Отчет по организации и функционированию школьной гостиной "Изюм"


Данный материал представляет собой отчет по организации и функционированию школьной гостиной.  Это запись  уникального  опыта встреч школьников  с интересными и известными людьми в рамках развития социализации обучающихся.

Два учебных года в Лицее функционирует школьная гостиная «Изюм». Появилась она не случайно и не стихийно.  Так получается, что дети из лицея не спешат уходить после занятий, а сидят на банкетках и разговаривают, «отрываются»  на последнем дежурстве по школе в плане творческого самовыражения – поют, играют на гитаре, разыгрывают сценки, играют после пар в холле в настольный теннис. В общем, стало очевидно и  понятно, что детям нужно где-то встречаться для неформального общения, что нужно направить их творческую энергию в полезное русло, сделать процесс общения более осмысленным, целенаправленным, развивающим. 

Ведь очевидно, что в подростковом возрасте круг интересов  значительно расширяется, что в это время школа – место общения, а не обучения. В четырнадцать-пятнадцать лет многим хочется узнать всех и открыть всем себя, хочется «объять необъятное».
Как это сделать? Где это сделать? Вот эти самые вопросы и задали себе не только дети, но и педагоги Городского классического лицея. Идея гостиной оформилась как-то сама собой, появилась одновременно у многих.

Целью курируемого органа является развитие коммуникативной культуры обучающихся, развитие речетворческих способностей, удовлетворение потребности  в общении, творческой деятельности, развитие у лицеистов способности к свободному и ответственному социальному действию и социализации, формирование опыта демократичного поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности.

Первоначально  гостиная планировалась как неофициальные, почти домашние встречи учеников, желающих обнародовать свои таланты, поделиться своими творческими открытиями с людьми, которым это интересно. Поэтому гостиная имела подзаголовок « музыкально-литературная», поэтому хозяйками гостиной стали девочки филологического класса - 9 «А». Хозяйкам требовалось только желание общаться, влиться в «тусовочную» светскую жизнь лицея  и умение вести беседу. Никакого сценария, никаких заученных фраз и дежурных слов. Все должно быть от сердца, от души. То, что интересно мне и всем в лицее в сию минуту настоящей жизни.

Тогда, в 20**-20** гг., это были встречи детей, желающих прочитать свои стихи своим одноклассникам, приятелям из других классов, желающих просто спеть свои или понравившиеся песни другого автора (у нас в лицее много гитаристов), желающих рассказать свои любимые произведения ( у нас много интересных чтецов) и т.д. Тогда нужно было определить только тему встречи, собраться всем в определенном месте в удобное для всех время. Хозяйки тогда  занимались именно этим, давали направление разговору, определяли некоторые границы. Хозяйкам –*** и *** -  захотелось через пару встреч как-то выделить себя (надели платочки, принесли угощение) и даже блеснуть кое-какими знаниями (стали искать информацию, мало кому доступные факты, например, из истории гитары), создать особую атмосферу  (стали украшать комнату, пригласили аккомпаниатора  –***, вокалистов - ***, ***). Постепенно «хозяйничать» в гостиной стал почти весь 9 «А». 

В конце прошлого учебного года  пришла идея пригласить на встречу с лицейскими поэтами настоящего поэта, члена Союза писателей Кузбасса. Так ребята встретились с кузбасским поэтом ***, который прочитал свои стихи, послушал стихи наши, дал некоторые советы, поучаствовал в беседе.

Есть ли определенные законы написания стихов? У всех ли рождаются стихи стихийно, нечаянно? Трудно ли писать стихи? Чем отличается поэт от рифмоплета?

Именно этому тогда и была посвящена полуторачасовая беседа, но о времени тогда никто не думал. Кроме того, мы случайно открыли еще одного нашего лицейского поэта –***. Впоследствии она стала и победителем Поэтического состязания, сейчас готовит  подборку своих стихов для участия в городском конкурсе.

