Презентация к уроку природоведения "Царство Простейших"; 5 класс


Инструкция

Презентация составлена в программе Power Point с помощью триггеров, управляющих кнопок, с использованием анимации и видеофрагментов. Демонстрация перезентации требует наличия звуковых колонок, мыши и программы, позволяющей просматривать на компьютере DVD.

Презентация предназначена для обучающихся 5 класса по учебнику «Природоведение. Введение в биологию и экологию. 5 класс» Т.С. Сухова, В.И. Строганов на базовом и повышенном уровнях. Пособие может быть использовано на этапах изучения нового материала, актуализации или закрепления знаний при изучении тем «Царство Простейшие», «Строение микроскопа и правила работы с ним», при закреплении и обобщении темы «Царства живой природы» как при фронтальной работе класса, так и для индивидуальной работы учеников (при наличии достаточного количества компьютеров).

1. В интерактивном пособии встречаются следующие кнопки:


Меню


Назад

(обеспечивает возврат на стартовую страницу раздела урока)




Видео

(указывает на то, что на этом слайде при нажатии на фото начинается демонстрация видеофрагмента)


Вперед

(управляющая кнопка, указывает переход к следующему вопросу)

2. Разделы презентации

  • Общие сведения

  • История открытия

  • Строение

  • Передвижение

  • Питание

  • Роль в природе

  • Лабораторная работа

  • Проверь знания

  • Инструкция для учителя



В презентации есть стартовая страница, с которой осуществляется переход на части урока с помощью гиперссылки. Возвратиться на стартовую страницу можно с помощью кнопки «меню».

3. Роль в природе.

Этот раздел содержит в себе дополнительные гиперссылки, которые можно открывать в любой последовательности, в зависимости от порядка ответов учащихся.

4. Лабораторная работа.

Данный раздел содержит в себе текст лабораторной работы и управляющие кнопки для актуализации знаний учащихся по темам «Строение микроскопа» и «Правила работы с микроскопом», если в этом возникает необходимость на уроке. Слайд «Строение микроскопа» позволяет вспомнить устройство прибора, название его частей в 2 режимах: по рисунку, когда учитель указкой показывает части микроскопа и просит их назвать и в режиме «Подсказки», которые появляются при нажатии соответствующей кнопки.

5. Проверочные вопросы

Содержат в себе интерактивные тесты и устные задания. Управляется эта часть презентации простым интерфейсом с помощью триггеров и управляющих кнопок. Текст вопроса появляется при нажатии на номер вопроса. При нажатии на слово «Ответ», правильный ответ выделяется эффектом «центрифуга», а не правильные исчезают, одновременно появляется управляющая кнопка «переход к следующему вопросу». На последнем 5 вопросе появляется кнопка, обозначающая переход на стартовую страницу «Проверь знания», так же управляются и устные задания.

Перед выполнением проверочных вопросов класс можно разделить на команды и провести зачет в виде игры. Время на раздумье – 1 минута, после чего представитель от команды отвечает на вопрос. При щелчке на кнопку «Ответ» появляется верный ответ. Побеждает команда, набравшая больше очков. При желании можно провести индивидуальную работу и поставить за нее оценки.

6. Инструкция для учителя

Этот раздел содержит инструкцию по использованию презентации и информационные ресурсы, используемые при её создании. С помощью гиперссылок при нажатии на «Инструкция» осуществляется переход на документ, созданный в программе Microsof Office Word. При нажатии на «Информационные ресурсы» произойдет переход на соответствующий слайд презентации.





