Коррекционно-развивающая работа по ликвидации дизорфографических ошибок у учащихся, имеющих диагноз ЗПР


Материал предназначен для учителей русского языка, логопедов, дефектологов, работающих с детьми, имеющими диагноз задержка психическтго развития. В работе представлена программа коррекционных занятий с учащимися с низким уровнем орфографической грамотнотности, с нарушением лексико- грамматической стороны речи, нарушением языковых и речевых средств языка. 

Отличительной особенностью, которой является регулярное использование во время занятий ЭОР: «Фраза», «Грамотей для дома», «Магистр», «Дэльфа-412.1».

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, активизировать динамику развития правильной речи и всего коррекционно – образовательного процесса в целом.

Специальные коррекционные классы для детей с задержкой психического  развития были созданы на базе нашей школы больше двадцати лет назад. Целью создания этих классов было оказание  индивидуально - ориентированной помощи детям, испытывающим стойкие трудности в усвоении школьной программы. Основную роль в коррекционной работе с  такими детьми  отводится логопеду. В работе логопеда  особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушение речи сопровождаются отклонениями психического  развития.

Статистика показывает, что   95%  детей с задержкой психического развития среднего и старшего возраста имеют ошибки  дизорфографического характера. Дети с дизорфографией принадлежат к той категории  учащихся, которым необходима логопедическая  помощь. Если у учащихся нарушено произношение, то проводится индивидуально – подгрупповая работа по общепринятой схеме. Если выявляются  и дисграфические ошибки, коррекционная работа ведется параллельно. Формируются группы сочетанного диагноза «дисграфия - дизорфография».

За годы работы учителем русского языка и литературы в коррекционных 5-9 классах мною была выделена следующая закономерность: учащиеся, прошедшие  коррекционный курс по устранению дисграфии в начальной школе, избавлялись от дисграфических ошибок, но при этом  у них проявляется огромное количество  орфографических ошибок, неподдающихся педагогической коррекции. Особенно эти нарушения усугубляются при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю.

Характерными особенностями коррекционно–развивающейся работы с детьми ЗПР является обязательное системное и многократное повторение. Этот фактор обусловлен особенностями процессов памяти таких детей и направлен на отработку и воспроизведение полученных представлений, способствует более прочному  усвоению знаний. Поэтому мною была  разработана комплексная логопедическая программа по коррекции  дисграфии, дислексии, дизорфографии. Эта программа рассчитана на весь период обучения ребенка в классах  для детей с задержкой психического развития.

Основополагающие логопедические  принципы программы:

  • усвоение языковой системы языка должно быть основано на развитие мыслительных операций – это  определяет тесную взаимосвязь развития речи с развитием познавательных процессов;
  • воздействие на слабые звенья  речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития;
  •  взаимосвязь речи и моторики;
  • осуществление индивидуально – дифференцированного подхода.

Кроме того, при создании программы учитывались психологические особенности детей с диагнозом задержка психического развития:

  • дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
  • нарушение пространственно временных представлений;
  • снижение слуховой памяти; слабое развитие долговременной памяти;
  • нарушение лексико-грамматического строя речи.

При работе с классами коррекции должны соблюдаться следующие условия:

  • преемственность – соблюдение единого образовательного пространства при переходе от начального звена обучения к среднему;
  • систематичность и непрерывность оказания помощи учащемуся, до полного решения проблемы;
  • вариативность – создание условий для оказания индивидуальной помощи детям, имеющим различные недостатки психического развития.

Проанализировав большое количество программ по коррекции дизорфографии, я пришла к выводу о недостаточности методик подготовки  обучающихся 8 и 9 классов с ЗПР к итоговой  аттестации за курс основной школы. Предлагаю следующую систему совершенствованию навыков письменной речи. В коррекционной работе на занятиях используются карточки для индивидуальной работы, графические диктаты, деформированные тексты.

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, активизировать динамику развития правильной речи и всего коррекционно – образовательного процесса в целом. В работе по коррекции дизорфографии  мною регулярно используются программы «Фраза», «Магистр», «Грамотей для дома»- орфографический тренажер, «Кто хочет стать отличником?» и т.д.

В свей работе  использую компьютерный тренажер  «Дельфа-142.1» , который представляет собой целостный аппаратно - программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией. Его программа содержит упражнения направленные на преодоление недостатков в формировании звуковой стороны речи, коррекцию лексико – грамматической стороны речи, а также предупреждение или коррекцию нарушений чтения и письма.

При  закреплении нового материала и для проверки знаний  использую  обучающую программу по русскому языку «Фраза». В этой программе тщательно подобран и систематизирован материал  с разбивкой по классам и темам школьной программы. В случае затруднения автоматически включается подсказка. Существует специальный блок для подготовки к выпускным экзаменам. После выполнения всех заданий выбранного варианта программа подводит итог работы. Она подсчитывает количество сделанных ошибок и выставляет оценку.

Хорошим подспорьем в коррекционной работе стала брошюра «Полезные мелочи», выпущенная в серии «Русский язык» (№5 2005 год, Библиотечка «Первого сентября»). В предлагаемой мною программе задания из этого сборника указаны в скобках.

Занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут. В ходе проведения занятия учащиеся повторяют материал, изученный на уроках русского языка, для этого систематически используют опорные конспекты, которые мы составляем с учащимися, начиная с 5 класса. После этого отрабатывают правила с помощью компьютерных программ и мини сочинений (изложений)  в устной или письменной форме.

Темы занятий

 Коррекционная работа

Упражнения

Использование

ЭОР

Сроки проведения

Повторение материала 7 класса.

 

Проводится анализ письменных работ, процесса чтения, определение состояния звукопроизношения, проверка лексико-грамматического  состояния связной речи, выявление индивидуальных особенностей психических процессов.

