Алина Бикеева, 31.10.2016 2105 0

Разные стили учения: размышление второе. Ученики шустрики и мямлики, а также бегуны, пешеходы, прыгуны


Один из важнейших показателей учебного стиля человека — это его личная скорость учения. Это известные учителям «шустрики» и «мямлики». Родителям необходимо понять, каким учеником является их ребенок: быстрым, медлительным или средне умеренным. А поняв это, еще и осознать, что никакой тип ученика не является плохим. И никакой тип не лучше остальных. Просто мы все разные и наши дети — разные тоже. И для каждого типа нужны свои стратегии учения и освоения знаний. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Шустрые шустрики

Психологи называют быстрый стиль учения — импульсивным. Такие ученики думают быстрее. Также быстро, не колеблясь, они принимают решения и сразу начинают действовать, не просчитывая последствия и не страшась возможных ошибок. Кстати сказать, ошибок шустрики делают гораздо больше других учеников. Любопытно, что при большом количестве допускаемых ошибок шустрики хорошо учатся, быстро продвигаясь вперед, схватывая все на лету.

Мямли мямлики

Психологи называют медленный стиль учения рефлективным. Такие ученики думают медленно. Они предпочитают все досконально обдумать перед принятием решения, тщательно просчитав возможные последствия. Ведь они должны быть уверены в правильности своих действий, прежде чем начинать действовать. Рефлективные ученики медленно продвигаются в своем учении вперед. Медленно, но верно. Читают они тоже медленно, тщательно обдумывая, верно ли поняли прочитанное, перед тем как двигаться дальше. Они допускают значительно меньше ошибок, но и усваивают изучаемый материал медленнее, что впрочем, вовсе не означает, что они хуже быстрых учеников.

Самое разумное, наверное, поставить перед детьми цель — найти золотую середину, сбалансировав два основных стиля учения. Не следует быть ни слишком быстрым, ни чрезвычайно медлительным учеником. Поняв, какой стиль учения у  ребенка, можно помогать ему себя корректировать в нужном направлении. Родителям следует вести с ребенком беседы, обсуждая стили учения вообще и его стиль, в частности. Родители вполне могут составить с ребенком список характерных черт его учения. А затем сделать совместно с ребенком план (проект) шагов (мер, действий), которые можно ребенку постоянно предпринимать, чтобы сбалансировать два разных стиля учения. Надо помочь ребенку, а, вернее сказать, помогать постоянно искать (и находить!) в учении золотую середину.

Пусть выработанная совместно родителем и ребенком программа-анализ будет у него находиться перед глазами — например, в его комнате на письменном столе под стеклом, или прикрепленная на любимом постере, на стене. Не так уж и важно где именно, лишь бы ребенок ее часто видел. И совершенно не обязательно, уважаемые взрослые, обсуждать подобные сведения личного характера при всех. Нет, здесь нужна неспешная и вдумчивая индивидуальная работа с каждым ребенком и особая деликатность, чтобы ребенок не почувствовал себя ущербным. Разумеется, на это потребуется много личного времени, сил и терпения родителей. Но все эти родительские затраты окупятся успешным учением детей. Да и потом, кроме грамматических правил и математических формул мы, взрослые, просто обязаны учить детей учиться, настоятельно прививая им навыки умственного труда.

Еще одна классификация учеников

По тому, как ученики (любого возраста) учатся, их можно отнести к одной из трех категорий:

  • бегуны;
  • пешеходы (или ходоки);
  • прыгуны (или попрыгунчики).

Коротко о каждой из этих категорий:

  • Бегуны — это те, кто учится быстро и легко, схватывая все на лету, и продвигается в освоении учебного материала с большой скоростью и опережением товарищей по учебе.
  • Пешеходы (или ходоки) — это такие ученики, которые учатся спокойно, со средней скоростью, ни быстро и не медленно. Они никого не опережают, но и ни от кого не отстают. Скорость их учения —равномерная.
  • Прыгуны (или попрыгунчики) — это те ученики, которые, казалось бы, немного отстают в начале от товарищей по учебе, как бы засиживаясь дольше всех на учебном материале и, кажется, не усваивая его. Но потом они вдруг делают своеобразный рывок или прыжок и не только догоняют, но часто и опережают учеников вокруг. Они учатся резко, скачками.

По книге А.С. Бикеевой «Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь».

Кратко об авторе:

Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: