Интегрированный урок по физике и музыке "Источники звука"; 9 класс

Интегрированный урок по физике и музыке "Источники звука"; 9 класс

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение и закрепление материала.

Звучит Государственный гимн РФ, учащиеся стоя исполняют гимн , чтобы настроиться на продуктивную работу на уроке, настроиться на пение.

Учитель физики:

Здравствуйте, ребята. Нетрудно угадать, связь с каким учебным предметом на уроке физики мы сегодня увидим..?                

Ответ обучающихся: музыка (-кой).

Учитель физики:

И в течение урока вы найдете ответ на вопрос: какова тема нашего урока? И как бы мы его назвали?

Итак, музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Музыка способна сплотить воедино мечты, помыслы человека, способна объединить людей в общей идее, поднять дух и настроить на работу либо же заставить нас задуматься и успокоиться. Наверняка, все ощутили подобные действия музыки на себе.

И, конечно, нас интересуют не каждый звук, а именно - музыкальные звуки. Чем они отличаются друг от друга? Что вообще представляет собой звук? На эти вопросы нам отвечает физика. Давайте посмотрим и прослушаем доклад в виде презентации об источниках звука.

Звучит доклад с презентацией о звуке и об источниках звука (5-7 минут).

После доклада учитель музыки предлагает посмотреть на источники звука, представленные в классе. Далее берет в руки балалайку, исполняет мелодию «Во поле береза стояла». После предлагает барабан и трубу учащимся для извлечения из них звуков, затем сам берет в руки гитару и исполняет песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а обучающиеся поют под звуки гитарного перебора.

Учитель физики:

Давайте вспомним, какие тела издают звуки?

Ответ обучающихся:

колеблющиеся

Учитель физики:

И всякое ли колеблющееся тело издает звуки?

Ответ обучающихся:

Нет, звуки издают тела, колеблющиеся с определенной частотой:

 от 16 до 20000 герц.

Учитель физики:

Вспомните, как называется эта частота?

Ответ обучающихся:

Эта частота называется звуковой.

Учитель музыки:

Интересно,  всякий ли звук, издаваемый колеблющимся телом со «звуковой» частотой (то есть различаемой человеческим ухом) будет музыкой?

Ответ обучающихся:

нет.

Учитель музыки:

А как тогда мы назовем эти звуки?

Ответ обучающихся:

Шум, гам, помехи (и прочие подобные ответы ответы)

 

Далее учитель включает записи различных видов шума в проигрывателе на ПК, обучающиеся слушают.

Учитель физики:

Для соседей семья с новорожденным ребенком - явный источник шума. А родителям этого малыша – зачастую звуки лучшей музыки в их жизни.

Однако для музыкального звука существенно, чтобы колебания происходили через равные промежутки времени. Пример – колебания гитарной струны. Или колебания камертона (при этом учитель бьёт по камертону молоточком). Звуки, производимые через неравные промежутки времени представляют собой шум.

3. Изучение нового материала, персональный опрос по изученному ранее материалу.

Учитель физики:

Давайте подумаем о путях и средах распространения звука.  В каких средах может распространяться звук?                

Ответ обучающихся:

В твердых, жидких и газообразных.

Учитель физики:

Конечно, ведь существуют условия, необходимые для распространения волн в различной среде, а звук – это волна. Обучающийся подготовил доклад на эту тему, прослушаем его.

 

Звучит доклад с презентацией обучающегося о распространении звука в различных средах (10 минут)

 

Учитель физики (вопрос к классу):

Итак, в какой среде и почему звук распространяется быстрее в твердой, жидкой или газообразной?

Ответ обучающихся:

Твердой! Все дело в плотности среды и расстоянии между молекулами и атомами. Твердые среды наиболее плотные, там колебания среды передаются быстрее.

Учитель физики:

А где распространение звука невозможно?

Ответ обучающихся:

В вакууме, в отсутствии среды.

Учитель физики:

Получается, звук слышен только там, где есть среда для передачи. И в какое среде чаще всего мы наблюдаем распространение звука в нашей жизни?

Ответ обучающихся:

В газообразной среде - воздухе.

Учитель физики:

Уши в данном случае – приемник звука.

 

Учитель физики:

Существуют приборы и механизмы для преобразования звука. Микрофон – прибор, преобразующий звуковые колебания в колебания электрического тока. Для наблюдения подобных колебаний используют осциллограф. Современные средства программного обеспечения на персональном компьютере обладают возможностью увидеть эти колебания на экране монитора.

 

Класс наблюдает осциллограмму записей различных звуков на экране мультимедиа проектора в программной среде Steinberg WaveLab 4.

