Сопоставительный анализ лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова и их стихотворений «Пророк» (2 часа) для 9 класса


На предыдущем уроке мы начали разговор о замечательном русском поэте, младшем современнике А.С. Пушкина - М.Ю.Лермонтове. И, несмотря на то, что жили и творили они в разное время и в разных условиях, Лермонтов является продолжателем пушкинских идей.
Почему же лира М.Ю. Лермонтова большей частью грустна и задумчива в отличие от жизнеутверждающей, мажорной лиры А.С.Пушкина.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться ко времени жизни П. и ко времени жизни Л. Их эпохи можно сравнить с одним днем: рассвет, утренняя заря которого досталась П., а на долю Л. выпал холодный вечерний закат, дождливый и туманный.
- Какими историческими событиями наполнено время П? А Л?
Творчество П. развивается в то время, когда в России зарождаются и возникают тайные общества, кружки. Если в это время страна живет напряженной жизнью, если нарушается её спокойствие и чувствуется нарастание тайных сил, то время Л. - это упадок, это кризис душевных сил страны, «время безвременья».
Если раньше ожидалось что-то, и под этим «что-то» надо иметь в виду взрыв негодования передовой части молодой интеллигенции страны, т.е. восстания декабристов, то время Л. - это время разгула реакции, наказаний и казни декабристов. Если в 20-е годы страна оживает и прогрессивные силы вносят живую струю в сонное течение жизни, то 30-е годы - это ошеломляющий разгром декабристов. Теперь снова головы втягиваются в плечи, снова страх перед неизвестностью и крах всех надежд. Застой мысли, отказ от борьбы, уход в себя, стремление найти идеал в собственном «Я» - вот что характерно для этого периода.
10 лет - такой исторически ничтожный срок - явились разрывом между П. и Л.
П. сформировался как человек и как поэт на гребне декабристского движения.
Л. же - поэт совершенно другой эпохи, эпохи разгрома декабристов, эпохи борьбы в сфере философии.
Дети двух разных поколений, люди разных эпох, они были призваны для того, чтобы, говоря словами П., «воспеть свободу мир на тронах поразить порок»
- О чем же писали поэты? Что волновало их? Какие лирические темы разрабатывали? Есть ли совпадение интересов?
Как видим, темы совпадают, только настроение в их стихах разное. П. больше свойственен оптимизм, a JI. - пессимизм и дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности.
Чтобы проиллюстрировать разность настроений в разработке общих тем, сравните (самостоятельно, можно по группам) некоторые стихотворения П. и Л., даты написания которых отличаются в среднем на 15 лет. Например:
ТЕМА ЛЮБВИ, РАЗЛУКИ, ВСТРЕЧИ:
П. - «Я помню чудное мгновенье»
Л. - «Из-под таинственной холодной полумаски»
ТЕМА СВОБОДЫ, МОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ:
П. - «Узник»
Л. - «Узник»
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ (восточное предание):
П. - «И путник усталый на Бога роптал»
Л. - «Три пальмы»
ПОЭТ, ПРОРОК, ИЗБРАННИК:
П.- «Пророк», «Свободы сеятель пустынный», «Поэт и толпа»
Л. - «Пророк», «Мое грядущее в тумане», «Есть речи - значенье...»

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк»

Сегодня мы проанализируем стихотворения, тема которых не является новой в литературе. Её до П. разрабатывали Державин, Рылеев, Кюхельбекер. Но они лишь обозначили тему, открыли её. Пушкин же подхватил ИХ тему, но в её разработке пошел своим путем, а следом за П. её подхватил Л., потом Некрасов, Маяковский, Ахматова, Окуджава и другие писатели и поэты. Тема эта - НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА И ПОЭЗИИ.
ЗАДАЧА нашего урока - проследить, в чем заключается своеобразие решений этой темы Пушкиным и Лермонтовым.
Алгоритм работы над текстами стихотворений записан на доске. Планы анализа стихотворений у вас есть. Есть тетради по стилистике. Все это можно использовать в работе.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЙ
1. Прочитать текст про себя (вчитаться!)
2. Отметить непонятные слова, «расшифровать» их (выяснить их смысл)
3. Прочитать стихотворение вслух
4. Комментарий содержания (определение темы и идеи)
5. Встречалась ли эта тема в других стихотворениях поэта? Если «да», то в чем заключается своеобразие развития темы в этом стихотворении)
6. Какие художественные приёмы помогают жить лирическому сюжету?
7. Действительно ли, «Пророк» Лермонтова прямое продолжение «Пророка» Пушкина?

