
Основные средства связи между предложениями в тексте 5. Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. 6. Параллелизм …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). 7. Противопоставление Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.) 8. Вопросительные предложения. Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 9. Союзы 1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)
Слайд 17
Основные средства связи между предложениями в тексте 10. Порядок слов в предложении (прямой, обратный) Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа… (И.С. Тургенев) 11. Последовательность в изложении мыслей встал, умылся, позавтракал 12. Слова-организаторы логических связей вот, почему, из этого следует и др. 13. Вводные слова, организующие порядок высказывания итак, наконец, в заключение разговора.
Слайд 18
Спасибо за внимание! Нездолина А. В. 2010 г.

Полный текст материала Презентация по русскому языку "Как написать сжатое изложение" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нездолина Анна Викторовна  lights_out
12.04.2010 17 31335 5923

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 17
avatar
17 evgenia3344 • 10:19, 04.04.2011
Презентацию взяла на вооружение. Методическая копилка пополнилась еще одним материалом о сжатии текста. Спасибо. Да, фон не очень удачен, но это поправимо.
[Материал]
avatar
16 Заяц64 • 11:54, 31.03.2011
Материал очень хороший. Недавно провели пробный экзамен...Обязательно воспользуюсь Вашей презентацией. Большое спасибо.
[Материал]
avatar
15 zaharya • 21:19, 12.03.2011
Работа, несомненна, нужна учителю и ученику. Спасибо автору.
[Материал]
avatar
14 ЕВМ • 17:36, 15.11.2010
Ваша презентация поможет при подготовке учащихся к написанию сжатого изложения. А дизайнерское оформление каждый может изменить. Главное содержание!
[Материал]
avatar
13 Нин@ • 07:00, 01.11.2010
Анна Викторовна, спасибо за презентацию. Я считаю, что она полезна те только для учителей 9 классов, но и для преподавателей 5-8 классов.В презентации рассмотрены приемы и способы сжатия текста. И учить этому детей нужно с 5 класса. Еще раз спасибо!
[Материал]
avatar
12 Москва2696 • 19:19, 16.10.2010
Содержание отличное, а по поводу цветового решения соглашусь с коллегами: светлый фон будет уместнее. Большое спасибо за представленный материал, думаю, многим (как педагогам, так и детям) он поможет в подготовке к экзамену.
[Материал]
avatar
11 Десна • 14:02, 13.10.2010
Презентация отличается полнотой подбора материала, и это очень важно для учитедя. замечательная основа как одного урока,так и рассредоточенной работы при подготовке к ГИА. Спасибо автору за практическую помощь .
[Материал]
avatar
10 личность • 17:17, 25.09.2010
Уважаемая Анна Викторовна.Спасибо за доступность материала.Понравилось практическое задание по приёмам сжатия текста.
[Материал]
avatar
9 МаринаВТ • 17:33, 22.09.2010
Спасибо за презентацию, обобщён достаточно большой материал, из иллюстративного материала можно легко сформировать тренировочные упражнения. Когда есть что использовать, то легко отредактировать "под себя" и оформление, и всё, что хочется. Думаю, многие будут использовать.
[Материал]
avatar
7 [Материал] Шонина Галина Юрьевна • 16:58, 12.09.2010
Спасибо за презентацию! Все, что хочу сказать детям по теме на первом уроке по теме, здесь есть. Обязательно воспользуюсь.
[Материал]
avatar
8 Lara3172 • 18:13, 12.09.2010
Спасибо за презентацию. Очень своевременно!
[Материал]
avatar
6 [Материал] татьяна • 18:32, 20.08.2010
Презентация хорошая, но при использовании поменяю фон. Спасибо
[Материал]
avatar
5 [Материал] катюшка • 12:25, 01.07.2010
спасибо за презентацию. надеюсь, информация содержашаяся в презентации поможет мне наисать ГИА.
[Материал]
avatar
4 [Материал] mariya • 17:16, 01.06.2010
Отличная презентация поможет в работе спасибо
[Материал]
avatar
3 [Материал] l@l@ • 15:26, 23.04.2010
Мвтериал дельный, наглядный и представлен неплохо. Но презентация перегружена эффектами ввода, что очень затруднит её восприятие детьми. Если нет никакого пароля, прежде чем воспользоваться презентацией, поменяю анимацию.
[Материал]
avatar
1 Natalie • 21:30, 12.04.2010
Трудно рассмотреть белый шрифт на белом фоне. Да и жёлтый воспринимается трудновато.
[Материал]
avatar
2 lights_out • 23:57, 12.04.2010
Когда делала, у меня были достаточно контрастные цвета. Но их легко можно менять по Вашему усмотрению). Может, просто разные мониторы дают отличающуюся цветопередачу.
[Материал]