Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе "Б. Житков. Про обезьянку (Часть 1)"


Тема: Б. Житков. Про обезьянку (Часть 1).

Тип: сообщение новых знаний.

Цель: знакомство с произведением Б. Житкова "Про обезьянку" и краткой биографией писателя.

Задачи:

1. образовательные:

  • формировать умение читать правильно, выразительно, осознанно, целыми словами, вслух; соблюдать паузы;
  • формировать умение анализировать текст художественного произведения, обобщать анализируемый материал;
  • формировать умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • обогащать словарный запас;

2. коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;

3. воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: демонстрационный материал - картина с изображением обезьяны; индивидуальный материал - книги для чтения.

Ход урока

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте! Присаживайтесь. Ребята, давайте повторим правила поведения в классе на уроке. Как нужно себя вести на уроке? (Сидим ровно, не отвлекаемся, не разговариваем, не перебиваем друг друга; если хотим задать вопрос или ответить необходимо поднять руку)

- На вопросы отвечаем полным предложением. Произносим слова четко и громко.

- Не забывайте соблюдать эти правила!

Речевая гимнастика.

- Проведем разминку губ и языка, подготовим наш речевой аппарат к правильному и четкому произношению.

- Разомнем губки, можно слегка покусывать. Также разомнем язычок.

- Теперь будем произносить слоги и слова. Сначала прослушайте внимательно, затем четко и внятно повторяем.

                       па - ба       палка - балка                       

                       са - за         роса - роза

                       то - до       точка - дочка

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, какой раздел мы начали с вами изучать? (Раздел "О животных")

- Какое задание было задано на дом? (нарисовать обезьянку)

- Давайте познакомимся с каждой обезьянкой. Сейчас каждый будет выходить к доске по очереди, показывать рисунок и рассказывать о ней.

- Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши рисунки!

- Я тоже нарисовала обезьянку.

- Эту обезьянку зовут Яшка. С обезьянкой приключилась интересная история. Хотите послушать ее?

- Но прежде, чем я начну читать произведение, узнаем его название и познакомимся с автором.

  1. Постановка целей и задач урока.

- Произведение называется "Про обезьянку". Тема урока так и звучит: "Про обезьянку. Часть 1."

- Написал произведение Борис Степанович Житков.

- Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.

  1. Словарная работа.

- Теперь нам необходимо повторить малоизвестные слова, встречающиеся в произведении.

- Посмотрите на доскую.

- Что значит слово "товарищ"? (человек, связанный с другим общим занятием; друг)

- Слово "жилет"? (верхняя одежда без рукавов)

- Шинель - это

- Как вы понимаете значение слов "сунул за пазуху"? (спрятал под рубашку)

- Значение слова "дорвётся"? (с жадностью набросится)

- Слово "внакладку" означает пить чай,

- Понятие "вприкуску" означает пить чай, .

- Как вы понимаете значение слова "буфет"? (шкаф для хранения посуды, закусок, напитков) 

- Слово "давеча" - (устаревшее) синоним "недавно".

- Ребята, а как вы понимаете значение слова "оскал"? (приоткрытый рот с виднеющимися зубами как жест защиты)

- Молодцы! Повторили слова.

  1. Первичное чтение произведения учителем.

- Сейчас я вам прочитаю интересный рассказ про обезьянку.

- Книги у всех закрыты. Внимательно слушайте!

  1. Беседа по первичному восприятию.

- Вы прослушали часть рассказа. Ответьте на вопросы.

- Назовите действующие лица произведения (мальчик, обезьяна, товарищ мальчика - Юхименко)

- Как звали обезьянку? (Яшка)

- Как она выглядела? ("...мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки черные...")

- Сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали. Посмотрите на мой рисунок и подумайте, что на нем не соответствует описанию обезьянки в произведении? (в произведении обезьянка описана без хвоста, на рисунке он присутствует)

- Как появился Яшка у мальчика? (мальчику отдал обезьянку товарищ Юхименко)

- Молодцы!

Физминутка «Обезьянки»

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
Встанем, погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим, читать начнем.

  1. Предварительное чтение обучающимися вполголоса.

- Ребята, открываем учебники, стр. 107-108. Сейчас глазами просмотрите часть текста, прочитанную мной, выборочно почитайте ее вполголоса, стараемся не мешать друг другу.

- Закончили выполнять задание. Проведем разминку для глаз.

- Глазки крепко закрываем, открываем, поморгаем и учиться продолжаем.

  1.  Аналитическое чтение.

- Теперь каждый из вас по очереди будет читать текст вслух.

- Помним, что читать нужно внятно, выразительно, соблюдая паузы, проговаривая окончания. Внимательно следим за текстом.

  1. Закрепление и повторение изученного материала.

- Итак, ребята, Вам понравилась данная часть произведения? Что именно понравилось в этой части?

- Какое название у данного произведения? ("Про обезьянку")

- Какие чувства вызывает у вас прочитанная нами часть произведения?

- Давайте вспомним фамилию, имя, отчество автора (Житков Борис Степанович).

- Какие малоизвестные слова из тех, что мы рассматривали на уроке, вам запомнились и что они означают?

  1. Подведение итогов и оценка знаний.

- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали!

Оценка качества работы обучающихся в течение урока (с комментированием).

  1. Задание на дом.

Полный текст материала Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе "Б. Житков. Про обезьянку (Часть 1)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яровенко Светлана Васильевна  Публикатор
учитель-логопед, «С(К) общеобразовательная школа №78» VIII вида г. Новокузнецка
10.11.2015 0 2169 229
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0