К уроку


Для школы важна эвристическая составляющая в решении задач. Она важна еще и с точки зрения гуманизации самого предмета. Школьная физика допускает возможность использования самых разных средств, позаимствованных из литературы. Например, такой рассказ Эдгара По как "Золотой жук" дает полное представление об ассоциативном мышлении, причем в художественной форме.

Сценарий урока и технологическая карта урока, для учителей работающих в 8 классе с интерактивной образовательной средой "Интеллектуальная школа" (СТРАТУМ).

Обобщающий урок по изученной теме необходим для закрепления понятий, формул, решения задач; для понимания значимости материала в окружающей нас жизни, т.е. где в жизни мы можем применить знания физики.
При проведении обобщающего урока в 8 классе  по теме: «Тепловые явления» основной целью является закрепить знания и активизировать познавательный интерес учащихся. Один из способов повысит познавательный интерес учащихся использование на уроке игровых моментов, конкурсов, творческих заданий.

Интерактивный тренажёр по физике "Газовые законы"; 10 - 11 классы

Презентацию можно использовать на обобщающем уроке для закрепления темы «Газовые законы» в 10-11 классе, на 1-м курсе колледжа. 
В работе содержится краткий теоретический материал по теме «Газовые законы», что позволяет повторить и обобщить полученные знания. 

Методическая разработка урока физики "Архимедова сила"; 7 класс

Урок разработан в соответствии с современными требованиями. Описаны приемы, создающие хорошее настроение, мотивирующие на коммуникативную и эмоциональную деятельность. Обучающиеся постоянно находятся в активной деятельности. Учитель выступает в роли помощника, организатора. В разработку включен конспект урока, презентация и раздаточный материал

Интерактивный кроссворд на тему: "Основы электродинамики"; 10 класс

Кроссворд содержит в себе 13 вопросов по данной теме. Чтобы узнать вопрос нужно навести курсор мыши на номер вопроса. Для того чтобы узнать результат тестирования следует перейти на второй лист "Результаты", на этом листе отображается количество набранных учеником баллов и его оценка. Второй и третий лист документа защищены паролем, третий лист скрыт. 

Какие вопросы в первую очередь заставляют нас полюбить физику? Вот эти вопросы: возможно ли путешествие во времени? Существуют ли параллельные вселенные? Сухие курсы механики вполне способны отвратить от физики. Нас может выручить веселое и раскованное обсуждение вопроса в виде игры (игрового метода). В одной из игровых методик предлагается построить машину времени (конечно, не построят, но пользы много: учащиеся начинают осознавать свои непонятки по физике - такой вот, интересный феномен игры).

Современный задачный репертуар по специальной теории относитительности может быть распространен и на задачи, которые на первый взгляд как бы и не связаны с самой теорией.  Предлагаемая задача и преследует цель сближения обычных вопросов задач механики и теории относительности.

Урок построен в интегрированной форме, в который включены не только физические упражнения, но и коррекционные упражнения на развитие и формирование речи у детей, упражнения развивающие слуховой, зрительный анализатор,  тактильные и вибрационные приемы. Так же  включены темы, изучаемые по предметам « Живой мир» и «Математика».

В материале представлен план проведения внеклассного мероприятия по физике. Главная задача, решаемая в процессе подготовки и проведения мероприятия, развитие интереса к физике. В материале нет конкретных вопросов, выносимых на конкурсы, каждый учитель-организатор сам может подобрать вопросы, ориентируясь, прежде всего, на уровень знаний своих учеников. Кроме того, опубликованные задания могут быть доступны участникам КВН. Основная часть заданий основана на знании школьного курса физики, но должны иметь оригинальный характер, с примерами, выходящими за рамки школьного курса. Творческий характер конкурсов позволяет привлечь учащихся с разной степенью подготовленности по физике. Непринужденная, доброжелательная, в меру веселая атмосфера, но, безусловно, научное содержание вопросов, участие в конкурсах зрителей, учеников и учителей, все это призвано формировать и укреплять положительное отношение к физике, как науке и учебному предмету.

Учащиеся применяют теоретические знания о характеристиках механических волнах, распространении звука к рассмотрению повседневного опыта восприятия звуковых волн и расширяют свои знания, выявив характеристики, присущие звуку (громкость, высота).

Карточки по физике "График зависимости S(t), при равномерном и прямолинейном движении" для 7 класса

Карточки  формируют ЗУН по работе с графиками. Учащиеся определяют, по графику S и  t, вычисляют скорость. Переводят скорость из м/с в км/ч. Сравнивают полученные скорости. По полученным значениям используя таблицу, 16 в сборнике задач В.И.Лукашик, определяют, какое живое существо может двигаться с полученной скоростью.    Карточки можно использовать для работы на уроке или раздать как домашнюю работу.

Карточки Л.И. Скрелина "Давление в жидкости" для 7 класса

По карточкам необходимо определить гидростатическое давление на дно сосуда, на верхнюю и нижнюю грань тела опущенного в жидкость. Также определить силу Архимеда. Карточки отсканированы, отредактированы в графическом редакторе и размещены в программе MS Word. К каждой карточке добавлено задание, чтобы учителю было удобно распечатывать материал.   

Софизм является одним из эффективных средств обучения в школе. Основное достоинство софизма заключается в занимательной форме. Кроме того, софизм допускает литературные и эмоциональные описания предмета. Встреча с софизмами оживляет внимание даже тех учащихся, которые довольно-таки равнодушных к учебе.

Методическая разработка обобщающего  урока по теме «Законы взаимодействия и движения тел» по физике 9 класс. В игровой форме происходит закрепление теоретических и практических знаний, формирование познавательных интересов, повышение мотивации изучения физики, коммуникативных УУД. Задания можно воспроизводить на интерактивной доске. 

