Статья "Пена майи"


Тема иллюзии в школьной физике всегда оживляет внимание. Но сама по себе тема иллюзий воспитывает у учащихся навыки самонаблюдения и критического отношения к явлениям мира. Ради того, чтобы урок был не скучным оправданы любые средства. 

Вообразите, как однажды вы стояли возле железнодорожного полотна и видели пробегающие мимо вагоны. Вы представили, как земля сама мчится вокруг  солнца, и ваше воображение нарисовало картину движения земли, вагонов, рельсов: в ней вагоны, рельсы, земля как бы падают вниз. Поэтично, подумали вы и забыли об этом случае. 

Но случай - шайба, вброшенная на хоккейное поле, и требует игры. Поэтому однажды вам пришлось решать задачу** про мальчика, бросающего мячи вверх один за другим со скоростью n мячей в секунду. На какую высоту поднимаются мячи? За время t=(1/n)сек. мяч поднимается на высоту s=gt2/2=g/2n2. В вашем сознании отдаленной молнией промелькнула мысль: а почему бы не принять за nчисло «пролетающих» мимо вагонов и выразить высоту вагона величиной g/2n2?

А вы не верили себе! Теперь, зная рецепт самонастройки, желающие могут узреть пену майи, прогулявшись на вокзал. 
А может, это реальность, а никакая не иллюзия?
________________________
*Майя – иллюзия.
Выдувая из тростинки пузыри
И видя, как взлетающая пена
Вдруг расцветает пламенем зари,
Малыш глядит на них самозабвенно.
Старик, студент, малыш – любой творит
Из пены майя дивные виденья…                         (Герман Гессе «Игра в бисер»)

** Задача №1,5 из «Сборника избранных задач по физике» М.П. Шаскольской и И.А. Эльцина.


Полный текст материала Статья "Пена майи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ведерников Анатолий Иванович  anatolyi
13.12.2017 0 202 14
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0