Классный час "Главная высота России" (посвящен 70-летию Сталинградской битвы)


Цель: познакомить учащихся с основными событиями Сталинградской битвы.

Задачи:
1. Используя различные источники информации познакомиться с основными  этапами Сталинградской битвы.
2. Совершить интерактивное путешествие на  Мамаевом  кургане- «Главной высоте России»
3. Сделать вывод о значении победы под Сталинградом для освобождения Краснодарского края.
4. Способствовать формированию навыков самостоятельной работы учащихся, навыков работы в группах.  
5. Воспитание  любви к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа.
6. Формирование патриотизма, стремления знать историю своей страны.   
 
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, магнитофон, выставка книг о Сталинградской битве, Интернет –сайт «Музей-заповедник Сталинградской битвы»,виртуальные экскурсии.

Подготовка к классному часу:
1.    Учащиеся делятся на микро-группы.
2.    Каждая микро-группа получает индивидуальное задание:

А) найти фотографии  мемориального комплекса на Мамаевом кургане.
Б) подобрать информацию о том, какое событие Сталинградской битвы отражено в каждой  экспозиции мемориала.
В) подобрать песни, стихи о Сталинградской битве, Мамаевом кургане.
Г) подобрать информацию о  примерах героических подвигов советских солдат  во время Сталинградской битвы.
Д) подобрать информацию об участии кубанцев, станичников в Сталинградской битве.
 
Ход классного часа

1.    Организационный момент-настрой  учащихся на  классный час.
2.    Вступительное слово классного руководителя:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
 2 февраля вся страна будут отмечать день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении.   Сегодняшний классный час мы посвящаем этой великой победе. (слайд- 1)
  Какой сегодня ясный, солнечный  февральский день.  Но  так было не всегда. 70 лет назад шли по русской земле немецкие войска, гремели над нашей страной взрывы,  раздавался гул вражеских самолетов и танков. 
   Немцами  были заняты   Европейская часть России, Краснодарский край, Щербиновский район.
 Это б  в  феврале  1943 года, 70  лет назад – в самом снежном, самом белом месяце русской зимы. Но земля  русская в этот год была черной. Черным был снег, перемешанный взрывами с землей . Да и саму землю  нельзя было назвать землей: она была изранена  воронками от бомб,  покрыта  сплошным слоем рванного, искореженного, обгоревшего металла.

Ученик: (слайд- 2)
 Война!…Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы
Все встали на борьбу и стар, и мал.
На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат…
И пионер солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат…
 Звучит отрывок песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» (из кинофильма «Белорусский вокзал») и демонстрируются слайды с фотографиями  боевых действий. (слайд 3-15)

   Учитель: Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Долог и непосильно тяжел был путь к победе. Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа, это переломный момент Великой Отечественной  войны.         
      Царицын, Сталинград, Волгоград- все это названия одного города, расположенного на берегу великой русской реки Волги. (слайд-- 16) Крупнейший порт пяти морей - Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного,  город-металлург, выпускающий сталь и прокат, алюминий и нефтепродукты, транспорт и суда, танки и орудия Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов. (слайд- 17)
  Давайте, ребята, посмотрим на старые ленты кинохроники  и узнаем, как это было 70 лет назад.
Ученик:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой.
После просмотра фильма учащиеся отвечают на вопросы.
1.    С какой целью немецкие войска стремились занять город Сталинград?
2.    Что предприняли немцы перед наступлением на город?
3.    Почему немцы называли дорогу к Сталинграду «Дорогой смерти»?
4.    Как жители города готовились к обороне Сталинграда?
5.    Какие маневры предприняли  Советские войска  для освобождения города?
6.    Когда закончилось освобождение города Сталинграда?
7.    Как победа под Сталинградом повлияла на ход Вов?
 Учитель: Мамаев Курган — главная  высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны.  (слайд-20).  Мамаев курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу. В середине сентября 1942 года Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана.
 Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут  моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии.
   Обожженный, изрытый глубокими воронками, дзотами, покрытый осколками от бомб и снарядов, курган и зимой чернел, как обугленный. Это место огромных людских потерь… и беспримерного мужества и героизма советских воинов. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега.
    По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде он находился до 1959 года.   В  1959 году на Мамаевом кургане стартовало масштабное строительство. Колоссальный размах и сложность проектов монументов потребовали долгих сроков для его воплощения в жизнь. Закончено строительство было лишь 15 октября 1967 года, когда памятник «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был в торжественной обстановке открыт. Это самый большой монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, когда-либо построенных в мире. Совокупная площадь комплекса на Мамаевом кургане составляет 26 гектаров.  

