Авторская дидактическая игра "Громозека"


Цель: при помощи многофункциональной авторской игры повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям по формированию грамматического строя речи, создать положительную мотивацию у детей.

Задачи:

  • формирование и закрепление навыка образования уменьшительно ласкательных суффиксов;
  • закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;
  • расширение активного словаря;
  • автоматизация звуков «Р» «Л» в словах;
  • дифференциация звуков «Р» и «Л»;
  • формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными;
  • формирование и закрепления навыка согласования местоимений с существительными в числе и роде;
  • отработка количественного и порядкового пересчета предметов;
  • развитие зрительного восприятия и памяти;
  • формирование пространственных представлений и ориентации на листе бумаги;
  • формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с прилагательными;
  • отработка навыка употребления существительных во множественном числе;
  • развитие связной речи, составление предложений;

Игра многофункциональная, её использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Ее можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Оборудование: два плаката с изображением «Громозеки» и его комнаты, маленькие карточки с изображением тех же предметов, которые есть в комнате.

Предварительная работа: просмотр с детьми мультфильма «Тайна третьей планеты», обсуждение героя «Громозеки» (Объяснение детям, что герой вымышленный, не существующий, чтобы дети усвоили, что в реальной жизни не существует лиц с таким количеством глаз, ушей и т.д.).

Примерные возможные игры:

1. Игра «Пересчет предметов»

Цель: формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными; отработка количественного счета,

расширение словаря по теме «Человек. Части тела», формирование пространственных представлений и ориентации на листе бумаги.

Ход: Ребята, давайте посчитаем части тела «Громозеки» и предметы в его комнате.

(Один нос, два носа, три носа ….

Одно дерево, два дерева, три дерева… и т.д.)

2. Игра «Где что стоит?»

Цель: закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;

Ход: Ребята, давайте посмотрим как расставил в своей комнате мебель и предметы «Громозека»
(Что стоит в верхнем левом углу?,  Где лежит мяч?, Что выше – мяч или стол?, Где лежит тот мяч? Где лежит кольцо? Откуда Громозека возьмет кольцо? и т.д.

3. Игра «Большой маленький»

Цель: формирование и закрепление навыка образования уменьшительно ласкательных суффиксов, развитие зрительного восприятия, отработка навыка употребления существительных во множественном числе.

Ход: Ребята, у Громозеки дома есть большие предметы - для него и есть маленькие – для его деток. Давайте попробуем их отыскать.

(У Громозеки стол, а у его ребенка? (столик) А у его детей? (столики) и т.д. )

4. Игра «Жадина»

Цель: формирование и закрепления навыка согласования местоимений с существительными в числе и роде.

Ход: Дети, давайте поиграем с Громозекой в «Жадину»

(Громозека – это чье кольцо? Ребенок – это мое кольцо!
Громозека – это чей карандаш? Ребенок – это мой карандаш и т.д.)

5. Игра «Сыщики»

Цель: автоматизация звуков «Р» «Л» в словах, дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах, развитие зрительного восприятия и внимания, развитие навыка звукового анализа и синтеза, формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными.

Ход: Найди предметы в названии которых есть звук «Л». Сосчитай их. Определи место звука Л в слове. Посчитай сначала слова в названии которых есть звук «Р», потом «Л».

(Ложка. Одна ложка, две ложки, три ложки ….

Одна вилка, две вилки …; один глаз, ит.д)

6. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цель: развитие связной речи, составление предложений; формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с прилагательными.

Ход: Расскажи какие предметы ты видишь в комнате у Громозеки?  Опиши их. Составь предложения из трех слов; из четырех слов; с маленьким словечком (предлогом) «НА» и т.д.

7. Игра: «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительного восприятия и памяти, развитие связной речи, составление предложений, закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;

Ход: Дети внимательно рассматривают картины, затем логопед убирает их и выкладывает из маленьких карточек фрагмент, но поменяв что-то местами. Задача детей вспомнить что не так и составить предложение, в котором назвать правильное место предмета, возможно используя разные предлоги.

(Логопед кладет картинку с изображением стола, а на стол помещает  розу. Ребенок должен построить предложение – «На столе лежало кольцо, а не роза» и т. п.)

8. Игра «Сравни»

Цель: развитие связной речи, составление предложений с противопоставлением, формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными, развитие зрительного внимания.

Ход: Ребята давайте сравним человека  и «Громозеку» и построим предложения с маленьким словечком «А».
(У человека один нос, а у Громозеки пять носов, у человека пять пальцев, а у громозеки четыре пальца и т.д. )

Здесь описаны далеко не все понятия, категории и темы, которые можно отработать с детьми с помощью этого пособия. Ваша фантазия поможет применить его во многих других  вариантах. 


Полный текст материала Авторская дидактическая игра "Громозека" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буховцова Ольга Леонидовна  Публикатор
Учитель-логопед, МДОУ "ДСКВ № 13" п.Щеглово Всеволожского района Ленинградской обл.
16.10.2015 0 1120 159

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0