Конспект урока биологии "Витамины"; 8 класс


Саша

1. В отрывке стихотворения Некрасова «Железная дорога» говорится «Мёрзли и мокли, болели цингой». Что явилось причиной болезни?(в графе 2)

2. Вы - мама ребёнка с проблемами зрения. Какой витамин и почему должен преобладать в его пищевом рационе и почему? (ищи в графе 2)

………………….

Маша

1. Продукты, содержащие большое количество этого витамина, как правило оранжевого цвета?(ищи в графе 3)

 

2. Вы повар детского сада. В Сибири у детей нередко развивается рахит, какие продукты помогут предупредить развитие рахита и почему?(ищи в графе 2)

 

……………………..

 

Андрей

1. Почему лимоны и смородина помогают при ОРВи?(ищи в графе 2 и 3)

 

2. Вы фельдшер и к вам на приём пришёл больной со следующими симптомами

у человека постоянные перепады настроения, нервозность, проблемы с мозговой активностью, памятью, отсутствие сил и энергии. Какой витамин вы ему пропишите и почему? (ищи в графе 2)

……………………………………..


 

Кирилл П.

1. Нарушается работа красного костного мозга и развивается малокровие если?(ищи в графе 2)


 

2. У старых людей, как правило слабеет иммунитет, кожа теряет упругость, появляются морщины, какой витамин нужно употреблять нашим дедушкам и бабушкам в первую очередь, объясните, почему? (ищи в графе 2


 

Вика

1. При суточном употреблении этого витамина менее полграмма могут развиться опухоли(смотри графу 2 и 4)

2.Зимой у Веры появились трещины в уголках рта, стали ломкими волосы, объясните девочке, почему это происходит(смотри графу 2)

………………………………..

Иван

1. Какой витамин есть только в животной пище? (смотри графу 3)


 

2. Когда лучше гулять на улице с сестрёнкой, когда уже темняет, или днём на солнышке, если вы заботитесь о её здоровье? Ответ поясните.(графа 2)

……………………………………………..

Кирилл М.

1. Какие продукты наиболее богаты витамином Д?

2. Ваша будущая работа связана с постоянным пребыванием на улице, какой витамин вам нужен в первую очередь?

……………………………………………………….


 

9 Установите соответствие между наименованием витамина и диагнозом заболеваний и продуктами, где он содержится

 

Авитаминоз

 

Диагноз

1

В1

А

Рахит

2

С

Б

Болезнь бери-бери

 

 

В

Цинга

 

 

Г

Гастрит

 

 

Д

Сахарный диабет

 

 

Е

Судороги, паралич

 

 

Ж

Кровоточивость десен

 

 

З

«Куриная слепота»-нарушение сумеречного зрения

 

 

И

В рыбьем жире, масле, яйцах, печени

 

 

К

В свежих овощах и фруктах

 

 

Л

В семенной кожуре злаков

 

 

М

Может образовываться в коже

 

 

Н

Может образовываться из каротина моркови, абрикосов


 


 


 


 

Группа 1

(выходите вдвоём)

1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином А.

2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин А и почему?

…………………………………………………………………………….

Группа 2

(выходите вдвоём)

1. Отложите на поднос продукты, богатые витаминами В.

2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадут все витамины и почему?


 

……………………………………………………………………………………..

Группа 3

(выходите вдвоём)

1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином С.

2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?


 


 

…………………………………………………………………………….

Иван, №4

1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином Д

2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?


 


 


 


 

ГРУППА 1

1. Выберите продукты, наиболее богатые провитамином А

2. Есть ли внешний признак, по которому эти продукты можно легко определить и объединить?

3. Разрушается ли витамин А при варке, если он жирорастворимый, можно ли сохранить его в продуктах, которые лежат в морозилке?

……………………………………………………

ГРУППА 2

1. Выберите продукты, наиболее богатые витамином С

2. Есть ли признак, по которому все эти продукты можно легко определить и объединить?