Слайд 1
(Природоведение. 5 класс) Учитель биологии высшей категории МОУ ООШ №7 г.Приволжска Ивановской области Светлова Елена Александровна
Слайд 2
Общая характеристика Открытие Строение Передвижение Питание Роль в природе и жизни человека Лабораторная работа Проверь себя Инструкция для учителя
Слайд 3
Простейшие – очень многочисленная группа живых организмов. В настоящее время их описано более 70 000 видов. Эвглена зеленая Сувойка Вольвокс
Слайд 4
Размеры простейших самые разнообразные. Среди них можно встретить трубачей. Это инфузории – великаны, достигающие в длину 12 мм, поэтому их можно разглядеть без микроскопа в виде мелких комочков. Различны по размеру амебы: от нескольких мкм до 0,5 - 1,5 мм. Трубач
Слайд 5
Антонио Ван Левенгук (1632 – 1723 г.г.) Простейшие – одноклеточные организмы, обитающие в воде, почве, в телах других организмов. Они настолько малы, что долгое время о них никто ничего не знал. Впервые, рассматривая маленькую капельку воды в собственноручно сконструированный микроскоп, их увидел в 1675 году голландский естествоиспытатель Антонио Ван Левенгук. Он назвал эти существа «мельчайшими зверьками».
Слайд 6
Антонио Ван Левенгук сделал микроскоп из единственной линзы, но необычайно тщательно отшлифованной. Всего за свою жизнь он изготовил около 250 линз, добившись 300кратного увеличения. Устанавливая линзы в металлические оправы, он соорудил микроскоп и с его помощью проводил самые передовые по тем временам исследования. Первые микроскопы Левенгука
Слайд 7
Строение микроскопа окуляр винт штатив тубус объектив предметный столик зеркало Подсказки
Слайд 8
Правила работы с микроскопом 1. Поставь микроскоп ручкой штатива к себе. 2. Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения. 3. Положи готовый препарат на столик микроскопа (над отверстием столика). 4. Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. 5. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат!
Слайд 9
Организм простейшего животного состоит из отдельной самостоятельной клетки, выполняющей все основные жизненные функции. Эта клетка имеет ядро, цитоплазму, оболочку и органеллы. Органеллы – это отдельные клеточные участки простейших, выполняющие различные функции.
Слайд 10
Одни простейшие, например, амеба, способны изменять форму своей клетки. У других она постоянна из-за плотной клеточной оболочки. Для некоторых простейших характерен твердый наружный скелет.
Слайд 11
Передвигаться простейшие могут по - разному. Амеба для передвижения использует ложноножки Эвглена передвигается с помощью жгутика У инфузории - туфельки есть Сувойки ведут реснички прикрепленный образ жизни
Слайд 12
Питаются все простейшие готовыми органическими веществами, однако добывают их разными способами. Некоторые питаются одноклеточными водорослями с помощью ложноножек Другие (хищники) – более мелкими простейшими Простейшие – паразиты живут за счет организма хозяина Трипаносомы
Слайд 13
Питание эвглены зеленой немного отличается. В цитоплазме у нее находятся зеленые хлоропласты. Благодаря этому эвглена способна вырабатывать на свету органические вещества из неорганических (как растение). Но, помещенная в темноту, она начинает потреблять растворенные в воде органические вещества, образующиеся при гниении отмерших организмов. Хлоропласты
Слайд 14
Роль простейших в природе и жизни человека 1. Являются кормом для животных. 2. Участвуют в образование горных пород (мел, известняк, кремний) 3. Вызывают опасные заболевания человека (сонная б олезнь, дизентерия, малярия, лямблиоз и другие) Трипаносомы Дизентерийная амеба
Слайд 15
Недра Земли содержат скелеты простейших, живших в древние эпохи в древних морях. Среди них особенно значимы морские простейшие – фораминиферы и радиолярии. Раковины фораминифер содержат карбонат кальция. После отмирания животных раковины опускаются на дно и ложатся толстым слоем. Окаменевшие осадки превращаются в осадочные породы – известняк, мел. Многообразие фораминифер Мел Известняк
