Задания для проведения устного счета; 5 класс


Лучшее начало дня — это физическая зарядка. Зарядка-разминка для всех мышц и опорно-двигательного аппарата. Зарядка настраивает наш организм на дальнейшую работу, снимает вялость, поднимает настроение.

И урок надо начинать также с зарядки-разминки для ума. Математическая зарядка настраивает, организовывает ребят на восприятие урочного материала, повышает внимание и интерес к уроку. Лучшим упражнением для математической разминки является устный счет.

Значение устного счета для развития учащихся безгранично. Навыки устных вычислений пригодятся им на всю жизнь. Поиск наиболее легкого, правильного способа решения развивает самостоятельность, уверенность в себе, умение сделать выбор. В конечном счете, повышается самооценка личности.

Кроме того, тестирование учащихся на индивидуальные способности показывает, что большинство ребят не обладают вниманием и памятью на должном уровне. Они не могут сосредотачивать и поддерживать внимание длительное время или сразу на нескольких моментах, не удерживают в памяти необходимый материал. Все это приводит к снижению работоспособности ребят, понижению интереса к урокам математики.

Устный счет является незаменимым упражнением для развития внимания и памяти, вызывает интерес, повышает культуру математических вычислений.

Если учитель, проводя устный счет, диктует пример или задачу, то у учащихся развивается слуховая память. Чтобы развить зрительную память, учитель должен проводить устные вычисления молча, записывая задания на доске или используя соответствующие наглядные пособия. Краткие словесные указания или жесты учителя о том, что ученик должен делать, имеют важное значение для воспитания у учащихся внимания.

Одним из наиболее интересных видов устного счета, имеющих большое практическое значение, является рациональное выполнение действий с числами с использованием законов действий или особых приемов.

Ниже прилагается подборка упражнений на отработку различных приемов. Причем, самостоятельный разбор образцов учащимися имеет тот же эффект, как если бы они додумались до этого приема сами.

  1. Сложение чисел с перестановкой слагаемых.

179 + 236 + 421 =(179 + 421)+ 236 = 600 + 236 = 836

118 + 249 + 482 + 151 (1000)        524 + 37 + 176 + 263 + 41 (1041)

471 + 354 +29 + 146   (1000)        456 + 522 + 327 +73 + 278 (1656)

  1. Сложение с округлением

497 + 328 = 500 - 3 + 328 = 500 + 328 - 3 = 828 - 3 = 825

574 + 209 = 574 + 200 + 9 = 774 + 9= 783

299 + 436 (735)  572 + 407 (979)  296 + 519 (815) 706 + 289 (995)  495 + 319 (814) 854 + 208 (1062) 698 + 175 (873)   792 + 238 (1030)

  1. Прибавление суммы.

346 + (238 + 154) = 346 + 238 + 154 = (346 + 154) + 238 = 500 + 238 =738

135 + (486 + 265) (886)         643 + (198 + 157) (998)

437 + (152 +236)   (852)       216 + (325 + 184) (725)

  1. Прибавление разности.

165 + (326 - 65) = 165 + 326 - 65 = (165 - 65) + 326 = 100 + 326 = 426
228 + (417 - 128)    (517)                 387 + (243 - 187)  (443)

351+ (415-241)  (525)                682 + (219 - 172)  (729)

  1. Вычитание суммы.

359 - (159 + 75) = 359 - 159 - 75 = (359 - 159) - 75 = 200 - 75 = 125
276 - (764 - 189)   (11)           643 - (326 + 243)   (74)

564 -(364 + 97)   (103)         483 - (183 + 258)    (42)

  1. Вычитание разности.

384 - (247 - 16) = 384 - 247 + 16 = (384 + 16) - 247 = 153

 472 -(367 -28)     (133)      143 - (915 - 857)    (85)

514-(479 - 86)      (12)        739 - (658 - 261)   (342)

  1. Сочетательный закон.

725 - 237 - 163 = 725 - (237 +163)  = 725 - 400 = 325
432-279-21     (32)            1000-420 -130-280 -170    (0)

748-362-238    (148)        1215 -340-260- 190 -410  (15)

  1. Округление при умножении.

