Урок русского языка с презентацией по теме "Часть речи - глагол", 2 кл. (с использованием приёмов ТРКМ)


МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 63» г. Кемерово


Областной семинар для учителей начальных классов

по теме «Формирование ключевых компетенций

через технологию развития критического мышления»


2 класс


Предмет: русский язык




Тема: Часть речи – глагол.


Цель: Знакомство с понятием «Часть речи - глагол».


Задачи: 1. Уточнить и конкретизировать представления учащихся

о глаголе, как части речи.

2. Учить работать со справочной литературой.

3. Развивать память, речь, мышление, воображение детей. Оборудование: - ПК;

- рисунки Т. Рик «имя существительное», «имя прилагательное»,

« глагол»;

- фрагмент книги Т. Рик «Здравствуйте, Дядюшка Глагол»;

- орфографический словарь П.А. Грушникова.





Автор – составитель:

учитель начальных классов

Некрасова Е.М.

1.





2.

















3.
















4.





































5.





















6.









7.
















Организационный момент.

- Над какой большой темой мы работаем?

- Как вы считаете, вы уже всё знаете обо всех частях речи?

- Сегодня на уроке мы дополним ваши знания о глаголе.

Словарная работа.

- Но в начале нашего урока я предлагаю вам следующую работу:

- Кто это?

- Прочтите слова на доске. Что это за слова?

в(а/о)р(а/о)бей

в(а/о)рона

к(а/о)рова

- К какой части речи относятся эти слова?
- Что ещё можете о них сказать?

- Написание всех ли слов вам известно?(Не известно-корова)

- Как можно выяснить неизвестное вам написание слова?

- Найдите в словаре П.А. Грушникова это слово.

- Запишите все эти слова.

Самопроверка

- Проверьте.

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Прочтите название темы урока.

Тема: Часть речи – глагол

- Обратимся к уже знакомой вам таблице:


Знаем

Хотим узнать

Узнали





- Что мы уже знаем по теме урока?(понятие - части речи)

- С какими частями речи вы уже знакомы?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

( Все слова разместили в 1 колонку таблицы.)

- Что в теме урока вам не известно и что вам хотелось бы узнать?

( Разместили во 2 колонку таблицы.)

Открытие нового знания.

- Мы с вами уже познакомились с двумя жителями страны «Речь» сегодня познакомимся ещё с одним.

Обратимся к книге Т. Рик, в которой рассказывается про семью Апельсинкиных, которые попали в эту сказочную страну. И познакомиться с новым жителем

нам поможет младший из семьи – Женька.

- Возьмите на столах листок с отрывком из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол». Прочтите этот отрывок.

Поставьте «+» напротив того, что вам уже известно; «-» - что не известно; «?»- о чём захочется спросить.

( Работа с текстом в парах).

- С кем познакомился Женька?

- Почему этот человек показался ему чудным?

- Вот таким увидел Женька этого человека.

- Чем он отличался от других жителей – частей речи?

- Каким он называл свой характер?

- Прочтите, что написано красным шрифтом.

- А теперь закончите эти предложения:

Глагол – это………

Глаголы обозначают ………

Глаголы отвечают на вопросы:………


Ф И З М И Н У Т К А

1. Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

- Какие действия мы выполняли? Как называются эти слова в грамматике.

2. На внимание.

- Услышав глагол, хлопайте в ладоши.

Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол» стр.14

«…Дядюшка Глагол при ремонте…»

Закрепление полученных знаний.

1) – Вернёмся к нашим словарным словам.

воробей …

ворона …

корова …

- Вы уже сказали, что это имена существительные. Допишите подходящие к ним глаголы – те действия, которые могут совершить эти животные.

Самостоятельная работа.

Проверка.

2) – А теперь, наоборот: по действиям догадайтесь, какие предметы их могут совершать.


Шипит, ползает, извивается…

Растёт, цветёт, пахнет...

Облизывается, мурлычет, мяукает…

Идут, тикают, бьют…


3) – Откройте «Рабочую тетрадь» (стр.71)

- Прочтите задание №3. Выпишите глаголы после вопросов.

Рефлексия.

- Вернёмся к нашей таблице, которую мы заполнили в начале урока.

- Как вы считаете, можем ли мы теперь внести в нашу таблицу какие-то изменения?

(«глагол» перемещаем в колонку «Узнали»)

- Что же такое глагол?

- Что обозначают глаголы?

- На какие вопросы отвечают?

Домашнее задание.

Придумать и записать 5-7 глаголов на тему: «Что я делаю в школе?»