Слайд 16
Другие раковинные простейшие – радиолярии – способны накапливать в своих раковинах кремний, стронций. Из их скелетов формируются кремниевые осадочные породы. Под микроскопом в кремнях можно различить спикулииголочки морских губок, ажурные фонарики-скелеты одноклеточных организмов радиолярий, створки крошечных раковин.
Слайд 17
Среди простейших существует много видов, паразитирующих в теле животных и человека. К таким паразитам относятся трипаносомы, которые живут в крови своих хозяев. Трипаносомы – возбудители тяжелой сонной болезни, распространенной в экваториальной Африке. Переносчиком ее является муха Це-Це Муха Це-Це Трипаносомы в крови человека
Слайд 18
Другая опасная болезнь – малярия, вызывается малярийным плазмодием. В кровь он попадает при укусе малярийного комара. Раньше от малярии погибало очень много людей. Распространена эта болезнь в тропиках и субтропиках, особенно там, где много болот, так как именно в них выводятся малярийные комары. Малярийный плазмодий Укус малярийного комара
Слайд 19
Лабораторная работа №8 Рассматривание простейших под микроскопом Цель работы: рассмотреть клетки – организмы, выделить их общие признаки. Ход работы 1.Подготовить микроскоп к работе. Строение микроскопа Правила работы с микроскопом 2. Пользуясь готовыми микропрепаратами, рассмотрите амебу и инфузорию-туфельку. 3. Зарисуйте клетки – организмы, обозначив в них ядро. 4. Отметьте отсутствие хлорофилла в клетке простейшего. 5. Сделайте выводы: а) об общих признаках в строении амебы и инфузории – туфельки: б) о связи строения одноклеточного организма и способа его питания
Слайд 20
• Тест • Подумаем вместе
Слайд 21
1 Организм, имеющий 2 ядра инфузория амеба эвглена Ответ
Слайд 22
2 Может изменять форму тела инфузория амеба эвглена Ответ
Слайд 23
3 Передвигается с помощью жгутика инфузория амеба эвглена Ответ
Слайд 24
4 Инфузория, достигающая в длину 1-2 мм сувойка трубач стилорихия Ответ
Слайд 25
5 Передвигается с помощью ресничек сувойка эвглена инфузория туфелька Ответ
Слайд 26
1 Что представляет собой школьный мел? Ответ. Мел, которым мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковин морских простейших. ответ
Слайд 27
2 Известно, что простейшие широко распространены в пленках почвенной влаги и различных водоемов, но они не могут жить в кипяченой воде. Почему? Ответ. В кипяченой воде нет кислорода. ответ
Слайд 28
3 Известно, что эвглена на свету питается веществами, образовавшимися в хлоропластах. Погибнет ли эвглена в темноте? Ответ. Нет. При длительном нахождении в темноте эвглена начинает усваивать растворенные органические вещества ответ
Слайд 29
Инструкция по использованию пр езентации Информационные ресурсы
Слайд 30
•«Ботаника и зоология для школьников и абитуриентов» Т.А. Боброва, И.М. Гуфельд, Москва, «Рипол классик», 1999. •«Биология для абитуриентов» Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004. •«Природа. Введение в биологию и экологию» Т.С. Сухова, В.И. Строганов, Москва, «Вентана Граф», 2001 Ресурсы интернета •http://www.spiridonaudio.com/getnews/17/ •http://czl-prilad.mylivepage.ru/image/1236 •http://www.e-drofa.ru/materials/bio10/0584-antoni-van-levenguk.html •http://tana.ucoz.ru/load/309-1-2 •http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/79010/? •Единая коллекция ЦОР •http://kd-rigoros.com.ua/bio.html •http://images.yandex.ru/yandsearch •http://busile.at.ua/index/0-53 •http://www.samoupravlenie.ru/39-08.php •http://mybluecanary.blogspot.com/2007/12/blog-post_205.html •http://www.ati.com.ua/114805/bb/14_13_0.html •http://nature.web.ru/db/simg.html?mid=1184078&n=0

Полный текст материала Презентация к уроку природоведения "Царство Простейших"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Светлова Елена Александровна  swetlowa
08.08.2011 3 18213 3336

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК