Елена Скобелева, 14.11.2016 0

Проблемная ситуация на примерах уроков гуманитарного цикла. Как побудить детей думать и искать решения?


Технология проблемного обучения включает понятие проблемной ситуации, в которой учащиеся, применяя практические или теоретические познания, сталкиваются с ситуацией выбора, хотят решить поставленные задачи, но из-за недостатка данных, вынуждены сами их искать, развивая таким образом активную познавательную деятельность.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Приемы создания проблемной ситуации можно разделить на два способа:

  • Первый предполагает предъявление ученикам двух противоречивых мнений уважаемых ученых или исторических деятелей, две теории, два факта и т.п.
  • Второй способ: дать задание, при выполнении которого учащиеся встречаются с «камнем преткновения» в виде нестыковки с материалом, ранее изученным.

При этом в первом случае результатом деятельности окажется то, что дети могут сами «открыть» понятия и закономерности процесса (чаще применяется на уроках истории, биологии, географии). Во втором варианте самостоятельно  формулируют  правила и алгоритмы (русский язык, математика, иностранные языки).

Идея урока с проблемной ситуацией

На каких этапах урока возможно создание проблемных ситуаций? Оказывается, на любых: сообщение темы, объяснение нового материала, контроль и закрепление.

  • Проблемная ситуация задается в теме урока, которая заранее написана на доске. Примеры подобных тем:
  • История. Тема урока: «Почему столицей становится Москва, а не Тверь?».
  • Обществознание. Тема на доске: «Откуда взялось сознание, если человек произошел от обезьяны?» (Раздел «Человек и общество». Тема «Мышление и деятельность»).
  • МХК. Тема: «Искусству учатся, или оно сразу же началось с совершенства?» (Раздел о первобытном искусстве)
  • Демонстрация учителем фактов, явлений, событий, противоречащих изученному ранее или друг другу. Примером служит цикл уроков по МХК. Раздел «Искусство XX века». 11 класс. Тема «Художественные принципы символизма». Противоречие наблюдаем в том, что вся культура символична, начиная с ранних этапов развития человечества, но символизм, как течение, как художественное направление, появляется именно в XX веке. Учащимся предстоит найти ответ на данный вопрос, используя текст учебника.
  • Сочинения школьников. Одним из вариантов может быть урок литературы, где зачитываются отрывки из домашних сочинений, посвященных произведению М.Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове». В одних сочинениях будет господствовать мотив бытовой драмы. В других — моральные проблемы: верность, честь. Проблемная ситуация создается путем столкновения мнений самих учеников. «Кто виноват в драме?».
  • Иногда и ошибки учеников на этапе закрепления полученного материала способствуют созданию проблемной ситуации, которую учитель должен увидеть и использовать для активизации процесса обучения. Кроме этого, ошибки учеников являются и показателем направления ближайшей зоны развития.

Пример: История. Реформы Ивана Грозного. Этап опричнины. Учитель приводит противоречивые факты из истории правления Ивана Грозного. Учащиеся делают ошибочный вывод (на основе фактов) о ненависти царя к дворянству и боярству. Учитель углубляет создавшуюся проблемную ситуацию. Задает вопрос: «В интересах  какого класса проводил свою политику опричнины Иван IV? Если в интересах бояр и дворян, почему он буквально вырезал целые боярские роды?». Предполагаемый ответ: «Иван Грозный стремился к усилению центральной власти и ослаблению местничества».

Подготовка к уроку

  • Поиск учителем фактов, явлений, примеров, сравнение которых выявляет противоречие ранее изученному материалу.
  • Заготовка фраз, которые необходимы в случае отсутствия высказываний детей по теме. Педагог провоцирует детей с целью активизировать диалог. Возможно, потребуется конкретизация ситуации и необходимость демонстрации каких-то действий, жестов, иллюстраций.
  • Продумывание педагогом альтернативной точки зрения, когда уже дети высказались. Предоставление учащимся иных мнений по данному вопросу.

Анализ урока

При анализе урока, построенном на создании проблемной ситуации, необходимо отталкиваться от того, что на таком уроке педагог ставит основной своей целью не результат, а наблюдение за тем, как проходит процесс мышления, каким путем дети идут к ключевым смыслам.

Задавая проблему, педагог не должен становиться манипулятором, но и не должен устраняться. Его роль — управляющий процессом. Как это лучше сделать? Находиться рядом с группой, внимательно слушая детей, в конце рефлексии задать вопрос: «Что это нам дает? Куда мы идем дальше?». При этом подсказки допустимы в момент, когда дети «пошли по кругу», и возникла явно тупиковая ситуация.

Опасности, ошибки, рекомендации

  • Необходима тщательная работа по отбору заданий. Некоторые задачи не становятся проблемной ситуацией и остаются на уровне задания на логику.

Пример логического задания, принимаемого за проблемную ситуацию: урок истории, учитель задает ситуацию: «Раннее новое время, XVI-XVIII век. С началом эпохи великих географических открытий в Европе произошел резкий скачок цен на продукты и товары. Казалось бы, корабли везли пряности, товары и золото, а цены росли. Почему?» Здесь нет необходимого противоречия фактов, необходимого для создания проблемной ситуации. Есть только задание логического характера, на которое будет получен примерный ответ: «Ограбление колоний дало приток в Европу большого количества золота. Происходит рост цен на продукты и товары»

  • Вторая распространенная ошибка при создании проблемной ситуации кроется в жестких приемах проблематизации. Стараясь добиться активности учащихся, педагог провоцирует их значительно более жестко, чем позволяют нормы. Такой прием возможен в аудитории, которую учитель хорошо знает, давно с ней работает, и существует полное взаимопонимание и доверие участников образовательного процесса. В качестве примера жесткой проблематизации можно взять обсуждение моральных проблем персонажей на уроках литературы (напр. Раскольников в его стремлении доказать свои права).

Таким образом, учитель может создать проблемную ситуацию на любом этапе урока. Проблемные ситуации стимулируют учеников выдвигать гипотезы, обсуждать мнения. Чтобы побудить детей добывать знания, учителю необходимо мастерски овладеть приемом создания проблемных ситуаций.

Об авторе: Скобелева Е.Л., учитель МОУ СОШ №8 г. Полевской. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?