«Пророк» А.С.Пушкина

Комментарий содержания (4):
ТЕМА: Пушкин написал это стихотворение в 1826г., в ссылке. Оно написано под впечатлением от расправы над декабристами, однако связь с этими событиями опосредована. Это стихотворение о том, КАК РОЖДАЕТСЯ НА НАШИХ ГЛАЗАХ ПОЭТ-ПРОРОК из истосковавшегося по духовности человека и о том, КАКОВО НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ.
Сюжет стихотворения условный, аллегорический, но Пушкин открывает при этом такие настоящие, безусловные на все времена признаки и свойства НАСТОЯЩЕЙ ПОЭЗИИ, которая стала называться ПРОРОЧЕСКОЙ

(анализ по тексту стихотворения)
- ПРИ КАКИХ ЖЕ УСЛОВИЯХ ПОЭТ МОЖЕТ СТАТЬ ПРОРОКОМ?
1) пророком поэт может стать, если его душа томится по духовности, если она (душа) внутренне неспокойна (спокойный, всем довольный человек пророком стать не может)
- В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР?
2) «Это» (талант, способность к пророчеству) - от Бога. Это - Божий дар!
3) Пророк видит мир иначе, чем другие люди, принципиально НЕ ТАК. Пророк по-другому видит, слышит и чувствует мир. Он видит Вселенную.
- ЭТОТ БОЖИЙ ДАР «БЕСПЛАТНЫЙ»?
4) За это знание мира, за пророческий дар надо платить. ЧЕМ? МУКОЙ!
(эта тема продолжается и в творчестве Лермонтова, Ахматовой и др. Например, у Л. в стихотворении «Я жить хочу ценою муки»:
… Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот,
Он покупает неба звуки,
Он даром слова не берет.
- В ЧЕМ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОРОКА?
5) Со своим ДАРОМ пророк должен идти к людям. Это назначение ПРОРОКА!

Тема высокого назначения ПОЭТА-ПРОРОКА потребовала от А.С.П. и необыкновенного слова, особой ЛЕКСИКИ!
Лексика ВЫСОКАЯ, ТОРЖЕСТВЕННАЯ, архаичная, библейская, наполненная церковно-славянизмами.
От начала текста и до конца стихотворение держится на этой торжественной, возвышенно-поэтической лексике.
Но не только лексика, но и УСТАРЕВШИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФОРМЫ придают возвышенность тексту.
А.С.П. насыщает стихотворение и возвышенным ЗВУЧАНИЕМ. Здесь есть и АЛЛИТЕРАЦИЯ (о,а,а,о,э) - созвучие гласных колокольное (почти церковное) и АССОНАНС - П. «собирает» согласные звуки (воззвал, восстань, отверстую), которые произносить непросто, но они наполняют стихотворение необыкновенной энергетикой.
В стихотворении очень много повторов: АНАФОРА - единоначалие (с И). В Библии и Евангелие этот же прием, поэтому возникает ассоциация Божественным началом, с Книгой.
Здесь есть и ИНВЕРСИЯ, которая делает высказывания возвышенными, т.о. А.С.П. нашел стиль, соответствующий теме.
Художественные средства, используемые П., разнообразны: Яркие СРАВНЕНИЯ («перстами легкими, как сон» ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ (метафоры) - «жало змеи» - мудрость; «угль, пылающий огнем» - страсть
В «Пророке» П. использует свой любимый стихотворный размер - 4-х стопный ямб. (4-х стопный ямб с пиррихием, с 5-ой усеченной стопой)
U- U- UU U-
U- U- UU U- U
UU U- UU U-
UU U- U- U- U
Встречается различный способ рифмовки:
ПЕРЕКРЕСТНАЯ абаб
КОЛЬЦЕВАЯ абба
СМЕЖНАЯ аабб

РИФМА встречается мужская и женская.
ИНТОНАЦИЯ стиха музыкальная, ЗВУЧАНИЕ легкое, напевное.

