Классный час "Выбор профессии"


Классный час

«Слагаемые выбора профессии» для 9 класса

автор: Королькова Татьяна Николаевна, учитель биологии МБОУ школа №16 г. Балашиха


Возрастная категория участников: обучающиеся 9б класса, 14-15 лет

Цель занятия: подготовка учащихся к выбору профессии на основе самооценки и анализа соответствующих составляющих «хочу» - «могу» - «надо».

Этапы работы:

I этап – вступительное слово учителя;

II этап – характеристика слагаемых выбора профессии (хочу-могу-надо);

III этап – работа в группах;

IV этап – рефлексия;

V – домашнее задание.


Ход занятия


Вступительное слово учителя. (1 слайд)

Добрый день, дорогие ребята, гости, коллеги!

Сегодня мы проводим очередное занятие из цикла «Готовимся к взрослой жизни. Выбираем профессию».

Осталось совсем немного времени, и вы закончите школу. Впереди – жизнь со всеми ее радостями и проблемами. Вам нужно определиться с выбором профессии, научиться строить отношения с людьми, найти правильную дорогу в жизни, понять, что в ней главное, а что – второстепенное. (Звучит музыка).

Есть такая притча. Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его.

Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

«Теперь», – обратился мудрец к ученикам, - » я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваше здоровье, ваша работа, ваша семья, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.

Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша квартира, ваш дом или ваша машина.

Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету.

Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем уже не останется места для более крупных камней.

Проблема. Как же сделать так, чтобы сосуд вашей жизни не был доверху наполнен только песком? (Музыка стихает).

Крепкое здоровье, любимая работа, хорошая семья, большая любовь, верные друзья – это те ценности жизни, которые хотелось бы иметь каждому. Но, к сожалению, очень мало на свете людей, у которых они реализуются сполна.

Поэтому важна иерархия ценностей, т.е. порядок их распределения по степени важности. Именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих. (2 слайд)

Ведущая российская газета «Аргументы и факты» провела социологический опрос среди взрослого населения и предложила распределить жизненные ценности в порядке их важности. Вот что получилось: 1 место заняла ценность здоровья, 2 – семья и дети, 3 – работа и профессиональное мастерство, 4 – друзья, 5 – социальная защита со стороны государства, 6 любовь, 7 – деньги, 8 – личная безопасность.

Нам тоже было необходимо распределить те же ценности по степени важности. (3 слайд)

Ответы показали, что наиболее значимой ценностью для вас является правильный выбор профессии.

Это первый, заметьте, большой из камней, который сегодня мы положим в наш сосуд. А к окончанию курса мы заполним наш сосуд и выстроим систему ценностей, которая поможет вам добиться жизненных целей. (4 слайд)

Учитель объявляет тему занятия – «Слагаемые выбора профессии».

Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Достойная работа позволяет ему реализовать свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия, поддерживает психическое здоровье и что очень важно – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенности жизнью, уверенности в завтрашнем дне. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, живут намного дольше тех, кто неудачлив в работе. Получается, правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. (5 слайд)

Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». (6 слайд)

Под словом “хочу” мы подразумеваем интересы и склонности, собственное желание ребенка получить профессию, но не как не желание других людей (родители, знакомые, сверстники). 

Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности — спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это только возможно. Чем больше вы будете показывать себя, тем лучше узнаете свой интерес. (7 слайд)

Когда говорим “могу”, мы имеет в виду, во-первых, способности ребенка, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию, т. е. поступить в вуз, колледж или какое-либо другое учебное заведение, учитывая такое важное качество, как состояние здоровья.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека. Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности.

Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, спортом, пожарными, аварийно-спасательными работами.

Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста.

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

Итак, «Могу» – значит, обладаю ресурсами, необходимыми для того, чтобы стать профессионалом. Это, прежде всего способности и профессионально важные качества. (8 слайд).

Ну, а под словом “надо” подразумевается востребованность данной профессии в обществе (спрос на рынке труда), возможность трудоустройства.

Существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, инженеров, технологов, производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы.

Производственная сфера – основа любой экономики – испытывает нехватку рабочих мест, а профессии менеджера, юриста, экономиста становятся не востребованными.

Итак, «надо», это не только профессионализм, но и умение ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям.

Как же правильно сочетать “хочу”, “могу” и “надо. Рассмотрим на конкретных примерах. (9 слайд).


Работа в группах (обсуждение ситуаций).


После решения задач 10 слайд.


Вывод: в том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу” и “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.

Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. (11 слайд)

И, конечно же, чтобы добиться успеха в жизни, нужно много и упорно работать. Ведь, как сказала английская писательница Кристи Ли, только в словарях слово «победа» стоит перед словом «работа».


Подведение итогов классного часа (рефлексия). (12 слайд)


  1. Что вы узнали о слагаемых профессии?

  2. Какие чувства вызвало данное занятие, какие возникли мысли?

  3. Считаете ли вы данную тему важной, почему?


Учитель раздает памятки «Советы по выбору профессии».


А на следующем занятии мы поговорим о ценности здоровья, так как эта ценность стоит на втором месте в нашем рейтинге.


Завершаем наш классный час стихотворением Э. Асадова «Творите биографии свои». (13 слайд)



Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Сережникова А.И.» ПРОГРАММА «ГОТОВИМСЯ К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ. ВЫБИРАЕМ ПРОФЕССИЮ» Автор: КОРОЛЬКОВА Татьяна Николаевна, учитель биологии Балашиха 2012
Слайд 2
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬЯ И ДЕТИ РАБОТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ДРУЗЬЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА РАНГ (ВЗРОСЛЫЕ) 1 2 3 4 5 ЛЮБОВЬ 6 ДЕНЬГИ, БОГАТСТВО 7 ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 8
Слайд 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ 9 Б КЛАССА ГЛАВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕННОСТЬ – ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Слайд 4
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»
Слайд 5
СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ХОЧ У НАД О МОГ У
Слайд 6
ХОЧУ ИНТЕРЕСЫ СКЛОННОСТИ
Слайд 7
МОГУ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОЗМОЖНОСТИ СПОСОБНОСТИ
Слайд 8
НАДО СПРОС НА РЫНКЕ ТРУДА ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Слайд 9
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ  Образец текста О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ  Второй уровень  Третий уровень  Четвертый уровень  Пятый уровень
Слайд 10
ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ХОЧУ МОГ У НАД О
Слайд 11
ТОЛЬКО В СЛОВАРЯХ СЛОВО «ПОБЕДА» СТОИТ ПЕРЕД СЛОВОМ «РАБОТА» КРИСТИ ЛИ
Слайд 12
РЕФЛЕКСИЯ ЧТО ВЫ УЗНАЛИ О СЛАГАЕМЫХ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ? СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ТЕМУ ВАЖНОЙ, ПОЧЕМУ? КАКИЕ ЧУВСТВА И МЫСЛИ ВЫЗВАЛО У ВАС ДАННОЕ ЗАНЯТИЕ?
Слайд 13
Список источников 1.Ефимова Е.В. Предпрофильная подготовка учащихся: методическое пособие по организации и проведению. Авторсост. Е.В.Ефимова. -67с. 2.Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 228 с. 3.Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с. 4. http://www.gifpark.su/
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Полный текст материала Классный час "Выбор профессии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королькова Татьяна Николаевна  Tatianakorolkowa
08.02.2013 0 7751 2654

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0