Классный час – заседание читательского клуба «…и вы увидите: всё станет по – другому» (по сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький прин


Классный час – заседание читательского клуба «…и вы увидите: всё станет по – другому»
(по сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)

Цели:
1) развивать у обучающихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к книге;
2) воспитывать гуманное отношение к миру, нравственные качества;
Задачи:
1) познакомить учащихся с биографией А. де Сент – Экзюпери;
2) продолжить знакомство с притчей – сказкой «Маленький принц»;
3) развивать умение рассуждать, анализировать.
Методы, формы:
- беседа;
- создание ситуации эмоционально – нравственного переживания;
- метод воспитывающих ситуаций.

Предварительная подготовка:
- подготовка презентации «Антуан де Сент – Экзюпери (1900 – 1944 г.г.). Факты из биографии писателя и лётчика».

Ход классного часа – заседания.
Слайд 1
Взаимное приветствие учителя и детей.
Слайд 2
Учитель.
Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки.
В светло – серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке –
На зеленом лугу.
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.
- Кто обратился с такой просьбой к лётчику, который совершил вынужденную посадку в пустыне Сахара? (Маленький принц) Слайд 3
- Какого барашка из тех, которые представлены на слайде, выбрал Маленький принц? (В коробке)
Маленький принц – главный герой повести – сказки А. де Сент – Экзюпери. Именно вокруг этого произведения мы и построим сегодняшний наш разговор. А наши собеседники сегодня – мудрый, добрый человек, французский писатель и, конечно, загадочный Маленький принц. Но сначала познакомимся с отдельными фактами биографии А. де Сент – Экзюпери.

Презентация «Антуан де Сент – Экзюпери (1900 – 1944 г.г.). Факты из биографии писателя и лётчика». (представляют учащиеся)

Учитель. Сказка Экзюпери очень глубока по содержанию, автор поднимает в ней множество проблем, вопросов поистине космического масштаба, так называемые «вечные вопросы».
- Как мы называем такие произведения? (философские)
- Почему вопросы, поднимаемые в таких произведениях, называют «вечными»? (они волнуют людей, живущих в разные времена и эпохи, люди постоянно задумываются над ними, ищут ответы на эти вопросы, нельзя дать однозначных ответов на эти вопросы и т.д.).
Попытаемся, тем не менее, определить, какие «вечные» вопросы затрагивает Экзюпери.
(Учащиеся аргументировано называют эти вопросы, учитель на доску прикрепляет листы с написанными на них вопросами, проблемами; при необходимости корректирует формулировки. В итоге на доске появляется определённая информация. Как показывает опыт, учащиеся не называют все проблемы. К их числу относятся, в частности, проблема одиночества, истинных ценностей, проблема выбора собственного жизненного пути).

Учитель. Обратите внимание, что не все листочки я прикрепила на доску. Что это означает? – мы назвали не все проблемы. Пусть это будут загадки Маленького принца, которые он нам оставит, а мы постепенно будем их отгадывать. А сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на таком «вечном» вопросе как дружба. (На доску учитель прикрепляет лист с написанным на нем словом «дружба»).
- Можно ли сказать, что произведение «Маленький принц» учит, как надо дружить? (конечно, это настоящее учебное пособие по дружбе).
В повести – сказке Экзюпери очень много символов: баобабы – вредные привычки, вред; роза – любовь; змея – смерть. А вот пустыня – символ одиночества, жажды общения. Слайд 9.
Случается в жизни любого человека, что он на какое- то время остается один – нет рядом близкого человека, нет друзей.
- Бывало с вами такое? (многие дети отвечают утвердительно).
- Как вы себя чувствовали при этом? (было грустно, печально, одиноко, было обидно и т.д.).
Иногда кажется, что такое состояние подавленности – навсегда. Но вот что говорит по этому поводу Маленький принц лётчику: «… И пустыня красивая…Знаешь, отчего хороша пустыня? – Где – то в ней скрываются родники».
- Что автор подразумевает под родниками? (друзей, выход из одиночества; родники – спасение от одиночества).
Действительно, одиночество не абсолютно, возможно приобрести друзей. Но как? С чего начать? Каким правилам следовать? Давайте обратимся к сказке.
« И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. (Слайд 10). И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позёвывая:
- Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я ещё совсем растрёпанная…
Маленький принц не мог сдержать восторга:
- Как вы прекрасны!»
Теперь обратимся к другому отрывку.
«- Здравствуй, - сказал он.
- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
- Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней…
- Кто ты? – спросил Маленький принц. (Слайд 11). – Какой ты красивый!
- Я Лис, - сказал Лис».

