Статья "Как включить воображение на уроке физики"


Для школы важна эвристическая составляющая в решении задач. Она важна еще и с точки зрения гуманизации самого предмета. Школьная физика допускает возможность использования самых разных средств, позаимствованных из литературы. Например, такой рассказ Эдгара По как "Золотой жук" дает полное представление об ассоциативном мышлении, причем в художественной форме. 

Простая формула: ассоциации + воображение + оценка = решение*.
Вообразите, что вы артист цирка. Вращается шарик и через мгновение он займет вертикальное положение, но вы мгновенно переводите центр вращенияО в точку О´ ишарик мгновенно останавливается. Но как может остановиться шарик, наделенный инерцией?

Бывает, что на ассоциацию наводит дерево, изогнувшееся под порывом ветра в виде вопросительного знака, а рисунок вращающегося шарика ассоциируется с куполом цирка. А купол цирка ассоциируется с эквипотенциальной поверхностью. Сомневающиеся имеют возможность и для оценки (логики происходящего) и для этого можно поэкспериментировать с пакетиком чая на ниточке. Эффект трудно достижим, но оценить можно. На долю класса можно предложить еще и задачу №1,22 из «Сборника избранных задач по физике» (стр. 9): «С какой скоростью и в какое время суток должен лететь горизонтально самолет на широте Ленинграда (60◦), чтобы летчик видел Солнце все время на юге? Радиус Земли равен 6300 км. 

Подсказка: Земля ассоциируется с глобусом, ну, а глобус в школе, наверное, найдется. Солнце ассоциируется с фонариком (фонарик тоже найдется). Ладонь заменит самолет.

Разве задача не должна делать упор и на составляющую «обдумать», и на составляющую «сделать». Задача убедит вас в правильности такого подхода: ваше воображение будет вовлечено в реальность происходящего.
Очень рекомендуем.


Полный текст материала Статья "Как включить воображение на уроке физики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ведерников Анатолий Иванович  anatolyi
18.04.2017 1 420 34
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Комментарии • 09:04, 21.07.2017
СОГЛАСНА, без ассоциаций никак, особенно в условиях сельской школы, у нас пальце-меловой период(нет элементарно магнитов,инструментов, что говорить про L-micro ). Сложно с оптикой и с такими понятиями: энергия, работа.