Идея с приглашением почетного гостя очень нам всем понравилась. С тех пор на каждую встречу мы приглашали кого-нибудь, кто был бы интересен нам, лицеистам. Конечно,  выбор был не случайным: сначала  определяли тему, потом разбирались, кто бы мог пролить свет на интересующие нас вопросы. На встречу «Спорт и здоровый образ жизни» уместнее было пригласить спортсмена. Нам улыбнулась удача – и мы встретились с участником Олимпийских игр в Лондоне *** (За этой улыбкой удачи стоит определенный конкретный человек, который помог нам встретиться с ***. Это ***, консультант отдела туризма Департамента молодежной политики и спорта *** области). Так, разговор постепенно ушел в сторону – все, конечно, больше хотели узнать об Олимпиаде, о Лондоне, о перспективах самого***. Но нам ведь не нужно держаться какой-нибудь сугубо узкой темы,  держать разговор в «рамках». Интерес проведения встреч  гостиной как раз и заключается в живом человеческом общении.

*** очаровал всех своей молодостью, фактурностью и, как ни странно, скромностью. Вот его как раз было очень трудно «разговорить». Но перед этой встречей, которая прошла в первых числах сентября, мы волновались больше всего. Это и понятно: чуть ли не звезда, талантливый и перспективный спортсмен, красавец, известный на всю страну! Делали, наверное, много лишнего: подарки, медальки, звездную дорожку. Это все больше для помпы, желания правильно встретить особого гостя. Потом мы поняли, что от хозяек гостиной требуется приветливость, радушие, искренняя заинтересованность и умение непринужденно общаться. Наверное, поэтому следующие «особые гости» нас не особенно напугали. Хозяйки стали тоже несколько раскрепощеннее, свободнее перед аудиторией.
Можно сказать, что с течением времени встречи вышли за рамки какого-нибудь определенного направления – музыки и литературы. Нам интересно многое.

Мы встречались и с известным путешественником ***, который объехал на лодке почти весь земной шар. Эту встречу помогли нам организовать –*** и ***, ученицы тогда 8 «В» класса нашего лицея. Наверное, это была самая продолжительная беседа в истории нашей гостиной. Разговаривали часа четыре. Было очень интересно.***- довольно словоохотливый и увлеченный своим занятием человек. Он  еще  и подошел к делу ответственно: принес фотографии, видеосъемки, предметы живой природы и быта некоторых народов, привезенные из путешествий. В этот раз в гостиную пришли даже родители  некоторых наших лицеистов, младшие сестренки и братишки.

Почему именно лодка стала средством передвижения, да еще самодельная,  по своему проекту? Не страшно ли? Что нужно взять в путешествие обязательно, а без чего можно и обойтись? Как их встречают в разных странах? Чем питаются? Эти вопросы интересовали многих.

Клуб «***» помог нам встретиться с американцем, интересующимся процессом обучения в России – ***. Эта встреча проходила только на английском языке, поэтому встреча стала не только средством познания окружающего мира, но еще и языковой практикой. Аудитория не могла вместить желающих – двери были открыты настежь. Господин *** оказался довольно-таки разносторонним  и интересным человеком. Он знает химию, занимается благотворительной деятельностью, интересуется путешествиями, фотографией, антиквариатом, учился в военно-медицинской академии, был на войне.

Не все встречи в гостиной «Изюм» готовились легко и просто. Сначала возникали те самые «проклятые вопросы», особенно в прошлом году, когда выбор гостя определялся кем-нибудь из взрослых. В этом году встречи были во многих случаях неожиданны и стихийны, но это даже и лучше.  Девчонки почувствовали вкус и, можно сказать, «втянулись», стали понимать, что пара встреч не определяет значение работы гостиной вообще. Ведь все люди разные – и гости наши тоже разные: с кем-то интереснее и свободнее общаться, а с кем-то неожиданно скучно. 

«Самой-самой» встречей оказалась встреча с докторантом Сорбонны  ***. Сам он очень обаятельный, располагающий к общению человек, умеющий заинтересовать подростков, учитывающий аудиторию, обладающий чувством юмора. Кроме того, разговор о стереотипах поведения людей разных национальностей, наверное, тоже всегда интересен. Важно и то, что *** не только понимает русский язык, но и говорит на нем, а не только на французском. Безусловно, так легче найти общий язык.

