Елена Носова, 06.11.2015 3

Особенности работы с детьми, находящимися на индивидуальном обучении


Как правило, на надомное (индивидуальное) обучение переходят дети с проблемами здоровья, чаще всего это нарушения психофизического и невротического характера. Таким детям свойственна быстрая утомляемость, дефицит внимания, психоэмоциональная расторможенность, плохая (короткая) память. Как проводить индивидуальные занятия с детьми, чтобы за годы учебы в школе они не испортили свое и так слабое здоровье? 


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

В первую очередь, чтобы занятия в школе не сопровождались переутомлением, нужно учитывать закономерности работоспособности учеников в течение недели, дня, урока, при соблюдении гигиены труда.

В соответствии с этими закономерностями следует планировать прохождение учебного материала составлять расписание, планировать, проводить контрольные работы, строить урок.

Утомляемость детей по дням недели

Утомляемость детей в течение дня по времени суток

При объяснении нового материала большое значение имеет, где учитель находится по отношению к ученику. Не рекомендуется сидеть рядом с ним, лучше стоять у доски или напротив, чтобы видеть его глаза. Речь должна быть эмоциональной, следует избегать монотонной речи: тихая, ровная и длительная речь способствует развитию у ученика дремотного состояния, он отключается от урока, взгляд становится отсутствующим. Хорошо при объяснении нового материала использовать какие-то ассоциативные понятия, стихи-«помогалки», например:

«Коль число по части вы

Отыскать решите,

То на данную вам дробь

Часть ту разделите».

При первых же признаках переутомления полезно делать физкультурную паузу. Всего несколько минут нужно, чтобы снять утомляемость и повысить работоспособность. Для таких пауз хороши следующие упражнения: ходьба на месте, наклоны туловища, поднимание и опускание рук, разведение их в стороны, повороты головы, поднимание и опускание плеч, круговые движения ими, обязательно несколько глубоких вдохов и выдохов для лучшей вентиляции легких.

Можно проводить элементы физических упражнений как один из методических приемов урока.

Например, при устном счете. Если в результате получается четное число, то ученик поднимает вверх правую руку, если нечетное — левую, если «ноль» , то обе руки. Аналогично целые и дробные числа, положительные и отрицательные и т.д. Если вариантов ответа несколько, то поднимают вверх приготовленные заранее карточки. Такая математическая зарядка настраивает, организовывает на восприятие урочного материала, повышает внимание и интерес к уроку, закрепляет знания, снимает мышечную утомляемость.

Урок должен быть построен таким образом, чтобы ученик несколько раз выходил к доске, чем больше будет «шевелиться» ученик, тем больше будет его умственная активность. Тем более, что находящиеся на домашнем обучении дети лишены возможности отвечать у доски, обычно учитель сидит рядом с ними, контролируя решение. Поэтому ответы у доски ими воспринимаются с удовольствием.

Очень важно следить за посадкой ученика. Низко опущенная голова приводит к нарушению работы в шейном отделе позвоночника, сдавливанию кровеносных сосудов, по которым поступает кислород, необходимый для нормальной работы мозга. В результате нехватки кислорода, поступающего в мозг, у человека резко снижается трудоспособность, повышается умственная и зрительная утомляемость.

На уроке желательно чередовать занятия, требующие большого напряжения зрения, с занятиями, при которых зрительная нагрузка меньше: задание на «близкое» зрение (работа с учебником, тетрадью) чередуются с заданиями «дальнего» зрения (разглядывание наглядных пособий, чтение с доски). Лучший отдых после напряженной зрительной работы — взгляд вдаль, так как при этом расслабляются мышцы глаз.

Ученик с помощью учителя может овладеть упражнениями, снимающими зрительное утомление:

Упражнение 1.

С закрытыми глазами в течение 1-2 мин. Переводить взгляд по кругу: вверх, вправо, вниз, влево.

Упражнение 2.

В течение 10 - 15 секунд смотреть на объект, находящийся вдали (дерево, столб, дом). Следующие 10-15 секунд смотреть на объект, находящийся вблизи (ручка, тетрадь).

 

Итак, с учетом закономерности работоспособности учащихся надомное обучение желательно проводить на 2-5 уроках со вторника по четверг (в понедельник и пятницу работоспособность ниже), при этом:

  • следить за учеником, замечая момент, когда он отключает свое внимание;
  • проводить физкультминутки при признаках утомления;
  • чередовать типы работы;
  • предусмотреть работу ученика у доски;
  • обязательно включать устный счет для развития памяти и внимания, невзирая на возраст:
    • для пятиклассников это может быть отработка умножения на 4, 25, 125, законов сложения, умножение десятичных дробей на 100, 0,001 и т.п.;
    • для шестиклассников — признаки делимости чисел;
    • для 7 класса — действия со степенями;
    • для 8 класса — отработка нахождения корней приведенного квадратного уравнения по теореме, обратной теореме Виетта, и т.п.

Устный счет хорошо поводить как на слух, для развития слуховой памяти, так и записывая примеры на доске, что развивает зрительную память и снимает утомление после работы в тетради.

Об авторе: Носова Елена Иосифовна, учитель математики, ГБОУ школа № 534 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 ElenG • 13:59, 06.11.2015
В статье описаны приёмы работы с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении, которые занимаются в классе, здесь проще организовать деятельность ребёнка. Но есть дети, которые не могут обучаться в школе, к ним учителя приходят домой. Сама занимаюсь с такими детьми, переключать внимание и делать паузы приходится разными способами: несколько минут разговариваем на отвлечённую тему, помогаю поменять положение на диване (мальчик был в гипсе), сейчас встаёт и, опираясь на костыли, несколько шагов делает по комнате во время такой паузы. Во время занятия располагаюсь рядом с местом, где находится ученик. Что касается форм работы с такими детьми, стараюсь использовать игровые моменты, чередую письменную и устную работу.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 11:42, 06.11.2015
Интересный материал, спасибо! Действительно, часто на индивидуальном обучении учитель с учеником сидят за одной партой, а комфортнее было бы ученику, если бы учитель стоял у доски.
Было бы интересно развить эту тему.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 gella0969 • 10:56, 29.11.2015
я думаю, что учителю стоять у доски во время индивидуальных занятий нет смысла, за исключением того, когда надо подойти к ней, и изобразить что-либо на ней или показать, пособие прикрепленное к доске. Почему? Индивидуальные занятия -это занятие с одним ребенком или с небольшой группой детей до 3-х человек. Учителю лучше сидеть напротив ребенка, чтобы у ребенка создавалось впечатление беседы, общности с учителем, своеобразного единения - некого круга, в котором концентрируется энергетика обоих. На расстоянии "глаза в глаза" больше шансов увидеть и услышать друг друга. Учителю обучить, ученику обучиться. Сидеть рядом -это близко. Стоять у доски -далеко. Хотя по мере необходимости и то и другое не возбраняется. Спасибо.
[Материал]