3. Разрушается ли витамин С при варке, если он водорастворимый, можно ли сохранить его в продуктах, которые лежат в морозилке?

……………………………………………………

ГРУППА 3

1. Выберите продукты, наиболее богатые витамином В

2. Какие семейства растений наиболее богаты этим витамином?

3. Разрушается ли витамин В при варке, если он водорастворимый, можно ли сохранить его в продуктах, которые лежат в морозилке?

ГРУППА 4

1. Выберите продукты, наиболее богатые витамином Д

2. Может ли организм сам вырабатывать этот витамин? Если да, то при каких условиях?

3. Разрушается ли витамин Д при варке, если он жирорастворимый, можно ли сохранить его в продуктах, которые лежат в морозилке?


 


 


 


 

Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………

Критерии самоконтроля

Могу сам

Могу с помощью

Затрудняюсь

1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D)

 

 

 

2. Объяснить роль витамина в обмене веществ

 

 

 

3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины

 

 

 

4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам

 

 

 

5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека

 

 

 

 

 

Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………

Критерии самоконтроля

Могу сам

Могу с помощью

Затрудняюсь

1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D)

 

 

 

2. Объяснить роль витамина в обмене веществ

 

 

 

3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины

 

 

 

4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам

 

 

 

5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека

 

 

 

 

 

Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………

Критерии самоконтроля

Могу сам

Могу с помощью

Затрудняюсь

1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D)

 

 

 

2. Объяснить роль витамина в обмене веществ

 

 

 

3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины

 

 

 

4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам

 

 

 

5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека

 

 

 


 

"Витамины"

Урок  биологии в 8-м классе

__________________________________________________________

              

1.Организационный момент. Постановка проблемы

Здравствуйте, ребята. Мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Поэтому мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

Сегодня мы познакомимся с группой органических веществ, которые жизненно необходимы для здоровья нашего организма. История их открытия уходит в 19 век, Силина Маша

Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?   Какие  вещества, содержащиеся в натуральном молоке и не очищенном рисе не получили мыши и голуби     

Итак, речь сегодня пойдет о витаминах(открывает тему и задачи урока)

Тема Витамины и их значение  

Цель:Выяснить, влияют ли витамины на здоровье человека?

Задачи:

1. Выяснить, что такое витамины и какие бывают витамины?

2. Понять, как витамины влияют на  процесс обмена веществ.

3. Выяснить источники витаминов для организма? Как правильно хранить и приготовить продукты, чтобы сохранить витамины.

4. Узнать о последствиях недостатка и избытка витаминов.

2.Проверка домашнего задания.

Со временем, учёные выяснили, что витамины относятся к простым органическим веществам. Подавляющее большинство их них входят в состав ферментов.

Давайте вспомним, что же такое ферменты? ………………………..

Мы с вами изучили ферменты пищеварительного тракта  

На карточках у вас 2 задания, уровень А и уровень В(2 вар, А- письм., В-устно)

 

3. Изучение нового материала

Приступим к решению 1 задачи урока. Ферменты состоят из   белковой и небелковой частей, в состав небелковой части и входит витамин( дем часов)

Итак без витаминов не работают ферменты, а значит чего лишится наш организм? Нормального обмена веществ. А нормальный обмен – это и есть основа здоровья.

Давайте запишем определение витаминов в рабочую тетрадь

Витамины – это биологически активные вещества, которые оказывают значительное влияние на процессы обмена.

Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 25 видов (показать слайд - А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е).

Какие бывают витамины, давайте обратимся к таблице на ваших столах. Про какие из них вы уже слышали? На какие 2 большие группы разделены все витамины( смотрим жирный шрифт). Водорастворимые и жирорастворимые. Как вы думаете, почему группы так назвали?

Вы правы давайте изобразим классификацию витаминов в виде схемы в своих тетрадях.

(пишем в схеме)Водорастворимые- поступают с водными растворами и легко выводятся из организма

(пишем в схеме)Жирорастворимые – поступают с жирными продуктами, легко накапливаются в жировой ткани и печени.