Начало экскурсии.(Интернет-экскурсия)
Учитель: Мамаев курган. Это священное место для всех русских людей. Визитная карточка   города-героя. Первая ассоциация у любого гостя. Скажи: "Волгоград!" Ответят: "Мамаев курган..."
На курган славы любую экскурсию привозят в первую очередь. Понять и прочувствовать атмосферу кровопролитной Сталинградской битвы можно именно здесь. Вокруг мирная жизнь, город живет и работает, любит и творит. Попадая на Мамаев курган, словно на невидимой машине времени перемещаешься в далекие страшные времена Второй мировой...
Песня «Растет в Волгограде березка» (слайд-21)

Учитель: Березка о которой поется в песне, да и сама песня –две капли огромной  нашей, общей народной памяти.
Растет эта березка у подножья Мамаева кургана, в левом крыле парка, что раскинулся по обе стороны главной лестнице мемориала. Много  у нее, этой березки веточек, и каждая как судьба человека.  Да и у самой этой березки необычная судьба.

Ученик: До войны жили в Сталинграде пятеро братьев Рыкуновых: Степан, Иван, Федор, Сергей и Василий.  С началом войны все пятеро ушли на фронт. А вернулся с войны один Федор. Он и посадил на Мамаевом кургане  в память о братьях эту березку. Сейчас она высока и белоствольна , и много у нее дорогих каждому русскому человеку веточек.

Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
Учитель: На Входной площади расположена вводная многофигурная скульптура «Память поколений». Она являет из себя каменную стену, где изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут отдать почести героическим защитникам Сталинградской земли. Это шествие является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколение

Учитель: По ступенькам мы начинаем движение по Мамаеву кургану.200 гранитных ступеней поднимают нас к вершине композиции — статуе "Родина-мать зовет!". 200 дней и ночей шла Сталинградская битва... И эти ступени как символ.
Далее мы оказываемся на тополиной Аллее. Мы видим сомкнутый строй тополей. Ты только ступил на его землю. Но уже замирает сердце: это не тополя, это плечо к плечу стоят насмерть солдаты Сталинграда. И павшие, и те, кто выжил.
Длинная красивая аллея приводит на площадь "Стоявшим насмерть". Гранитный солдат закрывает от недругов Родину-мать. . Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу. Она питает его своей силой, даёт ему опору
Стены-руины
Стены-руины это каменная книга и героическая летопись. Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи.  Левая сторона стен-руин посвящена клятве сталинградцев, правая — самой Сталинградской битве. Многие изображенные эпизоды и сцены имеют документальное подтверждение событий, воспроизводят реальные лица, документы, призывы и пр. 
Стены-руины привели нас на площадь Героев. Огромное озеро-бассейн, в нем нет краев, вода все время выливается в стоки. Торжество жизни над смертью, слезы по погибшим. Справа, напротив знамени, шесть двух фигурных скульптурных композиций. Вот герой несет раненого друга, Солдат и генерал — они были рядом. Медсестра, спасающая солдата... Общий подвиг, общая победа.
Эти скульптурные композиции рассказывают о подвиге советских солдат. И о них вы подготовили сообщения.
Ученик : Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей Путилов был посмертно награжден Орденом отечественной войны 2 степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Ученик : В дни Сталинградской битвы бывший моряк Тихоокеанского флота Василий Зайцев проявил незаурядные способности снайпера. Только в уличных боях он довел свой личный счет до 240, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Кенингса – уничтожить Зайцева.  Но вскоре  он был застрелен известным советским снайпером.

Ученик : Михаил  Паникаха – боец 1-ой роты 193-й стрелковой дивизии. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.

Ученик : Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-си¬рота помогал, как мог, бойцам 142-го полка 47-ой гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.
Ученик :  В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из подростков 10—14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков.  Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.