Беседа

Написание диктанта, проверка техники чтения,

Пересказ.

«Фраза»

«Итоговый тест» 7 класс

1-15

сентября

 

Устное сочинение – рассуждение по картине

«Утро в сосновом бору» И. Шишкина.

 

Коррекция слуховой памяти, внимания связной речи.

Развитие и уточнение пространственных представлений.

Развитие и уточнение временных представлений.

Ритм и ударение (8)

Составление плана.

Устный рассказ.

«Дэльфа-142.1»

Сентябрь.

Октябрь.

 

Повторение.

Морфемика и словообразование.

Однокоренные и родственные слова.

Развитие памяти, внимания. Умение применять правила правописания на практике.

 

Игра «Цепочки из однокоренных слов».

Поиск родственных слов в литературном тексте.

«Фраза»

«Дэльфа-142.1»

Октябрь

 

Имя существительное

Род. Число. Падеж.

Окончание имени существительного.

 

Развитие  внимания и памяти.

Развитие орфографической грамотности.

Может, утка, может, бочка (14)

Падежи с пеленок (35)

«Грамотей для дома»

Ноябрь

 

Глагол как часть речи.

Времена глагола.

Развитие  внимания и памяти.

Развитие пространственных и временных представлений.

 

Переформулируй предложения из настоящего времени в будущее или прошедшее и наоборот,  запиши их.

«Грамотей для дома»

Декабрь

 

 

Изменение глагола по числам и  лицам.

 Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Наоборот»

«Фраза»

 

Декабрь

 

Спряжение глагола.

Мнемонические правила, развития долговременной памяти.

Развитие орфографической грамотности.

Как запомнить 11 глаголов-исключений? (39)

Уж сколько раз твердили миру (34)

 

«Фраза»

 

Декабрь

 

Правописание глаголов.

Развитие орфографической грамотности.

Деформированные тексты.

«Грамотей для дома»

Декабрь

 

Главные члены предложения. Основа предложения.

Развитие речи.

Умение ставить вопросы и обосновывать  ответы.  

 

Упражнение «Пересказ», «Рассказ по картине»

«Фраза»

Тренажер «Дэльфа – 142.1»

Январь

 

Подлежащее.

 

Развитие речи.

Умение ставить вопросы и обосновывать  ответы.  

Части речи и члены предложения(41)

 «Фраза» Тренажер «Дэльфа– 142.1»

Январь

 

Сказуемое.

Развитие речи.

Умение ставить вопросы и обосновывать  ответы.  

Форма и цвет, или  раскрасим глаголы (43)

«Фраза»

Тренажер «Дэльфа – 141»

Февраль

Второстепенные члены предложения.

Рассказ по картине  В. Васнецов «Богатыри».

Развитие речи, памяти, внимания.

Развитие орфографической грамотности.

На образце рассказа отрабатываются грамматические конструкции.

Тренажер «Дэльфа – 141»

Февраль

Определение

Развитие речи, памяти, воображения.

 Умение ставить вопросы и обосновывать  ответы.  

«Опиши героя одного из рассказов А.П. Чехова».

«Дэльфа-142.1»

Февраль

Дополнение

Развитие речи, памяти, мышления.

 

Найди дополнения в предложении.

«Фраза»

«Дэльфа– 142.1»

Февраль

Обстоятельство

Развитие временных и пространственных представлений. Развитие орфографической грамотности.

Составь предложения с использованием обстоятельств.

«Фраза»

Март

 

Приложение

Умение ставить вопросы и обосновывать  ответы.  

Найди приложения в тексте.

« Фраза»

Март

 

Местоимение.

Изменение местоимений по лицам и числам.

Умение ставить вопросы.

Развитие внимание, слуховой памяти.

Развитие орфографической грамотности.

Дидактический материал для   индивидуальной работы. Деформированные тексты

«Фраза»

Март

 

Согласование местоимений с существительными и глаголами.

Развитие логического мышления, внимания, орфографической грамотности.

«Собери предложение»

«Грамотей для дома»

Апрель

Служебные части речи.

Предлог. Союз.

Развитие смысловой памяти, орфографической грамотности, внимания. 

 Изложение по картине Е. Волков «Октябрь».

«Дэльфа– 142.1»

Апрель

Имя числительное.

Изменение имени числительного по падежам.

Развитие орфографической грамотности, долговременной памяти.

Деформированный текст.

«Фраза»

«Магистр»

Апрель

Наречие. Конечные гласные наречий.

Развитие орфографической грамотности, развитие длительной памяти, умения запоминать с опорой на зрительный образ.

Разработка ментальной карты для запоминания правильности слитного или раздельного написания наречий.

«Грамотей для дома»

«Фраза»

Апрель

Написание итоговых диктантов, изложений, тестов.

Развитие памяти, орфографической грамотности, развитие критического мышления (умение находить и исправлять свои ошибки).

«Найти и обезвредить» (24)

Исправленное-проверить.  «Ершом» (26)

«Фраза»

Май

Результатом систематически проводимой коррекционной работы с детьми, имеющими диагноз задержка психического развития, к окончанию 8 класса, большинство учащихся показывают стабильное улучшение показателей психического развития. Это позволяет в 9 классе организовать работу по подготовке к итоговой аттестации,  опираясь на отработанные в 5-8 классах навыки, и дальнейшую коррекционную работу.  


Полный текст материала Коррекционно-развивающая работа по ликвидации дизорфографических ошибок у учащихся, имеющих диагноз ЗПР смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савищева Наталья Николаевна  Наталья2368
Учитель-логопед, МБОУ СОШ №131 г. Екатеринбург
11.08.2015 0 2172 267
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0