Снизу запишите названия водо и жирорастворимых витаминов.                                    

Переходим к решению 2 задачи урока: Как витамины влияют на обмен веществ?

В решении этой задачи нам снова пригодится таблица. В ней есть информация о 4 основных витаминах, которые нам необходимо изучить. Положите её по середине, так, чтобы было удобно работать.

1. Смотрим 1 графу таблицы под названием «Витамины»

-Какой витамин имеет не одну, а несколько разновидностей? Сколько? Как называются?

2. Смотрим 2 графу, какую информацию мы можем подчерпнуть для себя из этой графы? -Например, какую роль в процессах обмена играет витамин В1?

3. Переходим к графе №3, какую важную информацию для каждого она несёт?

4. А 4 графа чем нам может помочь?

-Какого витамина в сутки нужно употреблять больше всего?

-Какого витамина необходимо всего лишь 5 тысячных грамма в сутки?

 

Давайте попробуем, используя важную информацию таблицы решить биологические задачи различного уровня сложности, возьмите голубые листочки они на каждого N1 это простая, а N2- посложнее. Каждый из вас может выбрать для решения только первую или и первую и вторую. Время на подготовку- 3 минуты.

Пора решить задачу №3 выяснить продукты- источники витаминов? Как правильно их хранить и приготовить, чтобы сохранить витамины. В этом нам поможет учебник стр ….., абзац …….

Работаем в малых группах, Иван- один. Берём задание на жёлтых листах и через 2 минуты первая группа выходит к столу

На столе: банан, апельсин, яблоко, помидор, капуста , шиповник, хлеб, крупа, молоко, творог, рис. мяса, рыбы, печень, яйцо, горох, бобы

 

Осталось решить 4-ю задачу урока -Узнать о последствиях недостатка и избытка витаминов. Обратимся к тексту учебника

Что называется авитаминозом? Разновидностью авитаминоза является

 

Подведём итог урока: все задачи мы решили, а значит - готовы применить полученные знания на практике

 

Проверка на листочках, затем последний слайд

 

Рефлексия

Дома п. ….., составить характеристику витамина письменно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………

Критерии самоконтроля

Могу сам

Могу с помощью

Затрудняюсь

1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D)

 

 

 

2. Объяснить роль витамина в обмене веществ

 

 

 

3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины

 

 

 

4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам

 

 

 

5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека

 

 

 

 

Пора решить задачу №3 выяснить продукты- источники витаминов? Как правильно их хранить и приготовить, чтобы сохранить витамины. В этом нам поможет учебник стр ….., абзац …….

Работаем в малых группах, Иван- один. Берём задание на жёлтых листах и через 2 минуты первая группа выходит к столу

На столе: банан, апельсин, яблоко, помидор, капуста , шиповник, хлеб, крупа, молоко, творог, рис мяса, рыбы, печень, яйцо, горох, бобы

 

Осталось решить 4-ю задачу урока -Узнать о последствиях недостатка и избытка витаминов, в этом нам поможет презентация

 

Подведём итог урока: все задачи мы решили, а значит готовы применить полученные знания на практике

1.В шпинате и салате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном

2.В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?

3. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.

4. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .

6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.

7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.

8. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 120 гр. капусты, 1 кг апельсинов, 50 гр. смородины

Саша

1. В отрывке стихотворения Некрасова «Железная дорога» говорится «Мёрзли и мокли, болели цингой». Что явилось причиной болезни(в графе 2)

2. Вы - мама ребёнка с проблемами зрения. Какой витамин и почему должен преобладать в его пищевом рационе и почему? (ищи в графе 2)

 

Маша

1. Продукты, содержащие большое количество этого витамина, как правило оранжевого цвета?(ищи в графе 3)

 

2. Вы повар детского сада. В Сибири у детей нередко развивается рахит, какие продукты помогут предупредить развитие рахита и почему?(ищи в графе 2)

 

Андрей

1. Почему лимоны и смородина помогают при ОРВи?(ищи в графе 2 и 3)

 

2. Вы фельдшер и к вам на приём пришёл больной со следующими симптомами

у человека постоянные перепады настроения, нервозность, проблемы с мозговой активностью, памятью, отсутствие сил и энергии. Какой витамин вы ему пропишите и почему? (ищи в графе 2)


 

Кирилл П.