Учитель: История Сталинградской битвы хранит немало имен женщин-медсестер, связисток – с героической и трагической судьбой.

Ученик :В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 г. оказывала помощь раненым и под непрерываемой бомбежкой спасала тонувших Людмила  Родионова. В одном из боёв она получила тяжёлое ранение в голову, выжила и вернулась в строй.

Ученик :420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, что¬бы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.

Ученик :Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королёва (а среди близких  - Гуля) с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и унич¬тожила 15 фашистских солдат. Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук — и продолжала стрелять по врагу.

Ученик :Медсестра Маша Мелихова  не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь. Это милосердие, участие, сострадание удесятеряло силы солдат и было настоящим подвигом. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь
Учитель: Слева — стена в виде развернутого знамени. На нем надпись: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?" Добавить нечего.
 Площадь героев завершается подпорной стеной. На гладкой поверхности стены,  художником в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении немецких генералов и солдат, митинге победителей. 
 С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы.
Зал воинской славы встречает тревожной музыкой Шумана "Грезы". Медленно поднимаемся по кольцу, все стены которого украшают символические приспущенные знамена, на которых выгравированы 7200 фамилий погибших за главную высоту России. Над знаменами — широкая лента с надписью:
"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"
В центре зала — огромная рука, держащая факел с вечным огнем. Пока горит огонь, память в людских сердцах будет жить!
Выход из Зала воинской славы приводит нас на площадь Скорби. 
На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем— символом последних воинских почестей.
Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. 

Ученица:
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла  она земли  две горсти
И завязала землю в узелок.
 
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо берёзок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
 
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
 В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук…
 
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего-
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего…
 
Потом цветы  на мрамор положила,
Ещё взглянула и ещё прочла,
Кулёк конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоняя, и к выходу,
                                             усталая,  пошла.
 
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Ещё минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…

Учитель: С этой площади начинается подъем к главной статуе "Родина-мать". По дороге к главному монументу комплекса с одной стороны расположены захоронения Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Самая первая надгробная плита содержит надпись: "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен. Вечная слава!"
И вот мы у подножия огромной скульптуры.. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. 
 Скульптура  Родина-мать» представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.
135 дней великой битвы за высоту на Волге. 135 долгих дней, каждый из которых уносил сотни молодых жизней.
И сейчас, стоя на кургане, всегда чувствуешь какую-то тревогу, всегда текут слезы... Столько похороненных бойцов. Столько оборванных жизней. 34505... Колоссальная цифра!
Именно здесь был остановлен гитлеровец, именно с этой высоты началась победа в Великой Отечественной войне.

Ученик:  (слайд- 22)
И Мамаев курган кровью русских полит,
Он весь стонет от ран, он нам молча кричит.
Враг коварный пришел нашу землю отнять,
Смерть свою он нашел. И врагу не понять:
Не за страх те деды – за свое лишь дрались,
Чтобы сбылись мечты, чтобы мы родились.
Так спасибо им всем, кто погиб, кто живет.
Память в вечном огне и в сердцах не умрет!

Учитель: Сталинградское сражение… Для нынешнего поколения оно - фрагмент великой войны за освобождение нашей Родины, для ветеранов - живая история, которую они и сегодня вспоминают со слезами на глазах…