198 • 4 = ( 200 - 2 ) • 4 = 200 • 4 - 2 • 4 = 800 - 8 = 792

106 • 8 = (100 + 6) • 8 = 100 • 8 + 6 • 8 = 800 + 48 = 848

 99 • 5       (495)     207 • 3   (621)

 98 * 6      (588)      302 * 2  (1208)

198 * 5      (990)      805* 2   (1610)

 295 * 4     (1180)     508 * 6  (3048)

9.  Распределительный закон.

78 • 7 - 78 • 5 = 78 • (7 - 5) = 78 • 2 = 156

84 • 7 + 16 • 7 = 7 • (84 + 16) = 7 • 100 = 700

45 *8                     (180)                             51 *9 + 49*9   (900)

318 • 6 - 318 • 4     (636)                              187* 3 + 113* 3  (900)

415 • 10-415 • 5-415 • 4    (415)                91* 6+ 109 *6  (1200)

97* 8- 77* 8        (160)                                273* 8 + 127*8  (3200)

196 : 7 + 504 : 7 = (196 + 504) : 7 = 700 : 7 = 100

396 : 6 - 324 : 6 = (396 - 324): 6 = 72 : 6 = 12

168:7+112:7    (40)                                 948:12-804:12 (12)

158 : 9 + 112 : 9    (30)                                   1008 : 9 - 828 : 9 (20)

10.  Сочетательный закон с умножением и делением.
69* 2*5 = 69* 10 = 690

940 : 5 : 2 = 940 : ( 5 * 2 ) = 940 : 10 = 94

47*5 • 2     (470)                                        670 :2 :5 (67)

345 -4      (680)                                        420:5:4 (21)

12 -25 - 4  (1200)                                     800:25:4 (8)

8 - 25 - 8    (1600)                                      1300:25:4 (13)

11.     Умножение на 5.

36 • 5 = 36 • (10 : 2) = 36 *10:2 = 360 : 2 = 180

36 • 5 = 36 • (10 : 2) = 36 : 2 *10 = 18 • 10 = 180

56 * 5        (280)                                        49 *5 (245)

74 * 5        (370)                                        83* 5 (415)

  1. Умножение на 25.

24* 25 = 24 * 100 : 4 = (24 • 100) :4 = 2400 : 4 = 600

24 * 25 = 24 * 100:4=(24:4)* 100 = 6 * 100 = 600

28 *25      (700)                                       18 * 25 (450)

64 * 25      (1600)                                     26 * 25 (650)

  1. Умножение на 125.

32 *125 = 32 * ( 1000 : 8 ) = 32 : 8 *1000 = 4000

24 * 125      (3000)                                   64 * 125 (8000)

56* 125      (7000)                                    88 * 125 (11000)

14. Умножение на 11.

 

 

 

45 • 11 =45•(10+1)=

450 + 45 =495

 

 

24 • 1 1 (264)

79 •

11

(869)

43 • 11 (473)

29*

11

(319)

54* 11 (594)

68*

11

(748)

63 * 11 (693)

84*

11

(924)

В зависимости от изучаемого материала большинство примеров легко переделываются на примеры для отработки текущего материала, (например, действия с обыкновенными дробями или с десятичными дробями).

В курсе алгебры на устном счете хорошо отрабатывается тема

«Формулы сокращенного умножения».

1012 = (100 + 1)2= 10000 + 200 + 1 = 10200

362 - 35= (36 - 35) * (36 + 35) = 1*71  =71

1992        (39601)       422- 402 (164)

312            (841)          372 - ЗЗ2 (280)

522           (2704)        552- 452 (1000)

Ребята встречались с подобными заданиями при прохождении соответствующего материала. Но, прошли и забыли, а необходимо, чтобы выполнение вычислений было доведено до автоматизма. Для этого надо систематически отрабатывать навыки устного счета.


Полный текст материала Задания для проведения устного счета; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Носова Елена Иосифовна  Nikolaych
Учитель математики, документовед, ГБОУ СОШ №534 Выборгского района Санкт-Петербурга
31.10.2015 0 3496 391
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0