1. Нарушается работа красного костного мозга и развивается малокровие если?(ищи в графе 2)

2. У старых людей, как правило слабеет иммунитет, кожа теряет упругость, появляются морщины, какой витамин нужно употреблять нашим дедушкам и бабушкам в первую очередь, объясните, почему? (ищи в графе 2)


 

Вика

1. При суточном употреблении этого витамина менее полграмма могут развиться опухоли(смотри графу 2 и 4)

2.Зимой у Веры появились трещины в уголках рта, стали ломкими волосы, объясните девочке, почему это происходит(смотри графу 2)

Иван

1. Какой витамин есть только в животной пище? (смотри графу 3)

2. Когда гулять на улице с сестрёнкой, когда уже темняет, или днём на солнышке, если вы заботитесь о её здоровье? Ответ поясните.(графа 2)

Кирилл М.

1. Какие продукты наиболее богаты витамином Д?

2. Ваша будущая работа связана с постоянным пребыванием на улице, какой витамин вам нужен в первую очередь?


 

Задание на желтых листках

Группа 1

(выходите вдвоём)

1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином А.

2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин А и почему?

Группа 2

(выходите вдвоём)

1. Отложите на поднос продукты, богатые витаминами В.

2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадут все витамины и почему?

Группа 3

(выходите вдвоём)

1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином С.

2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?

Иван, №4

1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином Д

2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?


 


 


 


 


 

2. Какие из этих продуктов можно варить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадут все витамины и почему?


 

 

 

 

Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 25 видов (показать ряд - А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е). Некоторые из них образуют целые группы. Какие вы знаете? (слайды   №8,№9)

Классификация витаминов (слайд №10).Витамины: водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А,Д,Е,К) (слайд №11).

Заболевания.

Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ.  Недостаток (гиповитаминоз) или избыток витаминов (гипервитаминозоказываются небезразличными для нашего здоровья (слайд 12). Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз  (слайд 13). 

Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.(слайд 14) Витаминные мифы

МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.

МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов.

МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз.

МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет.

Как сохранить витамины? (слайд №20)

1.При действии высокой температуры в мясе теряется до 60 % витаминов группы В.

2.При варке овощей разрушаются до 20 % витаминов группы В и до 50% витамина С.

3.Витамин С разрушается и при соприкосновении с воздухом.

Правила приготовления пищи для сохранения витаминов:

1.Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее.

2.Варить желательно в эмалированной кастрюле

3.Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго.

5.Закрепление знаний и умений.

6.Обобщение и систематизация знаний.

Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма - хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.

Учитель Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?

А вот теперь угадайте,  что находится у меня в черном ящике. Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С.  В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).-1 балл.

В Британском морском флоте

Служили моряки

Когда-то называли их

По-странному - “Лими”.

А от чего “лими” они?

От слова же “лимон”

Необходим матросам

На кораблях был он.

Подготовьте ответ на проблемный вопрос: человек ест много консервированных продуктов. Хорошо это или плохо для его здоровья и почему? -1 балл.

Предложите возможные толкования народной пословицы - Добрый повар доктора стоит. Поделитесь своими открытиями с товарищами по классу. -1 балл

После того, как решите проблемный вопрос, вскройте конверт, сравните свой ответ с ответом в конверте.

В конверте стихотворение:

Нельзя жить на консервах

Без свежих овощей.

А лучше сок лимонный и апельсиновый пей

И зубы будут крепче

И зоркими глаза

Тогда болеть не будет

Никто и никогда.

И не забудь - проблема

У витаминов есть

Их жизнь недолговечна

Они способны разрушаться

Высокая температура

И воздух при хранении

Разрушат витамин

До употребления.

