Наталья Наумова, 25.08.2017 8

Эссе-размышление "Трое трудных" (ученики, родители, учителя)


Каждого уважающего себя родителя непременно возмутит тот факт, что кто-то норовит научить его воспитывать собственных детей. Так же и педагог, скорее всего, будет против того, чтобы ему говорили как лучше что-то делать. Тем паче, что «лучше» — у каждого свое. Поэтому ниже приведены некоторые наблюдения, выводы и способы, применяемые в работе отдельно взятым педагогом, ни в коей мере не претендующие на объективность.


Обсудить статью (уже 8 коммент.)
Опубликовать свой материал

Трудные ученики

История первая

Вспоминается случай с товарищем, родители которого непременно желали для него побед в спорте, а именно — в плавании. Кроме прочего, ему полагалось учиться в элитной гимназии с учебной нагрузкой 24 часа в сутки, поскольку в остальных школах, по мнению мамы, обучается суть «сброд». Соответственно на математику гражданин приходил после двухчасовой утренней тренировки и, если не спал за партой, то крутился и вертелся так, что можно было предполагать у него наличие двух шил, а не одного, как обычно. Наш спортсмен постоянно сбегал с уроков и умолял родителей забрать его из «этой» школы.

Он считался «трудным», но, на самом деле, трудно было ему. Я периодически подходила к нему и просто стояла рядом, держа за руку, но не прекращая вести урок. Он успокаивался и затихал.

Насколько мне известно, сейчас он учится в другой школе. Видимо, родители его все-таки услышали.

История вторая

Однажды, когда я имела счастием полставки соцпедагога, ко мне пришла в слезах мама ученика 9 класса. «Помогите! — сказала мне взволнованная родительница. — Мой сын отбился от рук: хамит, дерзит, весь в двойках и не вылезает из компьютерных игр».

Выслушав ее крик души, я отправилась беседовать с классным руководителем, которая вторила словам родительницы. Уяснив картину, призвала отрока. Увидела я тщедушное, вялое существо с глазами грустной дворняги. Он явно ждал от меня взбучки, ибо я узнала бы этот взгляд из тысячи других. Каково же было изумление товарища, когда я начала интересоваться тем, во что он играет, сколько баллов набрал по математике и куда ходит с приятелями.

Был ли этот ребенок «трудным»? Могла ли я ему помочь? Вряд ли был бы ответ на оба вопроса. Потому что мое внимание к нему не могло сравниться с тем давлением, которое он постоянно испытывал дома и в школе по отношению к своим желаниям и мечтам.

Примерно в такой же ситуации (мальчик играл без конца в жестокие игры, игнорируя родителей и школу) меня попросили не лезть, намекнув, что, поддерживая желание ребенка стать летчиком, я зарабатываю дешевый авторитет и, вообще, «женщина, вы замужем?».

Стоит ли упоминать, что сейчас мальчик учится на экономиста.

История третья

Училась в моем классе барышня, которая приходила в школу к пятому (!!) уроку. Не могла встать раньше. Родители — очень занятые люди, им совершенно не было дела до девочки, которую полиция вынимала из разных интересных мест и докладывала об этом в школу. Я всегда была несказанно рада ее приходу. Когда бы она ни появлялась, я весело приветствовала ее и говорила, что в восторге от того, как она сегодня постаралась. И вот однажды она ворвалась в класс через десять минут после начала первого урока, задыхаясь от бега и чуть не плача, что опоздала. Конечно, она и потом опаздывала, но теперь уже спешила в школу.

Сейчас девушка учится на вечернем отделении факультета журналистики в СПбГУ и работает редактором одного из научно-популярных изданий.

История четвертая

А еще учился у меня мальчик. Очень толковый и амбициозный, но ненавидящий всех, меня — особенно. Он не был «трудным» в том понимании, которое привыкли давать детям, мешающим взрослым делать свою работу. Он никуда не лез, не хамил, но от его облика обдавало таким отчаянием, что я спросила у классного руководителя — все ли в него в порядке дома. Она мне ответствовала, что это — прекрасная семья, очень интеллигентные люди и у Славы (назовем так) все будет хорошо.