Ученик: 
В свой срок не поздно и не рано
Придет зима, замрет земля
И ты к Мамаеву Кургану
Придешь второго февраля
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на краю метели белой
Положишь красные цветы.
Сто лет пройдет
И сто метелиц
А мы пред ними всё в долгу
Февраль-февраль,
Солдатский месяц
Горят гвоздики на снегу.
 Учитель:  В  боях под Сталинградом принимали участие сыны и дочери Кубани. (слайд- 23)  В обороне Сталинграда участвовала 4-я гвардейская стрелковая дивизия, в состав которой входил Кубанский комсомольский артиллерийский Сегодня на Кубани проживают 740 участников Сталинградской битвы, из них более двухсот - в Краснодаре.  У каждого участника Сталинградской битвы своя история, которая в памяти даже спустя 70 лет.  Воспоминания — это самое ценное, чем могут сегодня поделиться ветераны.  До наших дней дожили немногие участники Сталинградской битвы. Вчера (1 февраля)  губернатор края А.Н. Ткачев  встречался с участниками Сталинградской битвы. Он поблагодарил ветеранов за подвиг и поздравил их с 70-летием победы в одном из самых главных сражений Второй мировой. Александр Ткачев сказал:«Наша молодежь должна, обязана знать всю правду о войне. Вы и есть вся правда. Кроме вас никто не расскажет. Даже кино — это тоже сказки. Молодцы! Спасибо вам губернаторское и сыновье! Спасибо за вашу работу», — поблагодарил ветеранов Александр Ткачев. (слайд- 24) 
 Среди участников Сталинградской битвы были жители  станицы Новощербиновской –Холод С.И. и  Степочкин  И.Р. (ученики  рассказывают  биографию ветеранов)
    Ученик: Стёпочкин Владимир Романович родился 10 января 1922 года в шестнадцати километрах от города Смоленска. Окончил семь классов, работал в колхозе помощником бухгалтера.
    Воевал он  на Сталинградском фронте с июня по сентябрь 1942 года. Был ранен,  лежал в госпитале города Саратова. С 6 октября  по 26 декабря 1942 года он служил в 308 стрелковом полку 98 дивизии. После второго ранения был направлен в Саратов обучать младших командиров для воинских частей. После трех месяцев учебы их отвозили на фронт. Затем Владимир Романович служил в Марийской ССР, где готовили солдат для воинской службы, и отвозил их под Кенигсберг. После чего был переведён в Кировскую область в воинскую часть командиром миномётного взвода. 22 июля 1945 года демобилизовался. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны и медалями.
Ученик:  Сергей Иванович уроженец ст. Новощербиновской. Военная специальность Сергея Ивановича – артиллерист – разведчик.   После взятия Ростова  немцами полк Сергея Ивановича вышел на  Цимлянскую, и с тяжёлыми потерями, без материальной части, стал отступать на Сталинград. В конце июля 1942 года под Сталинградом получили новую материальную часть.  Рота Сергея Ивановича в составе 127 человека рядового и сержантского состава, была передана в 85 артиллерийский полк. Сначала полк располагался в районе Царица, затем был переброшен   в  район завода «Красный Октябрь» - возле Мамаева кургана  и там под непрерывными, обстрелами держали оборону, жили и сражались в подвалах, ямах, почти под открытым небом. Оставили солдаты свои  позиции только в начале февраля  1943  года, после пленения Паулюса и его штаба.
 Затем полк перебросили в 62 армию Чуйкова. Многие однополчане погибли, состав полка полностью обновлялся несколько раз. 
      Сергей Иванович участвовал в освобождении  городов   Никополь, Николаев, Запорожье,   освобождал города  Польши -  Познань, Люблин.
Ученик:
 Прошла война, прошла страда,  
Но боль взывает к людям: 
Давайте, люди, никогда 
Об этом не забудем. 
Пусть память верную о ней  
Хранят, об этой муке,  
И дети нынешних детей, 
И наших внуков внуки.

Ученик: Героев наградили орденами , медалями , званиями, в их честь назвали улицы, площади, корабли… . Нужно ли это мёртвым? Нет. Это нужно живым.  Чтобы не забывали.
Учитель: Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.   Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков.  Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков.
Мы помним, что фронтовики среди нас. Это наши соседи по дому, улице. Давайте и дальше проявлять к ним внимание, давайте сделаем так, чтобы юбилей Сталинградской битвы стал для них праздником вдвойне.
В-первых, потому что выстояли, а во-вторых, потому, что о них  подарили нам мир над головой. И давайте всем ветеранам скажем: «Спасибо за победу!»
Итог классного часа: (слайд- 25) 
  Учитель: Ребята, в годы Вов солдаты писали письма родным   и отсылали в конвертах- треугольниках. Сегодня я предлагаю вам написать такое письмо- треугольник ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в станице Новощербиновской. В этом письме напишите слова благодарности ветеранам за наше мирное небо над головой.
Учащиеся класса поют песню «Спасибо деду за победу!»(слайд- 27) 
 

Полный текст материала Классный час "Главная высота России" (посвящен 70-летию Сталинградской битвы) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королева Марина Васильевна  королева5998
учитель географии и кубановедения, классный час "Главная высота России"
12.03.2013 0 13401 1715
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0