Менее продуманной с нашей стороны встречей оказалась последняя, т.к.  нужно было сделать все очень быстро, за 2 дня. Но, по-моему, детям она понравилась: всегда приятнее неформальное общение учителей и школьников, острее ощущается всеми признанное «лицейское братство». Сам гость оказался талантливым и интересным -  вмешательство хозяек и не требовалось.

Совершенно точно можно сказать, что каждую последующую гостиную оказалось «делать» проще, чем предыдущую. Сложным оказывалось «пиарить» гостя, тему, обеспечивать нужную во многих отношениях (по количеству людей, по интересам участников, по умению вести диалог, чтобы не было провального, гробового молчания) аудиторию, найти всем удобное свободное время. Много  сил потребовала и так называемая «закулисная», никому не заметная работа: аудитория, стулья,  рассадка, уборка, договоры с классными руководителями, предметниками, детьми, собирающимися прийти, постоянное напоминание и т.д.

Бесспорно, что детям нужны подобные встречи и выходы в социум, в общество за пределами школы. Они должны видеть мир, его разноплановость, многогранность и пробовать себя в разных ролях, они должны уметь адаптироваться в разных условиях, уметь находить свое место в обществе, в жизни. Кстати, после таких встреч ребята начинают понимать  школьную, несколько тепличную, неравнодушную со стороны взрослых и преподавательского состава атмосферу и ценить ее, любить, по-другому относиться к некоторым наивным законам школьной детской жизни. Осознание своей значимости приобрели и хозяйки гостиной. Им стало интересно влиять на лицейские интересы, конечно, расширился круг общения, которое так необходимо  в подростковом возрасте. Появилось реальное, а не виртуальное общение, которое все больше вытесняет естественные взаимоотношения людей, что, бесспорно, деформирует ценности человека и общества в целом. Лицеисты по-новому открывают и своих приятелей, знакомых из других классов.

За эти два года у лицейской гостиной появились и свои традиции. Мы  угощаем всех участников и гостей изюмом с целью признания нашего единения. Каждый гость пишет послание и пожелание в нашей так называемой «книге регистрации». Мы дарим гостю символические подарки и открытку с нашими пожеланиями.
 
Гостиная глазами участника «Изюминка» Городского Классического Лицея.
Сколько стоит фунт волнения и килограмм изюма узнали все, кто когда-либо принимал участие в организации заседаний литературно-музыкальной гостиной «Изюм» Городского Классического Лицея. Надо сказать, данное название  не вмещает всего того, что произошло в рамках «Изюма» за время его существования. И все потому, что это не просто школьный кружок культурной самодеятельности, это целая организация, построенная на инициативе учеников при активной поддержке преподавательского состава.  Побывав на «изюмовых» встречах, нельзя не отметить неравнодушие лицеистов, придумавших и поддерживающих идею всесторонней творческой  и культурной коммуникации как внутрилицейской, так и межнациональной. 
Идея создания «Изюма» принадлежала самим лицеистам, взявших на себя всю организационную, креативную и пиар-деятельность, связанную с гостиной. Начав со внутрилицейских встреч, во время которых ученики декламировали стихи, пели и играли на инструментах, на данный момент гостиная «Изюм» видела таких гостей, как известный русский путешественник ***, кузбасские поэты, гости из Америки и Франции  ***, ***.  За два года своего существования в стенах Лицея произошло множество интересных встреч с жителями и гостями города.

Каждая встреча была посвящена одному гостю, пришедшему поделиться опытом и впечатлениями, рассказать лицеистам нечто особенное, ответить на вопросы. Общение в форме диалога, искренняя заинтересованность, принятые во всех сферах жизни Лицея, и здесь сослужили свою службу: посетив заседания гостиной, я теперь знаю, как выглядит челюсть акулы, насколько можно верить национальным стереотипам и где объединяются творческие, научно-технические и культурно-просветительские общественные движения в Кемерово.

Большое участие в «Изюме» приняли наши учителя. Им всем понравилась эта идея, и они продвигали нашу гостиную – находили помещение для встречи, приглашали  интересных гостей. Интересных – это мало сказано. Желающие встретиться и поговорить с нашими иностранными приглашенными участниками просто не влезали в подготовленный кабинет и слушали за дверью! 