А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления.

 «Что лучше: витамины естественные или искусственные?( Слайд  №22)

Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть.

  1. Учитель.В начале урока я сообщила, что известно 25 витаминов, но в настоящее время ученые выделяют около 80 их видов. К витаминам группы В относятся только 8 видов, и есть еще их производные. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии? Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов. Н-биотин, содержится в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, в арахисе . Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос

6.Обобщение и систематизация знаний.

Обобщить с помощью самодельных таблиц, использовать доску.

1.На столе продукты, содержащие витамины. Взять в руки продукт и назвать какой витамин содержит.

2.Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

  А) кровоточивость десен

  Б) ухудшение зрения в сумерках                           1)А

  В) выпадение зубов                                                   2)С

  Г) поражение роговицы глаза и кожи

  Д) понижение сопротивляемости к

    заболеваниям

              Ответ:21212

3. У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?

А) А      Б) В1        В) С        Г) D    Ответ : Г

7.Контроль и проверка знаний.

Тест «Что вы знаете о витаминах?»( Слайд №23).

1.Откуда чукчи получают необходимые витамины: из жирной рыбы, из    мяса белых медведей, из мяса тюленей?

  1. В шпинате и салате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном

  2. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?

  3. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.

  4. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .

  5. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.

  6. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.

  7. Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе?

  1. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 120 гр. капусты, 1 кг апельсинов, 50 гр. смородины

Правильные ответы (Слайд №24).

  1. Все четыре

  2. В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго.

  3. Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме.

  4. Витамин В 12, который содержится в мясе.

  5. Витамин Д, который предохраняет от рахита.

  6. Яичным желтком.

  7. В печени. Ста граммов печени достаточно, чтобы покрыть ежедневную потребность взрослого человека в семи видах витаминов: А, С, витаминах группы В.

  8. Витамин Н, или биотин. Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос.

  9. Любой из этих продуктов.

Подсчёт результатов  (Слайд №25).

вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ответы

2

3

3

4

4

4

3

4

3

Менее 10 очков. Ваши знания о витаминах недостаточны. Тем самым, используя их слишком непродуманно, вы рискуете ухудшить своё здоровье. Ваш режим питания неудовлетворителен. Роли витаминов в питании вы должны придавать большее значение, это крайне важно.

От 10 до 19 очков. Вам ещё придётся приложить усилия, чтобы ваш режим питания был полноценным. Но в принципе вы на верном пути.

20 и более очков. Витамины и их важное значение – не тайна для вас. Вы рационально питаетесь, подбирая для своего рациона и чередуя лёгкую, витаминизированную и разнообразную пищу.

3. Подготовьте ответ на проблемный вопрос: почему у исследователей Арктики после приема миллионов единиц витамина А в составе печени белого медведя или тюленя через несколько часов развивалась сонливость, раздражительность, головная боль и рвота, а затем шелушение кожи?

8.Задание на  дом § 37, таблица, дополнительный материал. Если оценка за урок «5» или «4»- составьте карточку –задание по теме или кроссворд по теме или презентацию .

9. Подведение итогов. На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья.


 

13

 

Вариант 1

Задание №1

Выберите правильный ответ:

  1. Процесс обмена веществ характерен для:

а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.

2. Обмен веществ и энергии (метаболизм) – это

а) совокупность реакций пластического и энергетического обмена; б) только пластический обмен; в) энергетический обмен.

3. Энергию нашим клеткам могут дать

А) Жиры и углеводы Б) Вода и соли В) Вода и углекислый газ

4. Энергетический обмен – это

а) синтез органических веществ; б) распад органических веществ; в) удаления продуктов распада.

5. Больше всего жиров содержится

А) в хлебе и молоке Б) рыбе и курятине В) Сыре и орехах


 

Задание №2/ заявка на «4» и «5»

Приведите пример реакций пластического обмена:………………………………

………………………………………………………………………………………..

Какие вещества при расщеплении дают больше энергии на 100 грамм: ……………..


