К уроку


О методической стороне вопроса, о принципе всякого движения можно написать книгу, которая принесла бы ее автору известность, подобно той, которая пришла к японскому физику Рёю Утияма. 

Факультатив - хорошее дополнение к классным урокам по физике. Факультативные занятия позволяют знакомить учащихся с вопросами, выходящими за школьную программу. Делаем небольшое уточнение: желательно, чтобы факультативный материал был более конкретного содержания. 

Пересказ (переформулирование) лежит в основе эвристических приемов в решении задач. Пересказать задачу иначе полезно и в старших классах.

Презентация к уроку физики в 10 классе по теме "Конденсаторы", основана на активном использовании виртуального демонстрационного эксперимента.

Как повысить мотивацию учеников при изучении физики? Как  заинтересовать их и сделать материал интересным, связав его с их потребностями? Пример  необычной подачи  учебного материала по физике (Законы Ньютона) на видео.

Материал предназначен для изучения свойств жидкостей в 10 классе в разделе "Свойства паров, жидкостей и твердых тел". Для наглядности разработана презентация.

В статье рассмотрены последние материалы в области изучения наличия жизни за пределами нашей планеты. Автор ссылается на публикации научных исследований в этой области.

Давно замечено, что там, где учитель физики обладает чувством юмора, ученики заражены физикой, что говорит само за себя. Да и в учебной литературе и особенно научно-популярной литературе авторы время от времени цитируют стихи, считая, что они как-то соотносятся с содержанием учебного материала. Может быть, это должно стать нормой?

Анализ и синтез важны для школьной физики и математики. Владение этими понятиями уже в школе закладывают фундамент для будущих занятий в средних и высших учебных заведениях. Желательно, чтобы учащиеся имели возможность видеть широту этих понятий.

Тема иллюзии в школьной физике всегда оживляет внимание. Но сама по себе тема иллюзий воспитывает у учащихся навыки самонаблюдения и критического отношения к явлениям мира. Ради того, чтобы урок был не скучным оправданы любые средства. 

Когда-то академик Капица П.Л. заставлял своих учеников читать рыцарские романы. Считалось, что это развивает способности к физике. Встречались публикации,  призывающие к использованию методов литературы в точных науках. Паскаль требовал от ученых владения литературным языком. Стихи, загадки в стихотворной форме хороши в школьной практике.

В 2017 – 18 учебном году в школьной программе появится новый предмет – астрономия. Но интерес к звездному небу был у человека всегда. Безграничность тайн Вселенной привлекала пытливые умы во все века.

Для школы важна эвристическая составляющая в решении задач. Она важна еще и с точки зрения гуманизации самого предмета. Школьная физика допускает возможность использования самых разных средств, позаимствованных из литературы. Например, такой рассказ Эдгара По как "Золотой жук" дает полное представление об ассоциативном мышлении, причем в художественной форме.

Сценарий урока и технологическая карта урока, для учителей работающих в 8 классе с интерактивной образовательной средой "Интеллектуальная школа" (СТРАТУМ).

Обобщающий урок по изученной теме необходим для закрепления понятий, формул, решения задач; для понимания значимости материала в окружающей нас жизни, т.е. где в жизни мы можем применить знания физики.
При проведении обобщающего урока в 8 классе  по теме: «Тепловые явления» основной целью является закрепить знания и активизировать познавательный интерес учащихся. Один из способов повысит познавательный интерес учащихся использование на уроке игровых моментов, конкурсов, творческих заданий.

Презентацию можно использовать на обобщающем уроке для закрепления темы «Газовые законы» в 10-11 классе, на 1-м курсе колледжа. 
В работе содержится краткий теоретический материал по теме «Газовые законы», что позволяет повторить и обобщить полученные знания. 

Урок разработан в соответствии с современными требованиями. Описаны приемы, создающие хорошее настроение, мотивирующие на коммуникативную и эмоциональную деятельность. Обучающиеся постоянно находятся в активной деятельности. Учитель выступает в роли помощника, организатора. В разработку включен конспект урока, презентация и раздаточный материал

Кроссворд содержит в себе 13 вопросов по данной теме. Чтобы узнать вопрос нужно навести курсор мыши на номер вопроса. Для того чтобы узнать результат тестирования следует перейти на второй лист "Результаты", на этом листе отображается количество набранных учеником баллов и его оценка. Второй и третий лист документа защищены паролем, третий лист скрыт. 