«Пророк» М.Ю.Лермонтова

«Пророк» Л., в отличие от пушкинского стихотворения, в ИНТОНАЦИОННОМ ПЛАНЕ более напряженный, хотя тоже музыкален.
Поэт у Л. - ПРОРОК УЖЕ СОСТОЯВШИЙСЯ. (Это как бы продолжение - 2 серия - пушкинского «Пророка»). Поэту Пушкина «Вечный судия» дает «всеведенье пророка» в самом конце стихотворения, когда поэт, утомленный бесполезными поисками применения своим силам, «как труп в пустыне лежал», у Лермонтова же мы видим поэта уже в самом начале стихотворения «всеведущим пророком». Все превращения, которые происходят с пророком у Пушкина на наших глазах, у Лермонтова произошли где-то раньше.
Поэт Пушкина, получив назначение пророка, идет ИЗ пустыни к людям со своим пламенным гласом. Лермонтовский же пророк убегает ОТ людей В пустыню. И поэт не просто бежит в пустыню, а посыпав пеплом голову, что обозначает, вероятнее всего, скорбь по морально погибшему поколению.
В руках пушкинского пророка огромные возможности: «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Поэт Л. «нищий», «угрюм, и худ, и бледен...», «наг и беден», и «презирают» все его.
У П. конфликт успешно разрешается - пророк встает во главе людей. У Л. конфликт между народом и поэтом не находит разрешения и поэт бежит прочь.
Несмотря на такие различия этих стихотворений, «Пророк» Л. является ни чем иным, как прямым продолжением «Пророка» П. Чтобы доказать это, можно поместить стихотворения одно под (за) другим и попытаться изложить объединено всю систему событий.
Получается следующий сюжет:
«Пророк» П. - поэт в долгих поисках своего назначения утратил уже все надежды на успех, но, разбуженный восстанием декабристов, понял всю силу слова и почувствовал себя достаточно сильным, чтобы повести за собой народ. И народ (судя по контексту) пойдет за ним.
«Пророк» Л. - Но вот наступила пора реакции, и пророк оттеснен на задний план. Толпа уже успела усомниться в его словах, которые он только готовился произнести. Поэт чувствует отчужденность от толпы. Теперь «любви и правды чистые ученья» оказались не ко времени, т.к. народ лермонтовской эпохи в страхе и отчаянии застыл в неподвижности. И каждый теперь сам за себя: какое кому дело до пророка. Более того, над ним теперь смеются, ему не верят, его презирают, и он в отчаянии бежит.
Т.о. единство народа и поэта, намечавшееся у П., в новой обстановке безжалостно распадается и приводит к трагедии одиночества лермонтовского пророка, который стал «угрюм и одинок», в отличие от пушкинского.
И хотя двух «Пророков» разделяет 15 лет, прямая связь между ними очевидна.
Если за последним четверостишием «Пророка»П. поставить стихотворение Л., то между ними не будет никакого промежутка, они сливаются в единое целое:
Пушкин: Лермонтов:
«И обходя моря и земли «Провозглашать я стал любви
Глаголом жги сердца людей» И правды чистое ученье...»

Однако мысль Л. не закончена, прервана смертью. Надо полагать, что в дальнейшем он тоже привел бы своего пророка к более действенному концу.

Близость «Пророков» прослеживается так же в РАЗМЕРЕ стиха:
4-х стопный ямб с перрихием (хотя JI. отдавал предпочтение трехсложным размерам)
U- U- UU U-
U- U- UU U- U
U- U- U- U-
U- U- UU U- U

РИФМОВКА же у Л. только ПЕРЕКРЕСТНАЯ (абаб), кроме последней строфы, там КОЛЬЦЕВАЯ (абба).
РИФМА - мужская и женская, как у П.
ЯЗЫК СТИХОТВОРЕНИЯ - четкий, с небольшим количеством метафор:
«И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя»
Простой язык помогает глубже осмыслить всю трагичность положения поэта-пророка.
Но точка еще не поставлена. Что не успел сказать Л. (сблизить поэта с народом), сделают другие, и поэт станет, наконец, близок народу. С одной стороны, будет выражать его мысли и чувства, а с другой - будет его путеводной звездой.
«Поэт прежде всего - человек, потом - гражданин своей земли, сын своего времени», - говорил В.Г.Белинский. И, следовательно, каждое время выдвигает перед поэтом свои задачи. Так у Некрасова поэт - это прежде всего гражданин: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Д/з Проанализировать сборники стих-й Лермонтова и проследить, как развивается в других его стихах тема о назначении поэта и поэзии.


Полный текст материала Сопоставительный анализ лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова и их стихотворений «Пророк» (2 часа) для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сташко Наталия Геннадьевна  NataliaStashko
Учитель русского языка и литературы, КГУ "Школа-гимназия №11" г.Усть-Каменогорск
18.07.2013 2 12082 586
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 NataliaStashko • 19:29, 20.07.2013
Спасибо за комментарий. В дальнейшем я постараюсь быть внимательней при подготовке материала к публикации.
avatar
1 miss_lorens • 08:10, 18.07.2013
Наталия Геннадьевна, пожалуйста, не забывайте в работах указывать свои данные - ФИО, ОУ, город и т.д.