- С чего же нужно начинать общение? (с добрых слов, с приветствия, с выражения симпатии и т.д.)
То есть то, как сложатся отношения людей друг с другом, во многом зависит от тех слов, которые вы произнесете, от той интонации, с которой вы их произнесёте.
- Что сразу понял Лис? Какое чувство испытал по отношению к Маленькому принцу? (симпатия, доверие).
- Итак, с чего начинается дружба? (с доверия).
Лис почувствовал доверие к Маленькому принцу, начал раскрывать ему свою душу и даже попросил помочь ему реализовать свою мечту.
- Какая заветная мечта была у Лиса? (чтобы его приручили).
- Сразу ли понимает Маленький принц, о чём идёт речь? (нет)
- Как Лис ему объясняет, что значит «приручить»? (создать узы, подружиться, стать нужным друг другу).
- Почему Маленький принц соглашается? (он одинок, у него никого нет на Земле, к тому же он очень расстроился, увидев целый сад роз, и считает, что его роза – обманщица - она ведь сказала, что она – единственная).
- Сразу ли стали друзьями Маленький принц и Лис? (нет)
- Как это происходило? (учащиеся пересказывают соответствующий эпизод).
- Что нужно для того, чтобы завязалась и окрепла дружба? (время, терпение – «надо запастись терпением»).
- Чего не нужно жалеть для друзей? (времени выслушать их проблемы, утешить, порадоваться вместе с ними и т.д. – должно быть чувство сопереживания).
Иногда так бывает, что завязавшаяся дружба прекращается – на время или даже навсегда.
- По каким причинам это возможно? (предательство, равнодушие, непонимание и т.д.)
- О какой причине говорится в «Маленьком принце»: «Напрасно я её слушал, - доверчиво сказал он мне однажды. – Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх… они должны были меня растрогать, а я разозлился…
И ещё он признался:
- Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь… За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность…» (непонимание).
Вот как, оказывается, важно – научится понимать друг друга. Следовательно, что ещё необходимо в дружбе? ( взаимопонимание).
Но давайте вернёмся к Маленькому принцу и Лису. Маленький принц приручил Лиса – они стали друзьями. Теперь Маленький принц из 10 тысяч лисиц узнал бы своего Лиса, и наоборот. И тогда Лис сказал: « Поди взгляни на розы в саду ещё раз. А потом я открою тебе секрет».
- Что же понял Маленький принц, когда, уже научившись дружить и любить, взглянул на розы ещё раз? (эти розы не похожи на его розу, «ради вас не хочется умереть», его роза – действительно единственная).
- Почему роза – его? (он над ней трудился – не только физически (поливал, ограждал от сквозняков), но и душой, то есть дружба требует большого душевного труда).
- Как, чем увидел Маленький принц свою розу? (сердцем).
- В чём же заключался секрет Лиса? («Самое главное глазами не увидишь. Зорко только сердце…»).
Слайд 12
- Что после этого окончательно понял Маленький принц? (он должен вернуться на свою планету – ведь он за розу в ответе).
- Что ещё необходимо в дружбе? (ответственность).
- Какова степень ответственности Маленького принца? (очень велика, он готов пожертвовать собой, своей телесной оболочкой, лишь бы вернуться на свою планету).
Итак, сегодня мы с вами определили самые основные слагаемые дружбы. Назовите их (доверие, терпение, сопереживание, взаимопонимание, душевный труд, ответственность).
Дружба – ценнейший дар, который дается человеку. Его нужно хранить, беречь. И тогда человек будет счастлив, он не окажется в безводной пустыне одиночества и отчаяния, и тогда он увидит: всё стало по – другому – лучше, счастливее, радостнее.

Автор: Фролова Елена Валентиновна  Елена23
-, МОУ гимназия №1
11.05.2010 2 4262 0
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 K@tti • 13:55, 13.05.2010
Автору просьба прислать файл с разработкой.
avatar
1 Natalie • 00:39, 12.05.2010
Файл пустой.