Конспект урока биологии «Реализация наследственной информации в клетке»; 10 класс


Цели урока:

Деятельностная

  • формирование у обучающихся способности к открытию новых знаний через выполнение индивидуальных и групповых заданий, поиска решений проблемных вопросов;
  • формирование способности учащихся к новому способу действия;
  • создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение механизмов  реализации наследственной информации в клетке.

Предметно-дидактическая

  • открытие нового знания: генетический код, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белка.

Планируемые образовательные результаты урока

Предметные

  • представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
  • находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
  • называть реакции биологического синтеза, составляющие пластический обмен;
  • воспроизводить определения биологических понятий;
  • объяснять механизм реализации наследственной информации: биологический синтез белков и других органических молекул в клетке.

Метапредметные

  • умение работать с разными источниками биологической    информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной    литературе, биологических словарях и справочниках);
  • анализировать, систематизировать  и оценивать информацию;
  • развивать способность к логическому мышлению,  умению выражать собственные мысли.

Личностные

  • развитие познавательного интереса к предмету,  ответственного отношения к учению;
  • будущее профессиональное самоопределение;
  • развитие умения осознанно трудиться над поставленной целью.

Тип урока

По ведущей дидактической цели: урок «открытия нового знания» 
По способу организации: комбинированный
По ведущему методу обучения: проблемный

Методы обучения

Основной: информационно-развивающий

Дополнительные:наглядный (работа с рисунками, схемами, моделями-аппликациями), практический(работа в группах, обсуждение и решение проблемных задач), словесный (беседа, диалог), фронтальный (работа с презентацией учителя), индивидуальный (работа с дидактическим материалом, различными источниками информации).

Основные вопросы урока

  1. Сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке.
  2. Генетический код, его свойства.
  3. Этапы биосинтеза белка.

Средства обучения: таблица по общей биологии «Генетический код», «Биосинтез белка», «Уровни организации белка», дидактический материал для проведения работы в группах и индивидуально, модель «Молекула ДНК», мультимедийный проектор, компьютер, электронные носители информации, презентация учителя, модель-аппликация «Биосинтез белка».

Ход урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствие  учеников и учителя, организация рабочего места, инструктаж по работе с листами  самооценки.
Обсуждение постулатов, которыми пользовались древние философы: «Хочешь быть красивым — смотри на красивое.
Хочешь быть здоровым - смотри на красивое». Ученики высказывают соё отношение, в том числе о важности знаний о механизмах  передачи наследственной информации.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Какое отношение имеет тема урока «Реализация наследственной информации в клетке» лично к каждому присутствующему?
-Почему человек и другие организмы способны увеличиваться  в размерах?
-Эритроцит вашей крови содержит белок гемоглобин, а живёт всего 120 дней? Откуда берётся новый гемоглобин?
-Где хранится информация о нашем организме? (Обучающиеся отвечают на вопросы)

Учитель предлагает заполнить лист самооценки.(Приложение №1)

3. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Обучющиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).  Уточняют и согласовывают тему урока.   Определяют средства:  работа с учебником, мультимедиа,  объяснение учителя, интернет-ресурсы, презентации, таблицы, модели.

 Учитель предлагает учащимся организовать на уроке работу индивидуально и в группах по 3 человека.

После формирования групп, их участникам для сплочения маленького коллектива предлагается ответить на вопрос из конверта. (Приложение №2) 

4. Этап реализации построенного проекта.

Вступительное слово учителя.

Обязательным условием существования всех живых организмов является способность синтезировать белковые молекулы. Классическое определение Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел…» не потеряло своего значения в свете современных научных открытий. Белки в организме выполняют тысячи разнообразных функций, делая нас такими, какие мы есть. Мы отличаемся друг от друга ростом и цветом кожи, формой носа и цветом глаз, у каждого из нас свой темперамент и свои привычки; мы все индивидуальны и в то же время очень похожи. Наше сходство и наши различия – это сходство и различия нашего белкового состава. Каждый вид живых организмов обладает своим специфическим набором белков, который и определяет уникальность этого вида. Но при этом белки, выполняющие сходные функции в разных организмах, могут быть очень похожи, а порой практически одинаковы, кому бы они ни принадлежали. Причём,  меньше всего различий в белках, обеспечивающих жизненно важные физиологические функции.

Итак, все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка, в свою очередь, определяется последовательностью аминокислотных остатков.
Следовательно, наследственная информация, которая передаётся из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. Информация о строении всех белков организма заключена в молекулах ДНК и называется генетической информацией.

Обучающиеся знакомятся с  текстом  учебника по данной теме (учитываем, что данная тема была изучена по биологии в 9 классе):

  • выделяют главные вопросы и понятия;
  • объясняют в группах (по три человека),  как происходит синтез  белка, предложенную модель биосинтеза белка. (Используют средства обучения к данному уроку)

Учитель реализует предметно-дидактическую цель урока - открытие нового знания: генетический код, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белка. (Презентация учителя,  мультимедийный урок  на электронном носителе «Уроки биологии Кирилл и Мефодия.Общая биология.10 класс).

Решение основных типов задач по теме. (Приложение №3)

5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Решение типовых задач в группах, индивидуально. (Приложение №4)

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Обучающиеся самостоятельно  выполняют   типовые задания на новый способ действия; самостоятельно соотносят  работы с эталоном для самопроверки.
Учитель организует обсуждение результатов выполненной работы. (Приложение №5) Можно использовать дополнительный информационный материал. (Приложение №6)

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Учитель организунт работу в группах - обсуждение вопросов.

  • Какие цели урока были реально достигнуты?
  • Трудным ли был теоретический материал по данной теме? 
  • В чём его трудность?
  • Успешно ли вы с ним справились?
  • Трудно ли было оценить себя, используя эталоны и листы самоконтроля?
  • В каких ситуациях могут пригодиться знания  о механизмах реализации наследственной информации в клетке? 
  • Как бы вы оценили свою работу?
  • Как справились с этой работой твои одноклассники, с которыми ты работал в группе? Какие трудности они испытывали?

Полный текст материала Конспект урока биологии «Реализация наследственной информации в клетке»; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коршунова Любовь Алексеевна  Публикатор
02.06.2018 0 1087 107

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи

В ряде исследований отмечается, что профессия педагога особенно подвержена синдрому выгорания. Многие воспитатели и учителя в какой-то момент своей профессиональной деятельности начинают терять к ней интерес, формально относиться к служебным обязанностям, вступать в конфликт с коллегами. По мнению кандидата педагогических наук, члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования, генерального директора и главного редактора издательства «ТЦ СФЕРА» Татьяны Цветковой, вопрос «Как не выгореть на работе?» делает актуальным возрастающие требования к педагогу со стороны общества. Воспитатель детского сада сегодня – и преподаватель, и психолог, и конфликтолог, и актер, и креативный сценарист, и, разумеется, заботливый, участливый руководитель в одном лице.Как соответствовать этим запросам, сохраняя внутреннюю гармонию, даря любовь детям и получая удовольствие от своего дела? Об этом речь пойдет ниже.

Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0