Конспект урока физики "Масса как мера инертности тела; 9 класс


Цели урока "Масса как мера инертности тела"

  • Сформировать представление об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств - инертности.
  • Развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и сравнивать результаты исследований,
  • Сформировать научное мировоззрение.

Оборудование: две тележки с упругой стальной пластиной, желоб, штатив, два шарика разной массы, стакан, картон, монета.

Этап урока Время Методы и приемы
1 Проверка дом. задания. Актуализация опорных знаний. 8 мин. Устный опрос
2 Демонстрации 5мин. Наблюдение и анализ опытов, записи на доске, в тетради, создание проблемной ситуации
3 Изучение нового материала 15 -20 мин. Беседа, записи на доске, в тетрадях, анализ опыта, объяснения опыта
4 Закрепление нового материала 10 - 15 мин. Беседа, решение задач, записи на доске, в тетрадях
5 Домашнее задание 1 - 2 мин. Записи на доске и в дневниках

ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний
После проверки домашнего задания проводится устный опрос учащихся по следующим вопросам:
- ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от наклона вперед. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?
- Вы забиваете гвоздь в стену. Какие тела взаимодействуют при этом?
- Птица, которая сидела на ветке, вспорхнула и улетела, куда, в какой момент и почему отклонится ветка?
- Приведите примеры инерции в природе и технике?
- Приведите примеры, которые показывают, что в результате взаимодействия происходит деформация тел?
- Выберите взаимодействия в результате которых изменяется скорость: а) при падении камня? б) при полёте птицы? в) при полёте стрелы? г) при движении автомобиля?
- Спортсмен прыгает на батуте. По каким признакам можно утверждать, что между батутом и спортсменом происходит взаимодействие?

2. Демонстрации
- на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.
Результат: скорости тележек одинаковы.
- желоб устанавливают горизонтально. По нему пускают два шарика разной массы.
Результат: скорость более легкого шарика после столкновения изменяется больше.
Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.
Вопрос к классу : Почему так происходит?

Деятельность учителя Деятельность учеников
Проведение демонстрации наблюдение
Вопрос относительно результатов опытов анализ результатов опытов, вывод
Запись вывода на доске запись вывода в тетради
Создание проблемной ситуации попытка объяснить проблемную ситуацию

3. Изучение нового материала
Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

Вопрос к классу : А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)
Запись в тетради: Масса - мера инертности тела.

Во Вселенной всё имеет свою массу! Масса неотъемлемая характеристика любого тела. Чтобы не происходило с телом - двигается оно, покоится ли, находится на Земле, в космическом пространстве, его масса не изменяется, он сохраняет свою целостность.
Вводится условное единица массы измерения в СИ, и закон отношения масс тел и их скоростей :
m1/m2=υ2 ∕ υ1

Опыт: стакан накрывается сверху картоном, на который кладется монета. Резко выбиваем картонку.
Результат: монета падает в стакан.
Вопрос: объясните опыт.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Решение проблемной ситуации Роль слушателей, ответа на вопрос учителя, записи в тетради
Изложение нового материала (записи на доске) Записи в тетрадях
Проведение опыта Анализ опыта и его результатов

4. Закрепление нового материала
Решение задач

Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?

Задача 2. Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

Вопрос на закрепление материала :
- Почему мы можем стряхнути грязь и снег с обуви?
- Почему боксеров объединяют в весовые категории?
- Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии топлива? Каким образом?

5. Домашнее задание
§ 20 упр.6 № 1-3
Творческое задание: Инертность свойственна всем телам. Приведите примеры позитивных и негативных сторон этого свойства.

Используемая литература:

1. Физика. 7кл._Перышкин А.В_2013 -224с
2. Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина_2013 -112с
3. Физика. 7кл. Задачи и решения. Доп. пос. к учебн Перышкина Филонович Н.В_2004 -112с
4. Дидактические карточки-задания по физике. 7кл. К учебн. Перышкина А.В._Чеботарева А.В_2010 -112с


Полный текст материала Конспект урока физики "Масса как мера инертности тела; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трусов Александр Анатольевич  trusow
учитель физики, МБОУ Пичаевская СОШ
17.02.2015 0 1786 265
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0