Какие вопросы в первую очередь заставляют нас полюбить физику? Вот эти вопросы: возможно ли путешествие во времени? Существуют ли параллельные вселенные? Сухие курсы механики вполне способны отвратить от физики. Нас может выручить веселое и раскованное обсуждение вопроса в виде игры (игрового метода). В одной из игровых методик предлагается построить машину времени (конечно, не построят, но пользы много: учащиеся начинают осознавать свои непонятки по физике - такой вот, интересный феномен игры).

Современный задачный репертуар по специальной теории относитительности может быть распространен и на задачи, которые на первый взгляд как бы и не связаны с самой теорией.  Предлагаемая задача и преследует цель сближения обычных вопросов задач механики и теории относительности.

Урок построен в интегрированной форме, в который включены не только физические упражнения, но и коррекционные упражнения на развитие и формирование речи у детей, упражнения развивающие слуховой, зрительный анализатор,  тактильные и вибрационные приемы. Так же  включены темы, изучаемые по предметам « Живой мир» и «Математика».

В материале представлен план проведения внеклассного мероприятия по физике. Главная задача, решаемая в процессе подготовки и проведения мероприятия, развитие интереса к физике. В материале нет конкретных вопросов, выносимых на конкурсы, каждый учитель-организатор сам может подобрать вопросы, ориентируясь, прежде всего, на уровень знаний своих учеников. Кроме того, опубликованные задания могут быть доступны участникам КВН. Основная часть заданий основана на знании школьного курса физики, но должны иметь оригинальный характер, с примерами, выходящими за рамки школьного курса. Творческий характер конкурсов позволяет привлечь учащихся с разной степенью подготовленности по физике. Непринужденная, доброжелательная, в меру веселая атмосфера, но, безусловно, научное содержание вопросов, участие в конкурсах зрителей, учеников и учителей, все это призвано формировать и укреплять положительное отношение к физике, как науке и учебному предмету.

Учащиеся применяют теоретические знания о характеристиках механических волнах, распространении звука к рассмотрению повседневного опыта восприятия звуковых волн и расширяют свои знания, выявив характеристики, присущие звуку (громкость, высота).

Карточки  формируют ЗУН по работе с графиками. Учащиеся определяют, по графику S и  t, вычисляют скорость. Переводят скорость из м/с в км/ч. Сравнивают полученные скорости. По полученным значениям используя таблицу, 16 в сборнике задач В.И.Лукашик, определяют, какое живое существо может двигаться с полученной скоростью.    Карточки можно использовать для работы на уроке или раздать как домашнюю работу.

По карточкам необходимо определить гидростатическое давление на дно сосуда, на верхнюю и нижнюю грань тела опущенного в жидкость. Также определить силу Архимеда. Карточки отсканированы, отредактированы в графическом редакторе и размещены в программе MS Word. К каждой карточке добавлено задание, чтобы учителю было удобно распечатывать материал.   

Софизм является одним из эффективных средств обучения в школе. Основное достоинство софизма заключается в занимательной форме. Кроме того, софизм допускает литературные и эмоциональные описания предмета. Встреча с софизмами оживляет внимание даже тех учащихся, которые довольно-таки равнодушных к учебе.

Методическая разработка обобщающего  урока по теме «Законы взаимодействия и движения тел» по физике 9 класс. В игровой форме происходит закрепление теоретических и практических знаний, формирование познавательных интересов, повышение мотивации изучения физики, коммуникативных УУД. Задания можно воспроизводить на интерактивной доске. 

В этом видеоматериале при помощи наглядной трёхмерной модели "пояса аналемм" представлены тонкости суточного и годового хода солнца по небосклону в разных точках земного шара: в Гринвиче, в заполярье, на полюсах и на экваторе.

Тема урока соответствует программе как Российских, так и Казахстанских школ. Целью урока является организация работы учащихся на вывод формул для расчета работы и мощности тока, анализ единиц измерения работы тока, экспериментальное определение работы тока, решение задач на расчет работы, мощности и стоимости электроэнергии.