Статья "Учебная исследовательская деятельность учащихся как средство достижения планируемых результатов"



Тема: "Учебная исследоват­ельская деятельнос­ть учащихся как средство достижения­ планируемы­х результато­в"

Автор: учитель биологии и химии ГБОУ СОШ № 125 Крылова Н.С.



Актуальность темы исследования. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Значительно возрос интерес обучающихся младших и средних классов образовательных учреждений России к творческой и учебно-исследовательской работе. Многие родители стремятся воспитать в своих детях личность, способную творчески мыслить, стремящуюся к познанию мира и себя в этом мире. Целью общего образования является формирование здравомыслящего человека, и соответственно, требует формирования и развития исследовательской деятельности, но, по сути, носит лишь информативный характер, не позволяя ребенку проявить свои творческие способности и выйти за рамки школьной программы. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому обучению.

В большинстве учебных заведений организация учебной деятельности учащихся сводится к внеурочным формам деятельности, где учащимся предлагается или подбирается с ними совместно тема и далее выполняется учебная исследовательская работа. Она также может включать:

  1. организацию индивидуальной учебно-исследовательской деятельности у заинтересованных учащихся, исследовательской практики, именно во внеурочное время можно организовать исследовательскую работу учащихся в полном объеме;

  2. участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах (в том числе дистанционных), предметных неделях предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий;

  3. представления работ на научно - практических конференциях различного уровня. В этом году мы участвовали в национальной системе развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». Ученица девятого класса представила исследовательскую работу по биологии.

Учебная исследовательская деятельность может быть реализована на уроке. Например, проблемное видение уроков базисного компонента учебного плана. Создание проблемной ситуации на уроке позволяет учащимся включиться в поисковую деятельность, направленную на обнаружение решения заданной проблемы. Мыслительная поисковая деятельность учащихся может быть различной: анализ фактов, возникновения догадки, выдвижение гипотез, сопоставление новых данных с известными теориями, обобщение, получения нового знания. Использования проблемных методов в образовательном процессе проводится анализ и отбор программного содержания по учебному предмету с целью включения исследовательской деятельности. Эта работа может найти свое отражение в тематическом планировании с указанием метода, используемого для каждого отдельного случая.

Более широкие возможности в реализации исследовательской деятельности представляют элективные курсы. Содержание данных курсов реализуется через систему экспериментальных работ учащихся разного уровня сложности. Систематическая реализация таких работ способствует не только усвоению материала, но и прививает основы культуры эксперимента, дает возможность приобрести навыки проведения исследований, умение фиксировать и обобщать результаты, формулировать выводы, оформлять отчеты. Это необходимая работа по подготовке учащихся к исследовательской работе как более высокой форме самостоятельной деятельности. Кроме того содержание курса предполагает выполнение учебно-исследовательской работы и ее защиту.

Одним из наиболее сложных вопросов в любом виде деятельности является оценка ее результативности. Планируемые образовательные результаты можно разделить на три группы:

  1. личностные результаты, к которым относятся сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, основ личностного саморазвития и самовоспитания, навыков социализации, приобретения опыта нравственного ориентированной общественной деятельности;

  2. предметные результаты, которые включают владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами в данной предметной области;

  3. метапредметные результаты связаны с информационными, коммуникативными компетентностями, способностью к определению целей, оцениванию результатов и коррекции своей деятельности.

А.П.Тряпицына [4] разделила учебные исследования на следующие группы: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по конкретному предмету в школе

Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.

Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Целевое назначение надпредметного учебного исследования – это решение локальных задач общеучебного характера.

В заключении отметим в соответствии с концепцией ФГОС[5] можно предположить, что в процессе выполнения учебной исследовательской работы у школьников формируются:

Личностные универсальные учебные действия (УУД): личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; оценивание усваиваемого содержания (нравственно-этическая ориентация).

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной цели ; планирование, прогнозирование, коррекция.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи; умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подводя итог, использование исследовательской деятельности в образовательном процессе обеспечивает достижение школьниками планируемых результатов образования через формирование и развитие всех блоков УУД в равной степени.

Список используемой литературы

1. Ивашедкина О.А О возможностях учебной исследовательской деятельности в достижении учащимися планируемых образовательных результатов. Гуманитарные науки: исследования молодых ученых: материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов (Санкт-Петербург, 23 ноября 2011 года) / ред. И сост. И.П. Вишнякова-Вишневецкая.- СПб.: СПбИГО, 2011.

2. Ивашедкина О.А.,Полетаева Е.К. Учебная исследовательская деятельность как средство достижения планируемых образовательных результатов: учебно-методическое пособие / под науч. ред. И.Ю. Алексашина.- СПб: СПб АППО, 2012.- (Петербургский опыт общего образования.)

3. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности // Школьные технологии. – 2006.- №5. – С.65-71, 94-96

4. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие/ под ред. А.П. Тряпициной СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005

5. Федеральный государственный стандарт общего образования. – http://standart.edu.ru










Полный текст материала Статья "Учебная исследовательская деятельность учащихся как средство достижения планируемых результатов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крылова Наталья Сергеевна  karapuz1
12.12.2013 0 2621 573

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК