Технологическая карта урока биологии по теме "Грибы-паразиты"; 5 класс


Разработка урока биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты" по УМК В.В.Пасечника. Урок открытия новых знаний. Обучающиеся через организацию групповой работы знакомятся с грибами-паразитами,вредом, который они наносят,  и мерами борьбы с ними.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организацион-

ный

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Я надеюсь,  что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную группу грибов. Какую? Вы позже назовете сами. Удачи вам и новых открытий!

 

Актуализация знаний

1. Раздает некоторым обучащимся  индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

2. Для того, чтобы мы были готовы к усвоению новых знаний,  давайте вспомним:                                                                         - Какое царство живых организмов вы изучаете? (грибы)- Сколько видов грибов насчитывается в настоящее время? (около 100 тыс)- Какая наука занимается изучением грибов? (микология)

3. Проведем терминологическую разминку, дайте определение следующим понятиям:

Грибницы или ……..

Автотрофы

Гетеротрофы

Сапротрофы

Паразиты

Симбиоз

Грибокорень или ………..

 

 

Обучающиеся выполняют задания по индивидуальным карточкам разного уровня сложности.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Составьте логическую схему из следующих слов: Грибы, пеницилл,  подберезовик, дрожжи, пенек, мукор, шляпочные грибы, шляпка, плесневые грибы.

 

Учащиеся составляют логические схемы.

Сдают работы по карточкам.

Постановка  учебной проблемы

Посмотрите изображения грибов и назовите те, которые вы знаете?                                                                                         Есть ли грибы, которые вам не известны?                                Мы с Васи говорили, что грибы, питаясь готовыми органическими веществами, бывают сапрофитами и паразитами. Грибы сапрофиты мы уже изучили. Следовательно, сегодня мы будем изучать другую группу грибов. Кто сможет назвать тему урока?                   Тема урока – «Грибы-паразиты» (открываю доску).       

Формулируют тему урока «Грибы-паразиты», записывают её в тетрадь.

Формулирование проблемы, планирование учебной деятельности

 Грибов - паразитов очень много. Они портят урожай, разрушают постройки, вызывают заболевания человека.

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока. (Что изучить?).

В ходе беседы учитель демонстрирует презентацию «Грибы-паразиты».

 

 

 

 

Формулируют цель:

1.Познакомиться  с грибами-паразитами;

2.Выяснить условия их жизни, питание,  значение в природе и для человека:

3.Выяснить как происходит заражение и какие меры борьбы с ними нужно использовать.

Открытие нового знания

Грибы паразитируют на многих живых организмах. Исключения не составляют и организмы человека и животных.                                                                                                Когда человек болеет что с ним происходит? Как определить, что он болен?                                                          Верно,  сначала болезнь определяем по внешним признакам. И у грибковых заболеваний растений есть свои признаки, которые вы должны знать. Сегодня мы будем работать в группах.

Организация работы в группах. (Приложение №2) и заполнения таблицы ( приложение 3).

 

 

 

 

Отвечают, что по симптомам, признакам болезни.

 

Работают в группах, заполняют таблицы.

 

 Пришло время  физкультминутки

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

 

Выполняют упражнения.

 

Проверка выполнения групповой работы с демонстрацией презентации «Грибы-паразиты».

 

Представители каждой группы рассказывает о выполненном задании. Остальные группы слушают и заполняют таблицу.

 

Учитель рассказывает  о других грибах- паразитах и сопровождает свой рассказ презентацией.

 

На Дальнем Востоке встречается гриб-паразит злаковых физариум, который не вызывает тяжелых отравлений, но дает эффект опьянения. Хлеб из такого зерна называют «пьяным».

В Китае, Японии гриб-паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон роста, что приводит к значительному увеличению органов растения (явление гигантизма).                      Ржавчинные грибы паразитируют на листьях, стеблях, плодах семенных растений, а также на листьях папоротников. Из культурных растений от них страдают различные злаки, бобовые, яблоня, груша, малина, смородина, лен и др. На поверхности органов бывают видны пятна и подушечки оранжевого цвета или цвета ржавчины, что зависит от скопления кучек спор, содержащих – в себе оранжевый пигмент, сходный по цвету с каротином. Ржавчинные грибы вызывают болезнь «ржавчину», которая в некоторые годы причиняет большой вред сельскому хозяйству.

Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении выделяет воду ( до 10 ведер на кубометр дерева), и любое строение он быстро превращает в труху.

Грибы-паразиты могут поражать человека и животных. Микозы – заболевания, вызываемые грибами-паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний. Если вы у себя обнаружите симптомы этих заболеваний, срочно обращайтесь к врачу.

Вносят дополнения  в таблицу

 

В природе существует гриб-паразит, который заставляет муравьев-древоточцев выполнять его «приказы», превращая их в безвольных зомби. Речь идет о паразите под названием кордицепс однобокий. Обычно споры этого гриба-паразита попадают на тело муравья и прорастают внутрь его организма. Весь этот процесс сопровождается выделением в тело муравья определенных веществ алкалоидной группы, которые и заставляют муравья забыть о своих нуждах и полностью подчиниться паразиту. Пораженные этим грибом муравьи уходят из своего муравейника и начинают скитаться в одиночестве, подыскивая самое благоприятное место для жизни своего хозяина.

 

Применение нового знания

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Продолжим работу в группах. (Приложение 4).

Проверка выполненных заданий.

Демонстрация презентации.

Выполняют задания в группах.

 

Отчеты по выполненному заданию в группах.

Мы можем сегодня поработать с нашим словарем юного миколога?

Какие сегодня мы запишем новые понятия?

Дайте определения этим понятиям.

Демонстрация презентации.

 

Называют  и дают определения следующим понятиям:

Грибы-паразиты

Головня

Спорынья

Трутовик

Фитофтора  …

Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения

На экране вы видите неоконченные предложения. Продолжите их.

Сегодня на уроке:

Сегодня на уроке узнал…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я смогу применить знания для…

Мое настроение……

Продолжают предложения, анализируют пользу, полученных знаний.

 

Домашнее задание

П.16 , прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Заполнить новые понятия в словаре юного миколога

( приложение 5).

Записывают домашние задания в дневники


Полный текст материала Технологическая карта урока биологии по теме "Грибы-паразиты"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Севостьянова Антонина Ивановна  Публикатор
07.02.2017 0 1511 169
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0