Визитной карточкой гостиной стало угощение изюмом всех своих гостей в конце каждого заседания. С изюмом, как ни странно,  были как раз самые большие сложности. За всеми хлопотами – поиском и тематическим украшением помещения, рисованием и развешиванием плакатов-объявлений, продумыванием программы встречи, приглашением гостей – оказывалось, что мы всегда забывали купить изюм! В итоге кто-то срочно, за пять минут до начала, бежал в магазин, а кто-то – домой за вазочкой.

Для меня, активной участницы всех заседаний, главной особенностью «Изюма», как и всех Лицейских начинаний,  стал энтузиазм его членов, та позитивная энергия, которую отдавали лицеисты – организаторы и участники; потому что когда творческая работа происходит не «из-под палки», но строится на желании общаться и делиться своими талантами и впечатлениями, нельзя не захотеть приобщиться к этому процессу познавательного общения, атмосфере коллективного и объединяющего творчества и просто   получить удовольствие в кругу креативных и интересных людей, которые умеют как слушать, так и рассказывать.
 
Гостиная глазами хозяйки
Место встречи изменить нельзя
Почему гостиная называется «Изюм»? Если честно, даже мы, организаторы, создатели и хозяйки гостиной не знаем, почему именно «изюм». Но в связи с таким названием у нас появилась замечательная традиция: в конце каждой встречи мы угощаем всех присутствующих изюмом. Это и вкусно, и приятно, и даже немного необычно и интересно. Мы, в первую очередь,  стараемся создать дружескую, теплую обстановку, в которой будет комфортно любому. На протяжении всей встречи идет оживленная беседа, в которой принимают участие все присутствующие, и затрагиваются совершенно разные темы.

Мы заметили, что на творческие встречи, где участники читают стихи, поют песни, приходят одни и те же люди. Их немного, зато они были на заседании  каждой гостиной. Эту цель мы и преследовали, когда еще только обрабатывали идею с такой гостиной. Я, например, как и многие мои одноклассницы, до организации встреч мало кого знала в лицее. Теперь знаю почти всех (у меня появилось много знакомых и друзей не только в параллели, но и вертикали классов). Когда я стала одной из хозяек нашей гостиной, я не только заметила некоторых лицеистов, но и открыла для себя их таланты, о которых многие даже не подозревали. Например, в 11 «Б» классе много музыкантов, у них даже есть своя группа. А среди восьмиклассников много чтецов и актеров. Получается, что «Изюм» - это место, где ученики не стесняются проявить себя, показать, на что они способны.

На самом деле это не так просто – провести гостиную. Встреча длится полтора часа, а готовимся мы к ней несколько дней, особенно когда мы ожидаем почетного гостя. В подготовке задействован весь класс. Надо продумать слова, открывающие и закрывающие гостиную, сделать какие-нибудь тематические декорации. Но самый ответственный шаг – собрать участников, обеспечить аудиторию. «Пропиарить», грубо говоря, гостиную, заинтересовать учеников.  

Когда мы готовимся к встрече гостей, мы просим всех желающих подумать над вопросами по определенной теме. Это делается для того, чтобы не было паузы в беседе, если вдруг что-то пойдет не так. Ведь никогда не знаешь, как пройдет встреча. Надо быть готовым ко всему, обеспечить приятное времяпрепровождение, уютную и комфортную атмосферу.

Кстати, во время подготовки к гостиной наш класс (и не только класс) тоже немного больше сближается. Мы ведем бурные обсуждения касательно проведения встречи, декораций, выбора памятного сюрприза гостю и прочих оргмоментов. А потом отмечаем успешный итог наших совместных стараний.
В этом году у нас было несколько гостей. Одним из них был *** - наш земляк, спортсмен, участник олимпийских игр в Лондоне. Мы долго искали о нем информацию, придумали очень много вопросов, выбирали подарок, который ему преподнесём. Мы даже клеили звёздную дорожку в коридоре, но так и не успели её закончить, потому что *** пришел на полчаса раньше указанного времени. Тогда поднялась такая суматоха! Все носились, завершая подготовку гостиной, кто-то пошел его встречать, кто-то побежал звать слушателей раньше времени. Пока всех собирали, он сидел в кабинете, где все еще готовились, а нам, хозяйкам, надо было его развлекать, точнее, отвлекать от такой заминки и суматохи. Зато потом встреча прошла довольно интересно, хотя *** был не очень разговорчив. Его скромность и неразговорчивость остались практически незамеченными, т.к. многие после встречи только и говорили о том, какой он красивый и высокий. Благодаря*** мы больше узнали о тяжелом труде спортсменов, об олимпиаде и том, что ей предшествовало. Масса впечатлений и хорошие воспоминания остались у всех лицеистов.

Гостиная «Изюм» - это не просто приятное времяпрепровождение, это ещё и место, где собираются ученики разных классов, у которых есть общие интересы и увлечения. Это отличная возможность найти новых, близких по духу друзей, больше узнать об окружающих нас людях. На этих встречах открываются новые таланты, сближаются между собой лицеисты из разных классов. Гостиная «Изюм» - отличное место, стоящее того, чтобы его посетить. Наши двери открыты для всех!  

Гостиная глазами организатора
Так получилось, что в лицее уйти сразу же после окончания пар невозможно. И дело не в том, что нас там держат, а в том, что зачастую ты сам не можешь уйти. Бурная внеклассная деятельность кипит каждый день: кто-то оформляет стенды, кто-то ходит в спортивные секции, другие готовятся к таким лицейским праздникам, как День творчества, День лицеиста и др. А наш класс, например, занимается  творческой гостиной «Изюм», которой уже 2 года.

На самом деле, когда мы начали готовиться к первому для нас заседанию, я слабо понимала, во что же выльются эти встречи. О чем можно говорить, ведь у всех лицеистов разные интересы? Кто будет приходить в нашу гостиную? Будет ли данная задумка популярна и приживется ли она вообще? 

Оставим пока вышеуказанные вопросы (ответы будут даны в конце) и перейдем к другой не менее важной проблеме, с которой мы столкнулись: как назвать наш проект? Вариантов было много. Даже очень много, и т.к. решить ограниченным кругом лиц мы не смогли, то решили обратиться к другим лицеистам на первом заседании. Вот таким вот истинно всеобщим голосованием и было выбрано название для нашей гостиной, с тех пор она и называется «Изюм». Это название связано с тем, что после нашей встречи мы предлагаем гостям и участникам изюм. Так сказать, изюм – наша изюминка, изюминка нашей жизни, метафора всего занимательного в окружающей нас жизни.

Маловероятно, что вы видели и даже трогали пасть акулы, а мы видели, когда *** рассказывал о своих захватывающих дух путешествиях. Нам удалось зачитать наши «пробы пера» поэту ***, который стал гостем на одном из первых заседаний «Изюма». Лицеисты знают все об Олимпиаде в Лондоне, ведь к нам приходил ее участник, десятиборец ***. Также у нас была языковая практика c гостем из США***. Ну и, разумеется, с кем же рассуждать на тему стереотипов о России и Франции, как не с французом ***? А он, кстати, великолепно говорит по-русски и читает произведения Ф.М.Достоевского в оригинале!

И вот сейчас уместно дать ответы на предыдущие вопросы.
О чем можно говорить, ведь у всех лицеистов разные интересы?

Как бы удивительно это ни казалось, но приходят в гостиную разные люди, а расходятся они уже друзьями, приятелями и близкими по духу людьми (парадокс, не правда ли?).
Кто будет приходить в нашу гостиную?

О наших гостях я уже говорила, а участником может стать любой лицеист. Кстати, в этом году было много желающих посетить нашу гостиную. Гости сами желают прийти, просто надо уметь разговаривать с людьми.
Будет ли данная задумка популярна и приживется ли она?

Кажется, что 2 года - это небольшой  промежуток времени, да и заседания проводятся всего 1 раз в четверть, но на самом деле этот кусочек лицейской жизни уже неотделим от общей картины. К нам подходят и спрашивают, когда будет следующее заседание и не нужна ли нам какая-нибудь помощь. Мне кажется, что это и есть доказательство того, что такие проекты, как наш «Изюм», лицею нужны.


Полный текст материала Отчет по организации и функционированию школьной гостиной "Изюм" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Константинова Ольга Валентиновна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МБНОУ "Городской классический лицей"
25.12.2016 0 171 33
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0