Когда парень не поступил в ВУЗ своей мечты (не хватило балла), я не выдержала и написала ему с предложением помощи. Он вцепился в меня, как утопающий хватается за соломину, — в его глубоком отчаянии ему нужен был рядом взрослый человек. В общем, следующие полгода я изображала маму подрощенного отрока: ходила, узнавала — как перевестись из ВУЗа в ВУЗ, звонила, уточняла, помогала с математикой (нужны были все «отлично»), сидела за дверью, пока он писал переводной экзамен. Вы можете сказать: что за ерунда, здоровенный лоб, а его сопровождают! Как будто он сам не мог эти вопросы решить.

Но эти вопросы сам мог бы решить человек, уверенный в своих силах, который знает, что его любят и принимают. А этот парень был никому не нужен. Родители в разводе, у каждого была своя семья, и Слава жил с бабушкой. При этом достопочтенные родственники не забывали при встречах регулярно толковать Славе, что он — ошибка их молодости, иногда присовокупляя: «Какой ты у нас урод! Весь в отца (мать)!» — и прочие интересные заключения, достойные людей с высшим образованием. Все подробности их семейной жизни я узнала уже потом, когда парень перевелся-таки в ВУЗ своей мечты и сейчас уже пишет бакалаврский диплом и планирует себе грандиозное будущее.

История пятая, она же — главная

Мое сочинение по роману «Война и мир» в одиннадцатом классе начиналось словами: «Снова перечитывать роман у меня не хватило бы сил, но перелистывая его...». Зачеркнув эту непочтительную сентенцию, учительница поставила мне «пять» за работу. И я всегда об этом помню.

Трудные родители

Александр Нилл утверждал, что «трудным ребенка почти всегда делает неправильное обращение с ним дома». Абсолютно разделяя эту точку зрения, автор сего повествования может зачастую с полной уверенностью сказать, глядя на «трудное» сокровище, — что ему говорят и что с ним дома делают его достопочтенные родители.

Проходя как-то между партами, я подняла руку, жестикулируя от избытка эмоций по отношению к математике, и один товарищ метнулся под стол. Очень, кстати, трудный, по мнению педагогов.

  • «Я была отличницей, почему он не может нормально учиться?»
  • «Я успевала в три кружка, а она нет?»
  • «Если начала дело, то его нужно закончить, а не бросать на полпути...» (о посещении кружков)
  • «Я учился в престижном ВУЗе, он пойдет туда же...»
  • «Что скажут люди?»
  • «Мы для него столько сделали, а он! Неблагодарный!»
  • «Тебе сколько раз повторять?!»
  • «Слушай меня — у меня опыта больше...»
  • «Учитель унижает? Пусть готовится — люди разные встретятся. Зато потом в жизни легче будет...»
  • «Меня воспитывали жестко. Знаете, что папа делал?»

Нет, не знаю, да и знать не хочу. Однажды в компании взрослых людей (родителей) зашла речь о том, что детям в общественном транспорте не уступают место. Я подлила масла в огонь: «А почему я должна уступать место детям в общественном транспорте?» — и услышала много интересного: и про слабые косточки, и про нетвердые ноги, и про неокрепший вестибулярный аппарат. Более всех колдобилась мама, которая могла прилюдно оттаскать своего отпрыска за ухо или с треском дать пониже спины.

У трудных родителей двойные стандарты: «Ты уже вырос, но еще мал». Вырос, чтобы отвечать за свои поступки, но мал, чтобы принимать свои решения.

Самое странное, что те родители, которые имеют по отношению к своим детям колоссальное количество претензий, на предположение: «Раз вы недовольны своим ребенком, значит, ваше воспитание не очень успешное?» — страшно обижаются, хотя это, скорее, риторический вопрос.

Трудные учителя

Доводилось ли вам слышать о трудных классах? «Вы — самый худший класс». Как-то, когда одна из моих дочерей перешла в новую школу, я предложила ее классу ролевую игру про разведчиков. Они сначала не поверили, что я говорю серьезно, а потом отказались, робко доложив мне, что «мы не можем, мы — тупые». Так слышно трудного учителя.