 

Учитель физики:

Обратите внимание на различия в осциллограммах звуков громких и тихих, высоких и низких. Что мы наблюдаем? В чем отличие?

Ответы обучающихся:

амплитуда колебаний, частота

Учитель физики:

Очевидно, амплитуда колебаний у различных звуков также различна, и чем громче звук, тем она выше.

 

Учитель физики(опрос)

Амплитудой колебания называется…   

Ответы обучающихся:

максимально отклонение колеблющегося тела от положения равновесия

Учитель физики(опрос)

А амплитуда волны на графике… (рисует график синусоиды на доске)

Ответы обучающихся:

максимальное отклонение кривой (графика) от нулевой оси x.

 

Учитель музыки:

Сейчас мы узнаем классификацию музыкальных инструментов по типу источника звука.                                               

Учитель музыки открывает презентацию «Классификация музыкальных инструментов по типу источника звука» и параллельно повествует об этой классификации

 

I.Ударные: самозвучащие или мембранные.

Звук извлекается при ударе по инструменту специальным приспособлением.    

Самозвучащие – все предельно ясно. Звучат сами при воздействии на них.

Мембранные – звучит натянутая на инструмент кожа.                                

II.Духовые: медные, деревянные, язычковые.

Используется колебательный процесс внутри инструмента.

Медные или деревянные – конструктивно, конечно, различны, однако ключевое отличие – материал самого инструмента: медь дает жесткий, резкий звук, призывный, дерево же мягкий, утонченный, успокаивающий.

В язычковых звук извлекается воздухом при движении мехов и выпусканием определенного количества воздуха при помощи клапанов и язычков, соединенных с клавишами или кнопками

III.Струнные: смычковые, щипковые, клавишные.

В смычковых звук извлекается путем проведения смычка по струне (периодическое воздействие на струну).

В щипковых - «щипанием» струны (кратковременных воздействием на струну).

В клавишных - нажатием клавиши, которая в свою очередь передает импульс молоточку и далее – струне.

                                     

Учитель музыки:

Поначалу кажется, есть инструменты более громкие, более заметные своей частотой. И можно было бы выделить короля, королеву, принцев, рабочих. Однако сам оркестр, состоящий из этих инструментов, может быть назван республикой, потому как в нем каждый инструмент важен и вносит именно тот вклад, который от него требуется.

Учитель физики:

Чем же отличаются друг от друга музыкальные инструменты?

Ответы обучающихся:

-        громкостью звука

-        частотой звука (высотой)

Учитель физики:

Начнем с громкости звука.

Вспомните, громкость звука зависит от амплитуды. Но трудно эту зависимость оценить объективно. Поэтому в физике пользуются таким понятием как интенсивность звука, она зависит не только от амплитуды колебаний, но и от площади тела, совершающего колебания.

Учитель музыки:

Сейчас мы увидим зависимость громкости звучания гитарной струны от силы воздействия на струну

Опыт.Учитель музыки берет в руки гитару и с разной интенсивностью (силой) воздействует пальцами на струны.

Учитель музыки:

Мы видим, как громкие звуки издают струны, которые были ущипнуты с большей силой. Обратите внимания, колебания струн, особенно нижних, большого сечения, видны при сильном воздействии даже с последних парт. А если слабо задеть эти струны, то колебания не будут видны даже наблюдающим рядом, однако и слышны будут так же громко.

Получается: громкость звука напрямую зависит от амплитуды колебаний источника.

Учитель физики:

В чем же мы измеряем громкость звука?       

Ответы обучающихся:

в белах! в децибелах! (дБ)     

Учитель физики:

Шелест листьев издает шум 10 дБ. Громкий разговор – 70 дБ. Звук реактивного двигателя самолета  более 100 дБ.

 

Учитель физики:

Второе важное понятие – высота звука. Или как говорят – высота тона. Мы видели на осциллограмме различные звуки. Давайте ещё раз посмотрим.

 

Учитель физики с помощью ПК выводит на звучание и показывает спектральный анализ различных звуков (инструмент Spectrum analyser-FFT)

Учитель физики:

Обратим внимание на ось частоты, горизонтальную. Какие звуки находятся выше по оси, высокие или низкие?                       

Ответ обучающихся:

 высокие

Учитель физики:

Итак, высота звука, или тон определяется частотой колеблющегося тела.

Звуковой спектр делится 3 на больших части:

низкие        - 16 – 200 Гц

средние      - 200- 5000 Гц

высокие     - 5000 – 20000 Гц


Полный текст материала Интегрированный урок по физике и музыке "Источники звука"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лукашин Никита Сергеевич  niklukashin
учитель физики и музыки, МБОУ "Сурская СОШ №2" Архангельской области Пинежского района
04.03.2015 0 1762 264
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0