Презентация + конспект урока литературного чтения по теме "Летописи, былины, сказания, жития" в 4 классе.


Урок основан на телевизионной игре "Своя игра". Отличие в том, что ребята играют не индивидуально, а коллективно. Класс делится на 2 команды или 3 команды (по рядам).

Цели:
обобщить знания учащихся по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.

Ход урока


1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами поиграем в «Свою игру». Играть вы будете командой. Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организовано, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивает ответ.

Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.

2. На мониторе табло.
1. Машина времени 10 20 30 40 50
2. Богатыри 10 20 30 40 50
3. Живая картинка 10 20 ☺ 40 50
4. Колесо истории 10 20 30 40 50
5. Памятники
культуры 10 20 30 40 50

3. Проведение игры.
Вопросы:

1. Машина времени.

10 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходящих событиях? ( В 11 веке.)
20 Одним из первых летописцев был … (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одарённый человек.)
30 В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 году.)
40 Этой датой начинается отрывок из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите её. (В лето 6 415 (907) и в лето 6 420 (912).)
50 Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)

2. Богатыри.

10 Прямо ехать убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!
Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки»)
20 «Богатыри» Кто автор этой картины и кто на них изображён? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.)
30 В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен? (Русский народ.)
40 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход на Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)
50 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем отличаются?

3.Живая картинка.

10 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
20 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославил Русь? (Сергий Радонежский.)
40 Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднимается сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей взятых в плен, и сказал …. Что он сказал? Озвучьте. («Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!»)
50 Перед Куликовской битвой к нему прибыл князь Дмитрий за советом К кому и что князю сказали? (Это был Сергий Радонежский. Он благославил Дмитрия Ивановича на этот подвиг и отправил с князем двух монахов богатырей – Пересвета и Ослаблю.)

4. Колесо истории.

10 Объясните, что такое былина?
(Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)
20 Объясните своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи7
30 Ту дороженьку расчистил я
Богатырь …… .
Вырыл клад, да без клада назад
Воротился и опять небогат!
А судьбу я за гриву ловлю,
Норовистую объезживаю,
И судьбина для меня – за коня!»
Чьи это слова и где были записаны? (Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне.)
40 Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. (Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.)
50 Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
А князя Дмитрия ….
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших пор живёт.
Как прозвали князя Дмитрия? (Донским.)

5. Памятники культуры.

10 Первая отпечатанная книга. (Библия.)
20 Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Буквица.)
30 Ими покрывались стены храма. Так назывались изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь? (Стены храма покрывались фресками.)
40 Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)
50 Назовите автора иконы «Троица». (Её создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублёв.)

3. Подведение итогов.
На табло остаётся карточка со значком ☺. Это подарок участникам игры. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждаются победители.


Полный текст материала Презентация + конспект урока литературного чтения по теме "Летописи, былины, сказания, жития" в 4 классе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Седова Татьяна Валентиновна  STW
собственная презентация, "Поурочные разработки по литературному чтению" С.В.Кутявина, МОУ ООШ №3
25.01.2010 19 78195 10302

Скачать материал с сайта


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 19
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 светик8148 • 18:29, 16.09.2014
Огромное спасибо за прекрасно подобранный материал!
avatar
18 ольга • 18:52, 09.09.2012
Вы-умничка, очень понравился материал! Спасибо!
avatar
17 Linda1190 • 19:51, 04.09.2012
Уважаемая Татьяна Валентиновна! Большое спасибо за игру. Проведу в этом году со своими ребятами. Желаю вам дальнейших творческих идей. С уважением, Лидия Петровна.
avatar
16 irina • 15:09, 06.09.2011
спасибо.
avatar
15 М@рфа • 09:10, 10.05.2011
Очень хорошая работа. Качественно подобраны вопросы, все работает. Есть некоторое недоумение по поводу вопроса на 50 баллов в категории Живая картинка. Видимо, второпях не проверили сам вопрос, да и ответ насмешил. Я имею в виду бедного Ослябю.
avatar
14 dem4enkolara • 15:26, 29.04.2011
Очень интересно, замечательный материал.
avatar
13 ТатьянаЛевина • 16:11, 12.02.2011
Замечательный материал. Спасибо.
avatar
12 Вика2392 • 11:20, 05.01.2011
Игра хорошая!
avatar
11 scirina • 10:34, 09.12.2010
Очень нужный материал, спасибо.
avatar
10 Игнавал • 19:50, 30.11.2010
Хорошая игра! Интересная! Сейчас дети мало читают, а уж фольклор и древнерусские источники и подавно. В такой игровой форме и надо им прививать любовь к своему отечеству. Спасибо за работу!
avatar
9 СВА • 21:56, 19.11.2010
Здорово Скоро по окружающему миру как раз начинаются эти темы (3 класса- Занков). Презентация как раз будет кстати. Спасибо, взяла в копилку
avatar
8 сафгуль • 19:10, 03.10.2010
Очень нужный материал, спасибо.
avatar
7 Володя • 10:08, 21.09.2010
Спасибо, чень много полезного материала!
avatar
6 Дариника • 23:41, 19.09.2010
Замечательный материал. Спасибо, что делитесь своим трудом
avatar
Отлично!
Можно придумать дополнение (зависит от ваших целей) - при выводе ответа приводить и иллюстрацию, а не только текст.
И я бы изменила цвет фона, но это чисто субъективное мнение.
avatar
4 Елена • 14:45, 08.07.2010
Огромное спасибо !!! Великолепная презентация. Дети в восторге!!! А учителю приятно!
avatar
3 Эдик • 18:06, 27.05.2010
Очень классно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
avatar
2 Татьяна • 02:06, 23.02.2010
Презентация великолепная!Огромное спасибо.
avatar
1 оля • 09:51, 19.02.2010
отлично