Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок" для 5 класса


Конспект урока по ЛИТЕРАТУРЕ

5 класс

 

№ урока:

14

Тема:

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Цели:

1) рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, о его отношении к устному народному творчеству;

2) помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок.

Оборудование:

Учебник, тетрадь; портрет А.С. Пушкина; фонограмма вступления из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый…»); иллюстрированная книга-альбом «Пушкин».

 

Ход урока

 

2 мин

1. Оргмомент.

5 мин

Отвечая на 2-й вопрос, учащиеся с подсказки учителя делают записи в тетрадях.

2. Вступительная беседа.

– Какие народные и литературные сказки вы читали? (Колобок, Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол» и другие.)

– Чем отличается народная сказка от сказки литературной?

(Основные различия:

Народная сказка: автор – коллективный (народ); существует в устной форме; имеет несколько вариантов, т.к. сказитель может вносить в нее изменения.

Литературная сказка: автор – конкретное, известное лицо; создается в письменной форме; не допускается произвольное внесение изменений.)

15 мин

По ходу рассказа учитель демонстрирует учащимся портреты из книги-альбома «Пушкин»  (Ленинград: Изокомбинат «Художник РСФСР», 1990).

3. Объяснение нового материала (слово учителя).

– Многие писатели обращались к фольклору – устному народному творчеству – и создавали на его основе чудесные произведения, свои сказки, которые мы называем литературными. Вот имена этих писателей: В.А. Жуковский («Спящая царевна», «Кот в сапогах»); А.С. Пушкин («Сказка о царе Салтане»); А.А. Погорельский («Черная курица»); М.Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб»); С.Т. Аксаков («Аленький цветочек»); В.Ф. Одоевский («Городок в табакерке»), Л.Н. Толстой («Как мужик гусей делил»); М. Горький («Воробьишко») и многие другие.

На этом уроке мы продолжим знакомство с великим писателем и поэтом, которого вы уже знаете, – с Александром Сергеевичем Пушкиным. Помните, как в начальных классах читали его «Сказку о рыбаке и рыбке»?

Итак. Сердце России – город Москва – была родиной величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года. Со стороны отца – Сергея Львовича – он принадлежал к старинному дворянскому роду. Его мать – Надежда Осиповна – была внучкой Ибрагима Ганнибала.

У Пушкиных было 8 детей. Пятеро из них (Миша, Коля, Паша, Платон и Софья) умерли еще младенцами. Первенцем была девочка Ольга, потом, по старшинству, сам Александр и, наконец, Лев.

Сообщу вам секрет: когда Александр Сергеевич был маленьким, примерно в таком возрасте, как вы, его дразнили и называли «обезьяной» за его курчавые волосы и смуглое лицо.

Отец поэта очень интересовался литературой. У него была прекрасная, большая библиотека. Именно в доме отца мальчик Саша видел и слышал многих известных русских писателей: Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова.

Воспитание детей в доме Пушкиным было поручено, как и полагалось в дворянских семьях, иностранцам-гувернерам. Гувернер – это воспитатель, надзиратель за детьми. Но вот на маленького Александра Сергеевича эти гувернеры-воспитатели хорошего влияния не оказывали. У Пушкина остались только «неприятные воспоминания о них».

На характер и умственное развитие ребенка огромное влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Пушкина Яковлева Арина Родионовна, которая знала много русских народных сказок, поверий, пословиц и поговорок. Эти две женщины своими рассказами и сказками учили мальчики русскому языку, ввели его в мир старины и народной поэзии.

О своей любимой няне Арине Родионовне Пушкин писал:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала,

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!..

Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от прогулок по Москве, на которые он отправлялся вместе со своим дядькой Никитой Козловым.

Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения, которые были собраны в библиотеке отца, и многое заучивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского были прочитаны им еще до поступления в лицей, куда он попал всего в 12 лет.

Писать он начал рано. Писал и басни, и стихи, написал поэму и комедию. Но эти первые опыты, к большому сожалению, не сохранились.

Его жизнь была недолгой, но он успел написать много сказок для детей и произведений для взрослых.

В одной из тетрадей Александра Сергеевича есть запись, сделанная со слов няни Арины Родионовны: «Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб».

Давайте вместе прочитаем стихотворение, которое Александр Сергеевич Пушкин посвятил своей няне Арине Родионовне.

3 мин

4. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Няне» (с.88-89).

5 мин

5. Беседа по вопросам, помещенным после текста стихотворения «Няне» (с.89).

2 мин

6. Слово учителя.

– Есть у Александра Сергеевича и сказочная поэма «Руслан и Людмила». Поэма – это повествовательное, рассказывающее о каких-то событиях, произведение, написанное в стихах. Нам с вами предлагают прочитать только отрывок из этой поэмы – «У лукоморья». Лукоморье (поглядите на сноску внизу страницы №89) – это излучина, то есть изгиб морского берега.

Отрывок, а вернее – вступление к поэме «Руслан и Людмила», мы читать не будем, а прослушаем. Но сначала поглядите на доску, где записаны слова, которые вам могут быть незнакомы:

Неведомый – неизвестный.

Видение – призрак, привидение.

Витязь – воин, богатырь.

Чредой – чередой, один за другим.

Пленяет – берет в плен.

Чахнуть – худеть, сохнуть.

А теперь слушаем…

3 мин

7. Прослушивание аудиозаписи вступления к поэме «Руслан и Людмила».

4 мин

8. Беседа.

– О каких сказочных героях и чудесах писал здесь А.С. Пушкин?

– О ком из этих сказочных героев вы уже слышали из других, народных, сказок?

– Какие картины возникали у вас в голове, когда вы слушали это вступление?

2 мин

Обратить внимание на две последние строки стихотворения на форзаце.

9. Рассматривание репродукции картины художников Б. Парилова и В. Дудорова «А.С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…».

2 мин

10. Подведение итогов. Выставление оценок.

– Александр Сергеевич Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни, пословицы, поговорки: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Уже прославленным (уже известным) поэтом ему пришлось прожить два года в псковском имении отца – селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старенькой няней и, как в детстве, с увлечением слушал ее сказки и прибаутки. Прибаутка – это забавное словцо, забавное сочетание слов, вставляемое в речь, в рассказ.

«Что за прелесть эти сказки!» – писал Пушкин брату.

Рассказы бабушки, нянины сказки, жизнь русского народа – все это глубоко запало в память великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

2 мин

Пояснить.

11. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок «У лукоморья» (с.89-90).

 


Полный текст материала Урок литературы по теме "А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок" для 5 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бегалиев Рустам Нурманбетович  Рустам_Б
Учитель русского языка и литературы, МКОУ Таежнинская СОШ №7
22.08.2011 0 5925 1217

Скачать материал с сайта


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0