 

 


 


 


 


 


 


 

Вариант 2

Задание №1

Выберите правильный ответ:

  1. Процесс обмена веществ происходит:

а) во всех живых клетках; б) только в некоторых клетках

2. Образование энергии – это результат

а) реакций пластического и энергетического обмена; б) только пластического обмен; в) только энергетического обмена.

3. Гликоген нашей печени расщепляется до

А) глюкозы Б) жирных кислот В) аминокислот

4. К пластическому обмену не относится

а) синтез белков; б) распад органических веществ; в) синтез жиров

5. Больше всего белков содержится

А) в хлебе и молоке Б) рыбе и курятине В) Сыре и орехах


 

Задание №2/ заявка на «4» И «5»

Приведите примеры ферментов, расщепляющих питательные вещества в 12- перстной кишке:……………………………………………………………………….

Какие органические вещества необходимы для роста клеток? ……………………..


 

 


 

 

Витамины

Какую роль играют в процессах обмена веществ

Самые богатые источники

Суточ. Потреб-ность

водорастворимые витамины

Витамин С или аскорби-новая кислота

При участии витамина С вырабатывается основной строительный белок нашей кожи-коллаген, который обеспечивает её упругость и эластичность, препятствуя образованию морщин. Недостаток витамина С приводит к кровоточивости дёсен и выпадению зубов(цинге), снижению иммунитета, частым инфекциям(ОРВ).

Содержится в растительных продуктах: шиповник, черная смородина, грейпфрут, лимон, болгарский перец, капуста,щавель, шпинат. В меньших количествах витамин С содержится почти во всех овощах и фруктах.

75 мг витамина

Витамины группы В

Витамин В1 - тиамин

Важен для правильного функционирования нервной системы, мозга. Он участвует в углеводном обмене и помогает при лечении кожных заболеваний.

Содержится преимущественно в орехах, ржаном хлебе грубого помола, яйцах, крупах, зеленом горошке, мясе птицы, печени

до 2.5 мг.

Витамин В2

У нас иногда возникали трещины или "заеды" в уголках рта, - причина этого - недостаток витамина В2. При дефиците витамина воспаляются слизистые оболочки, возникает слабость

Содержится в основном в молоке, дрожжах, мясе, крупах,бобовых, зелени, печени

2 - 3 мг.

Витамин В6

Стимулирует деятельность нервной системы и повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Поддерживает здоровое состояние нашей кожи, особенно области головы.

Источниками витамина В6 являются - куриное мясо, орехи, хлеб, бананы, бобовые.

2 мг.

Витамин В12

Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке В12 развивается тяжелое малокровие.

Источниками этого витамина являются нежирное мясо, соя, рыба, дрожжи

0,005 мг.

Жирорастворимые витамины

Витамин А

В природе существует в виде бета-каротина- провитамином А и его главная роль - нейтрализовать некоторые вредные окислительные реакции, которые часто приводят к возникновению опухолей. Недостаток витамина А приводит к сухости кожи, сероватому оттенку, рассечению и ломкости волос, хрупкости и медленному росту ногтей, а главное к снижению способности видеть в темноте,- так называемой "куриной слепоте". Считается, что витамин А замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.

В виде ретинола содержится в продуктах животного происхождения - мясо, печень, рыбий жир, яичный желток. В виде каротина содержится во многих овощах и фруктах, имеющих оранжевый и красный цвета. Наиболее богаты каротином морковь, абрикосы, тыква, помидоры. А является жирорастворимым, поэтому полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом.

1 мг.

Витамин Д

Участвуют в обменах кальция и фосфора в организме. Д предупреждает рахит. Рахит это заболевание, возникающее в детском возрасте, характерно необратимыми изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен вырабатывать витамин Д в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца.

К продуктами с наибольшим содержанием витамина Д относятся - рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток.

0,01 мг


 


Полный текст материала Конспект урока биологии "Витамины"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баркова Ирина Ивановна  Публикатор
02.12.2019 0 76 3

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0