Видеоролик по астрономии "Как Солнце ходит по небу"

В этом видеоматериале при помощи наглядной трёхмерной модели "пояса аналемм" представлены тонкости суточного и годового хода солнца по небосклону в разных точках земного шара: в Гринвиче, в заполярье, на полюсах и на экваторе.

Тема урока соответствует программе как Российских, так и Казахстанских школ. Целью урока является организация работы учащихся на вывод формул для расчета работы и мощности тока, анализ единиц измерения работы тока, экспериментальное определение работы тока, решение задач на расчет работы, мощности и стоимости электроэнергии. 

Статья преследует цель, которую можно сформулировать следующим образом: применение математики в широком смысле этого слова. Обычно применение математики в школьной физике сводится к вычислительной задаче. Такое очень узкое понимание математики в приложении к физике не отражает всех возможностей математического способа решения задач и не закладывает в будущем навыков подобного рода в технических приложениях. Опыт показывает, что даже среди инженерно-технических работников вопрос о применении математики к решению инженерно-технических задач в подавляющем большинстве случаев сводится к вычислительному аспекту. Между тем возможности математики к решению таких и школьных задач гораздо более эффективны, если не ограничиваться только вычислительной стороной. Таким образом, вопрос о применении математики к естественным наукам имеет и характер педагогического воспитания в образовании.

Интерактивный тест по теме "Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа"; 10 класс, 1 курс СПО

Тест представлен в двух вариантах, каждый вариант содержит 15 вопросов с выбором одного правильного ответа. После ответа на все вопросы выставляется оценка автоматически.

Урок физики: "Архимедова сила"; 7 класс

Тип урока: урок изучения нового материала, первичное закрепление новых знаний. Планируемый результат: выяснить от чего зависит, архимедова сила; вывести формулу расчета архимедовой силы; научить учащихся применять формулу для вычисления архимедовой силы. 

Обобщающий урок физики: "Волны, виды волн. Волны вокруг нас"; старшеклассники, 1 курс СПО

Урок составлен в игровой форме, предназначен для классов с гуманитарным уклоном и групп социально-экономического профиля. Урок позволяет ненавязчиво повторить и обобщить материал, пройденный по теме "Волны, виды волн". Материал урока дает возможность обучающимся увидеть широту проявления волновых процессов в реальной жизни и их практическое применение.

Разработка урока физики по теме "Это вездесущее электричество"; 8 класс

Данная разработка поможет заинтересовать учащихся  материалом, дать дополнительные сведения из истории изучения данного явления, познакомить с именами ученых первыми открывшими это уникальное явление.  

Разработка урока физики по теме: "Выяснение условий равновесия рычага"; 7 класс

Материал содержит план- конспект урока и презентацию к уроку. Предназначен для использования учителями при проведении лабораторной  работы  в 7 классе по теме «Выяснение условий равновесия рычага». Формирует экспериментальные умения учащихся, способствует овладению навыками работы с физическим оборудованием, учит самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений. 

Разработка занятия по физике "Электробезопасность. Суд над электричеством"; 5-6 класс

Занятие проводится в виде творческой игры.
Основано на внесении  элементов воображаемой ситуации, её содержание заимствовано детьми из окружающей жизни.
Развивает творческие способности учащихся, воспитывает чувство коллективизма и ответственности.
Все действия ученика определяются той ролью, которую он в этой игре выполняет.
Проводится с целью ознакомление учащихся с воздействием электрического тока на организм человека и правилами электробезопасности.

Урок практической направленности. Содержит эксперимент с исследованием результата. Используется метод научного прогнозирования. Учит рассуждать, делать обоснованные  выводы, аргументировать свои предположения. Способствует формированию коммуникативных умений, положительной мотивации учения, эстетического восприятия мира. Рекомендуется не давать учащимся готовых формул, а подводить их к самостоятельному выводу положений.

Особенно актуально правильно переводить из одних единиц измерения в другие (квадратных или кубических единиц измерения) на уроках физики. Изучив данную тему в начальной школе и на уроках математики в средней школе, учащиеся по-прежнему испытывают трудности в данных действиях. Данный алгоритм используется на уроке при решении задач по математике, физике, химии, перед уроком самостоятельно учащимися для повторения и при выполнении домашних заданий. Используя видео алгоритм, ученики могут выбирать индивидуальный темп работы, возвращаться к любому этапу, контролировать свой результат.

Задания к уроку и формы изучения нового материала  подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся.  Научно-популярные тексты с военным содержанием, изучение моделей технических устройств,  дебаты и проецирование темы физики на личностные особенности обучающихся  способствуют повышению активности  на уроке и, как следствие, мотивации к изучению сложного теоретического материала. Структура урока соответствует ФГОС. Данная разработка с точки зрения организации урока будет полезна преподавателям естественных наук любых образовательных учреждений, с точки зрения материала урока — преподавателям физики суворовских училищ, кадетских корпусов, учителям физики общеобразовательных школ. Урок дополнен технологической картой урока.

Задания к уроку и формы изучения нового материала  подобраны  с учетом возрастных особенностей обучающихся. Богатый банк заданий, как теоретических, так и практических — расчетных и экспериментальных — способствуют повышению активности на уроке и, как следствие, мотивации к изучению сложного теоретического материала.

Пособие по физике для подготовки к практическим работам по разделам: "Механика", "Основы МКТ", "Электродинамика"

Методическое пособие включает в себя теоретический материал по разделу: «Кинематика», «Основы МКТ», «Электростатика»,  примеры задач типовых заданий по указанной тематике, которые встречаются в практических заданиях, с ответами, а также задания для выполнения внеаудиторных работ по указанной тематике.
На каждом занятие преподавателю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получат на уроке студент на практических занятиях.
Если студент научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя.