Технологическая карта логопедического занятия: "Буква Ё и звуки, которые она обозначает"; 1 класс


Этап мотивации

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!

 

-Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире звуков и букв.

-Что значит учиться?

-А что делает учитель?

-Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать?

 

-Посмотрите на доску

а о у и ы ё я э е ю

-Что вы можете рассказать об этих буквах?

-Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков

-Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков

 

 

 

 

 

 

 

Умение учиться

 

Делать самому

Помогает, руководит

 

Повторить, то что нам потребуется на занятии

 

Они обозначают гласные звуки

 

 

А,О,У,Э,Ы

 

И,Е,Ё,Я

Этап актуализации знаний

-Ребята, скажите пожалуйста, какая тема урока  у нас была на прошлом занятии, с какой буквой мы знакомились?

-А что вы про эту букву узнали на занятии?

-А при чтении слов какую роль играет буква Ё? 

-Давайте еще раз проверим, правы вы или нет. Прочитайте.

МА   МЁ  ВА  ВЁ   СА  СЁ   ДА    ДЁ   ЛА   ЛЁ

-Ваше утверждение верно?

Ребята посмотрите на доску. Что за текст написан на ней?

Чтобы узнать тему нашего занятия вам необходимо  отгадать загадку и назвать первую букву в этом слове.

А кто же догадался какая отгадка.

 

Ёжик на неё похож,

 Листьев вовсе не найдёшь.

 Как красавица, стройна,

 А на Новый год - важна.

 

-А как вы догадались?

- По каким признакам?

- А сейчас, закроем глаза. Вспомним один из самых любимых праздников детей- новый год. Представим красивую, пышную, украшенную ель. Представим как на ней блестят игрушки, сверкают разноцветные лампочки, а под ней множество разных подарков. А теперь откроем глаза- посмотрите, и у нас на доске появилась ёлочка.

-Какая первая буква в слове ёлка?

-Значит мы сегодня будем знакомиться с буквой  Ё?

-Но ведь мы с вами уже знакомились с буквойЁ!

-Что же мы ещё можем узнать об этой букве?  Какие ваши предположения

 

 

Буква Ё

 

 

Буква Ё гласная, она необходима для смягчения букв на письме.

Буква которая стоит перед буквой Ё читается мягко.

 

Да

 

Загадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ёлка

 

Ёлка колючая, на Новый год ее наряжают.

 

 

 

 

 

 

 

Буква Ё

 

 

 

 

Не знаем

Этап выявления затруднений

-Пожалуйста запишите слово ЁЛКА  в тетрадь, ниже под словом ёлка выполните шифровку этого слова.

Ё Л К А

 

-Запишите количество букв в слове. Затем количество звуков в слове. Чего больше, чего меньше или поровну.

-А почему так получилось? Какие ваши предположения.

-Но на прошлом занятии мы с вами выяснили, что буква Ё необходима для смягчения согласных букв на письме. А в слове ёлка какую работу выполняет буква Ё?

-Значит у буквы Ё не одна работа, а сразу две?

-Какую цель надо поставить на занятии, что мы должны узнать об этой букве?

(цель записываем на доске)

- Выяснить, при каких условиях буква Ё обозначает два звука, а при каких обозначает мягкость согласного

 

 

 

 

 

 

Звуков больше, чем букв.

 

Буква Ё объеденила два звука.

 

 

 

 

Объединяет 2 звука.

Да

Этап объяснения (добывания) нового знания

-Давайте с вами узнаем, при каких условиях она объединяет два звука.

-Рассмотрим слова: ёжик, даёт, мёд

-Для выполнения этого задания вы должны работать в парах.

-Напомните, какие правила работы в парах вы знаете.

 

-Вам необходимо выбрать карточку со словом, составить схему этого слова под ним, рядом записать количество звуков и букв в нём.

-Та пара, которая справится, прикрепляет  карточку на доску.

 

-Почему букв меньше, чем звуков, как вы думаете?

 

- Почему букв меньше в этом слове, как вы думаете?

 

 

 

 

-Какие выводы по изученному мы можем сделать?

 

 

 

 

 

 

 

Один говорит-другой слушает. Своё несогласие высказывай вежливо. Работать должны оба.

 

 

 

 

 

 

Первое слово ЁЖИК, 4 буквы, 5 звуков, больше звуков, чем букв

 

Буква Ё объединяет собой два звука

Второе слово ДАЁТ, 4 буквы, 5 звуков, звуков больше, чем букв.

Буква Ё объединяет собой два звука

Третье слово МЁД, 3 буквы, 3 звука, и звуков и букв поровну

Мы узнали, что гласная буква Ё обозначает  два звука, когда находятся в начале  слова, либо после гласной буквы.

Буква Ё после согласного обозначает один звук .

Закрепление материала во внешней речи

Перед  вами карточки со слогами,  вам необходимо составить из этих слогов слова.

ёл

рёк

пе

нёк

зве

жик

ё

нок

котё

ка

 

-Назовите слова которые вы составили, разделите устно их на слоги.

Работа с текстом

-Сейчас мы будем читать текст. Посмотрите на картинку, подумайте, о ком пойдет речь в тексте?

Ёжик.

Ёжик бежал по лесу. Возле ёлки на пеньке сидел зверёк. Ёжик испугался. Это был не страшный зверь, а весёлый котёнок. Они подружились.

 

-Докажите, что вы прочитали текст

 

-Что  говорится о ёжике?

 

-Кого испугался ёжик?

-А почему он испугался?

-А что произошло дальше?

-Назовите слова, в которых буква Ё обозначает мягкость предшествующего согласного звука

-Назовите слова, в которых буква Ё обозначает два звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ёлка,пенёк, зверёк, ёжик, котёнок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все предложения рассказывают о ёжике и котёнке.

 

Что он бежал по лесу , увидел зверька и испугался.

Котёнка.

Никогда не видел котёнка. 

Они подружились.

Пенёк, котёнок, зверёк

 

Ёлка, ёжик

Самостоятель

ная работа с самопроверкой

- А сейчас я предлагаю вам закрепить знания и выполнить упражнения на компьютере. Программа «Академия младшего школьника».

-Для этого вам необходимо выбрать урок, напомните с какой буквой мы сегодня продолжаем знакомство.

- Нажимаем урок «Буква Ё».

Первое задание GRAMMAR 7 . Необходимо распределить слова в два столбика, в первый столбик слова где буква Ё объединяет два звука [Й][О], во второй слова где буква Ё указывает на мягкость согласного.

Второе задание GRAMMAR 10. Необходимо  в схеме слова выделить гласные звуки и  подставить в схему слова букву Ё.

 

 

 

 

 

 

 

С буквой Ё

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

-Какая цель была на занятии?

-Почему она особенная?

-Что интересного узнали об этой букве?

-Если у вас все получилось, вы всё поняли, прикрепите круг зелёного цвета.

-Если у вас остались вопросы-желтого.

-Если вам потребуется помошь-синего цвета.

-Спасибо, вы отлично поработали!

 

Узнать, какие особенности у буквы Ё

Она может обозначать один звук и два звука.


Полный текст материала Технологическая карта логопедического занятия: "Буква Ё и звуки, которые она обозначает"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плац Марина Владимировна  Публикатор
учитель-логопед, МОУ СОШ №9 г.Надыма
08.02.2016 0 1328 210
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0