Слайд № 1












Слайд № 2




Слайд № 3



Слайд № 4

(приём ЗХУ)




Слайд № 4(1)

Слайд № 4(2)




Слайд № 4(3)


Рисунки «имя существительное»,

«имя прилагатель-ное»

Слайды №5,6


(приём «чтение с пометами»)





Рисунок «глагол»

Слайд № 7




Слайд №8(1)

Слайд №8(2)

Слайд №8(3)




















Слайд № 9








Слайд № 10



Слайд № 10(1)

Слайд № 10(2)

Слайд № 10(3)

Слайд № 10(4)


Зеленина Л.М.

Русский язык: 2 кл.: рабочая тетрадь.

Слайд № 11




Слайд № 11(1)






















Приложение

(Отрывок из книги Татьяны Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!»)

Женька спустился во двор. Несмотря на ранний час, по двору со страшной скоростью носился какой – то чудной дядька в шляпе. Он всё время ЧТО –ТО ДЕЛАЛ, да так быстро, что казалось, будто у него не две руки и ноги, а несколько.

- Вы ЧТО здесь ДЕЛАЕТЕ? – сурово спросил его Женька.

- ЧТО я ДЕЛАЮ? – удивился чудной дядька. – С тобой разговариваю.

Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, ЧТО я ДЕЛАЛ, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, ЧТО я БУДУ ДЕЛАТЬ дальше? Я буду расспрашивать тебя, кто ты такой.

- Меня зовут Евгений Апельсинкин.

- Понимаешь, мальчик Евгений Апельсинкин, такой уж у меня характер деятельный. Я всё время что-нибудь ДЕЛАЮ. Я отличаюсь от других частей речи, что шляпу ношу и отвечаю на вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЕТ?





ГЛАГОЛЫ – это слова, которые называют ДЕЙСТВИЯ людей, животных или предметов. Глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЕТ?



имя существительное



имя прилагательное

глагол

Слайд 1
КТО ЭТО ? а в – рона о а а в – р – бей о о а к – рова о
Слайд 2
ворона воробей корова
Слайд 3
Слайд 4
знаем имя существительн ое имя прилагательн ое хотим узнать глагол узнали
Слайд 5
имя существительное
Слайд 6
имя прилагательное
Слайд 7
глагол
Слайд 8
Глагол – это часть речи. Обозначает действие предмета . что делать? Отвечает на что сделать? вопросы: что делал? что делает? что сделает? что будет делать? и т. д.
Слайд 9
ворона …… воробей …… корова ……
Слайд 10
змея …… Шипит, ползает, извивается цветок Растёт, цветёт, пахнет …… кошка…… Облизывается, мурлычет, мяукает Идут, тикают, бьют часы……
Слайд 11
знаем имя существительн ое имя прилагательн ое хотим узнать глагол узнали
Слайд 12
Использованные материалы: http://www.hsn-ltd.ru/info/news/tag/Хищник/ ворона http://allforpets.com.ua/forum/viewtopic.php?f=27&t=1791&start=0&view=print воробей http://zhurnal.lib.ru/img/g/golomazzowa_t_i/1godkorowy/ корова http://www.fotolia.com/id/15732410 сова с книгой клипарт http://www.fairytail.ru/veselye-skazki?page=5 рисунок змеи http://fotki.yandex.ru/users/natalia070/view/24963/ рисунок цветка http://www.artlib.ru/index.php?id=36&idp=120&fp=2&idg=25& рисунок кошки http://boarddubna.ru/c101-1602.html часы Рик Т. Г. Здравствуйте, Дядюшка Глагол! - М.: 1995 Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. - М., 1994. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное, - М., 1994.

Полный текст материала Урок русского языка с презентацией по теме "Часть речи - глагол", 2 кл. (с использованием приёмов ТРКМ) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Некрасова Елена Михайловна  Елена6368
12.11.2010 4 20327 3515

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 Елена7977 • 19:54, 03.04.2011
Спасибо, очень актуально.
avatar
3 ninoshka • 06:56, 28.11.2010
В данном уроке мне очень понравилось, что многие задания направлены на развитие ребенка, на продуктивные виды деятельности: подумать, придумать... Это очень важно учить учащегося мыслить!
avatar
2 яфчысвма • 13:29, 22.11.2010
можно было бы и домашнее задание дифференцировать, ведь ход урока это предполагал.
avatar
Не заставляйте детей чувствовать дискомфорт на уроке - делайте буквы крупнее.