Наталья Узких, Елена Скобелева, 24.10.2017 1

Что такое моделирование на уроке? Пример использования моделирования на уроке истории


Для овладения учащимися приемом моделирования должны быть созданы ситуации. Модель — аналог исследуемого объекта, построенный по определенным правилам. Моделированием занимаются для того, что легче изучить сущность, ситуацию, принцип. Пример: глобус как модель Земли. 


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Любой проект включает в себя начальную фазу, куда входят стадия концептуальная, моделирования, конструирования, технологической подготовки. В этом случае сам школьный урок выступает как прагматическая модель, являющаяся способом организации действия.

Виды моделирования на уроке

  • Предметное (постройка предмета, объекта из планок, кубиков и т.п.).
  • Графическое (таблица, чертеж, график, стилизованный рисунок).

Модель должна:

  • отражать количественные отношения действительности;
  • замещать соответствующие реальные объекты, явления, процессы;
  • давать новую информацию об изучаемом предмете или явлении.

Приведем пример стадии моделирования на интегрированном уроке по технологии (ИЗО) и истории.

Тема: «Дух предпринимательства преобразует экономику». 7 класс

Цель: Показать, что мануфактура — предприятие нового типа, позволившее увеличить производительность труда.

Задачи:

Создать модели «мануфактурного производства» и мастерской ремесленника, изготовить маски «ремесленниками» и «рабочими мануфактуры».

Сравнить время и силы, потраченные работниками двух моделей производства.

Оборудование:

  • Столы и парты, расставленные полукругом.
  • Бумага цветная, картон, тесьма, мелкие украшения.
  • Клей, ножницы, тетради.

Ход урока

Класс приглашается в зал, столы расставлены полукругом. Два учителя работают синхронно.

Дается необходимая вводная часть, или дети сами могут прочитать о мануфактуре по учебнику. Учитель истории: «Какие вопросы у вас возникли после чтения?». Учащиеся говорят о новом способе производства и вспоминают старый — ремесленный. Формируют вопрос: «Почему появляется производство нового типа — мануфактура? В чем отличие нового способа от старого?». Учитель: «Как проверим?». Учащиеся: «Практикой!». Класс делится на две команды. Одна — «Ремесленники», вторая — «Рабочие мануфактуры».

Начало стадии моделирования. Члены первой группы получают индивидуальные задания. Каждый из них — ремесленник, изготавливающий маску для карнавала. Учитель технологии напоминает алгоритм изготовления такой модели. Учащиеся выбирают модель маски, различающуюся по назначению и принадлежности. Все необходимое участники имеют у себя на столе: картон, цветную бумагу, клей, ножницы, тесьму, украшения. Тут, собственно говоря, стадия моделирования плавно перетекает в стадию конструирования маски. Поэтому лишь упомянем о том, не сбиваясь с темы.

Вторая группа делится по принципу мануфактуры: каждый работник выполняет отдельную операцию. Главный принцип мануфактуры будет смоделирован путем разделения «работников» по выполнению части целого, в данном случае, этапов создания маски. Кто-то занят только резкой картона по контуру, кто-то —  украшением, далее подгруппа вдевает тесемочки и т. д. По истечении некоторого времени видно, что при отработке навыков дело идет все быстрее. В то время как изготовление маски от начала до конца одним человеком, занимает больше времени.

Результаты очень показательны: количество масок, изготовленных на мануфактуре в 1,5 раза больше продукции ремесленников. Это очень удивило детей, что привнесло необходимую эмоциональную составляющую. Кроме того, заметно, что эти маски лучшего качества и аккуратнее. Учащиеся делают вывод о более высокой производительности труда на мануфактуре, записывают определения в тетрадь. Вместе с тем подчеркивается общее в типах производств: ручной труд. 

В конце урока делается групповая фотография в масках.

Анализ урока

На практике смоделирован труд рабочих на мануфактуре XVI-XVII вв. и труд  ремесленника. Требовалось показать преимущество мануфактурного труда перед ремесленным. При каком способе производства выше производительность труда? Создание масок — пример моделирования объекта, создание процесса производства на мануфактуре и в мастерской ремесленника — пример моделирования явления. Как видим, все основные принципы, упомянутые выше, были соблюдены: количество этапов создания изделия на мануфактурном производстве, соответствие модели происходившим в обществе процессам зарождения капиталистических отношений, получение новых знаний о производительности труда.

На следующих уроках моделирование ситуаций будет создавать проще, т.к. дети уже привыкнут к такому способу решения учебных задач. Очень кстати здесь прием «Альтернативная история»: что было бы, если… Одна группа может создавать модель развития Руси без монголо-татарского ига, другая — воссоздает обстановку реальности XIII — XIV вв.

Учащимся нравятся такие занятия, они с удовольствием используют навыки, полученные на других уроках, в процессе моделирования.

Об авторах:

  • Узких Наталья Владимировна, учитель технологии и ИЗО МАОУ СОШ №8 г. Полевского.
  • Скобелева Елена Леонидовна, учитель истории МАОУ СОШ №8 г. Полевского.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 Svetlanikolo • 21:25, 26.10.2017
Прием я использую давно, детям это очень нравится. А в этой статье он хорошо описан теоретически. Спасибо большое!
Создание моделей социальной реальности - особо тонкое дело...
[Материал]