  • «А голову ты дома не забыл?»
  • «С мамой тоже так разговариваешь?»
  • «Что вы за бараны!»
  • «Почему я не могу сходить в поликлинику утром, а должна записываться на вечер?»
  • «Ты обязан получать хорошие оценки!»
  • «Не бегать по коридору!»
  • «Внимание на меня!»
  • «Жалуешься — не мужик...»
  • «Мне тоже тяжело носить тетради...»
  • «Мой предмет самый важный...»
  • «Хотите поговорить — вон там дверь...»
  • «Я вам не мешаю?»
  • «Если такой умный, сядь на мое место и проведи урок...»
  • «Листочки не принимаю...»
  • «Не принесете — всем "два" поставлю...»
  • «У меня от вас перед глазами темнеет...»
  • «Вас много, а я одна...»
  • «А вот в Японии дети...»

«За что их уважать?» — вопрошают учителя на слова о том, что к детям нужно относиться уважительно. У меня, например, после любой из вышеприведенных фраз, сразу возникает вопрос: «А нас, учителей, за что уважать?» — «У нас опыта больше». Где-то я уже слышала это. А, да. От трудных родителей. Все дело в том, что опыты нельзя сравнивать по количеству прожитых лет. Но это уже совсем другой разговор.

В конце сего повествования хотелось бы рассказать об одном уроке для меня, случившемся на заре моей педагогической деятельности.

Довелось мне обучать товарища, который хулиганил изо всех сил: шумел, грубил и всем мешал. А я в то время была молодая, дерзкая и еще не пришла к тому, о чем писала выше. И вот однажды он позволил себе что-то не очень вежливое. Я, недолго думая, подскочила к нему, схватила за воротник и вытащила за дверь. Следом вылетел его портфель. И этот здоровенный парняга под метр восемьдесят до того растерялся, что только повторял: «Что вы делаете? Что вы делаете?».

До сих пор я вспоминаю этот случай как самый яркий пример моего педагогического бессилия и мне становится очень стыдно перед этим мальчишкой. Я не знаю, как сложилась его судьба, но очень надеюсь, что более чем удачно.

Вместо заключения

Хорошо было бы найти силы да перечитать «Войну и мир»: «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время...».

Конечно, дети — не взрослые. Они не равны нам в мере ответственности за принятие решений, за других людей. Они имеют социальный статус, предписывающий им быть в зависимом положении. Они еще не достигли положения в обществе (образование, квалификация, должность) просто в силу возраста. Но они равны нам в своих желаниях и стремлениях. То есть их «хочу-не хочу» так же важно, как и наше. И, конечно, высший пилотаж —помнить свои детские «хочу-не хочу» и то, насколько они были важны для нас.

Читайте также:



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
8 svetavagner • 06:21, 29.08.2017
Я с автором во многом согласна. Считаю, что опыт приходит с годами. Я люблю свою работу. Мне интересно сотрудничать с моими учениками. Трудностей много. Надо ребенка уважать как личность. Если в начале своего педагогического пути я т.ж. могла выгнать за дверь болтуна и нарушителя дисциплины. Сейчас все иначе. Если болтает и нарушает, то значит ему неинтересно. Вот и пересматриваю свой урок, а что не так. Могу поговорить с детьми на интересующую их тему, а потом вернуться к теме урока. Трудных детей не бывает, а это недоработки родителей, учителей.
avatar
7 ТАНтан • 22:16, 28.08.2017
Большая часть написанного мне близка и понятна. "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому". Но не могу согласиться с тем, что трудным ребёнка делает только семья. Ребёнок воспитывается не в замкнутом пространстве (только семье). Для него самого (трудного) очень важно, что о нём думает учитель, одноклассники, только часто мы этого не можем разглядеть (по разным причинам).
avatar
4 Narn9924 • 12:32, 27.08.2017
Кто автор?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Екатерина_Пашкова • 12:40, 27.08.2017
Извините, автор: Наталья Наумова. Ее другие работы по ссылке: http://pedsovet.su/publ/0-0-220205-0-17
avatar
3 ov-li • 03:00, 27.08.2017
Не увидела фамилию автора. Очень интересное размышление и мне нужна ссылка на автора.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 Екатерина_Пашкова • 12:40, 27.08.2017
Извините, автор: Наталья Наумова. Ее другие работы по ссылке: http://pedsovet.su/publ/0-0-220205-0-17
avatar
2 ov-li • 02:57, 27.08.2017
Аплодирую
avatar
1 Комментарии • 17:00, 26.08.2017
а вам не кажется, что у трудных детей покалеченная психика