Разработка занятия факультативного курса "Вещи прошлого в произведениях А.С. Пушкина"; 5-8 классы


Лукоморье.

Сценарий факультативного занятия.

... Клянусь честью, что ни за что на свете
я не хотел бы переменить Отечество
или иметь другую историю, кроме
истории наших предков.
А. С. Пушкин.

Цель занятия: на основе произведений А. С. Пушкина и на орловском фольклорном материале познакомить детей с материальной культурой русского народа, народным бытом, праздниками и традициями.

Оборудование: экспонаты этнографической коллекции музея: художественная деревянная тарелка, солонка, ковш-скопкарь, пряничная дощечка, прялка, веретено, светец, самовар, мужская крестьянская рубашка, завеса, полотенце, почтовые колокольчики.

Методические рекомендации: главная задача занятия - показать детям красоту народного быта, связь времен, преемственность традиций, пробудить чувство уважения к прошлому и истории России.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята!
Вы все прекрасно знаете, что Пушкин в русской, да и мировой
культуре занимает особое, исключительное место. В своих произведениях он отразил русский быт, его характерные черты и особенности.
Знакомство с творчеством А. С. Пушкина начинается у нас с самого раннего детства:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит…

Как хорошо знакомы нам эти строчки. Благодаря им, перед нами открывается удивительный мир сказки. В них живет народный быт, народные праздники, традиции и обряды, вещи прошлого.
А.С. Пушкина называют поэтом народным. Проводя немало времени в деревне, коротая вечера со своей няней Ариной Родионовной, он познал русскую жизнь, изучил древние легенды и сказания, народные песни и сказки. Все это нашло отражение в его творчестве, в необыкновенно ярких картинках, образах и зарисовках.

Иллюстрация.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...

И перед взором возникает зимний вечер, простая русская избенка,
свет лучины, мельканье веретена в руке, да лирическая песня.

В избушке, распевая, дева
прядет и, зимний друг ночей,
Трещит лучина перед ней.

Звучит народная песня "Пряха".
Или совсем другая обстановка и совсем другое настроение:

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?

/Интерьер: прялка, лавка, донце, светец, деревянное корытце./
Прялка сопровождала трудолюбивую русскую женщину в течение всей ее жизни. С прялкой коротала она долгие зимние вечера. С прялкой шли девушки на посиделки. Праздничные нарядные прялки дарились женихом невесте. Их передавали по наследству от матери к дочке, от бабушки к внучке. С прялкой, за работой общались и веселились. Перед каждой девушкой прялочка, к лопаске привязана кудель, в руке веретено. Левой рукой пряха тянула из кудели волокно, скручивая в нить, а закрепляла на веретене. Про веретено так и говорилось: "Чем больше кручусь, тем толще становлюсь".
Маленькие, обледеневшие оконца пропускали мало света. Избу освещал огонек светца - специального приспособления для держания лучины, которая делалась из березовых плашек. Рядом со светцом становилось корытце с водою или песком для собирания падающих угольков. Трепещущее пламя лучины бросало вокруг зыбкие тени. И зимний вечер длился, длился без конца.
Пол огонек лучины и песни пели, и сказки с легендами слагали, да друг другу передавали:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
А сказок было великое множество. "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма", - писал А. С. Пушкин. В народных сказках всегда прославлялись мудрость, труд, мастерство. Возьмем, например, "Сказку о царевне-лягушке". Помните, ребята, как царь приказал своим сыновьям, чтобы их жены за одну ночь ему по рубашке сшили? А на следующее утро, когда старший сын развернул рубашку, она была до того плоха, что царь, посмотрев на нее, рукой махнул и сказал ...
/Вопросы учащимся./
-Так что сказал царь?
- Правильно, ребята. В этой рубахе только в лес по дрова ходить или в баню.
Средний сын развернул свою рубашку, и была она чуть-чуть получше первой. Посмотрел царь, вздохнул и сказал ... /Вопрос учащимся./
- Что сказал царь?
- Молодцы. В этой рубашке только в грязной, курной избе сидеть. Печь дровами топилась. Трубы не было. Вся копоть и грязь в избе оставалась.
Развернул младший сын рубашку, а она вся златом и серебром расшита была. Смотришь на нее, и наглядеться не можешь. Посмотрел царь, заулыбался и сказал:
- Что сказал царь? (Все вместе).
- А эту рубашку только по праздникам носить.


Работа с экспонатами. /Мужская рубашка- косоворотка./
Наша рубашка, хоть не златом и серебром расшита, но все равно очень красивая. Рукав широкий, на груди разрез. И ворот, и рукава, и низ рубашки вышивкой украшены.
Русские мастерицы-вышивальщицы пользовались славой во всем мире. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, одежда. Любимой цветовой гаммой в народе было сочетание белого, красного, черного. Предпочтение отдавалось красному цвету.
Работа с экспонатами. /Фартук-завеса./
Посмотрите, ребята, перед вами фартук-завеса. Это один из элементов орловского праздничного женского крестьянского костюма.
Завесу обычно носили сверху рубашки и юбки-паневы. Она особо
украшалась: и вышивкой, и кружевом, и вставками. А какой ткани по цвету
больше? Красной. Красный цвет означал "красивый, добрый, радушный".
Отсюда и выражения пошли : "Красна девица, красно солнышко", "красны
молодцы".

Оставили свой след в народном творчестве и орловские мастерицы.
Вышивка "Орловский спис" поражает нас и по сей день своей красотой и
замысловатостью узора.

А вот что говорится о ней в одной из легенд.
Работа с экспонатами. /Образец вышивки "Орловский спис"./
Зимним вечером сидела за вышивкой крепостная девушка, задумалась о чем-то, да загляделась на морозные окна, даже сама не заметила как "списала", перенесла морозные узоры на свое изделие. Так, по преданью, и появилась на свет редкая техника вышивки "Орловский спис".
Умели в старину не только трудиться, но и веселиться.


Полный текст материала Разработка занятия факультативного курса "Вещи прошлого в произведениях А.С. Пушкина"; 5-8 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Серёгина Тамара Николаевна  МАМОЧКАААА
25.08.2011 3 6371 725

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК