Наталья Наумова, 29.11.2017 0

В чем ценность образования? Взгляд с позиции математика


Если в часы досуга открыть учебник математики для пятого класса авторов Дорофеева и Петерсон (часть 1) в аккурат на странице 55, то можно прочесть там следующее: «Верные и неверные предложения называют в математике высказываниями, или утверждениями». Далее уважаемые авторы учебника толкуют нам о том, что в высказываниях всегда можно выделить «тему — то, о чем говорится, и рему – то, что сообщается о теме».


Обсудить статью Опубликовать свой материал

То есть, к примеру, «Выйди вон!» — не высказывание, потому как нельзя относительно него сказать — истинно оно или ложно, а фраза, накарябанная на парте дрожащей ручонкой, — «Училка — дура!» — вполне себе высказывание, с которым кто-то согласится, а кто-то, возможно, будет против. Даже, заметьте, явно прослеживаются и тема, и рема. И, кстати, если напустить на себя очень умный вид, то последнее предложение по всем правилам отвечает критерию Поппера, если мы четко обозначим размер понятия «дура».

В свете этих рассуждений непременно хочется поднять разговор об образовании, а именно — о его ценности. Но, если не полениться и обратиться к могучим словарям и фолиантам, то можно обнаружить, что образование — это значимая ценность (социальная и индивидуальная) — (Фомченкова Г. А. «Образование как условие безопасности общества»). В этом месте, как правило, должен произойти взрыв мозга, ибо «ценность значимой ценности» пугает не меньше «масла на масло намасленное».

Чтобы фраза «ценность образования» не так выносила мозг при повторении, стоит, конечно же, заменить первое слово на сходное по значению ему слово «значимость» или, на худой конец, «важность».

Некоторые достопочтенные граждане полагают, что значимость образования состоит в возможности «завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком» (Ж. Маритен «Интегральный гуманизм»). Поскольку наш слабый мозг не в силах сразу постигнуть не только истинно или ложно это высказывание, но даже его суть (хотя тему от ремы все уже отличили), то обратимся же к тем невероятным отцам мысли, которые когда-либо ставили рядом слова «образование» и «свобода».

Сначала подоспело что-то невнятное:

  • Лучше всего я чувствую себя в обществе крестьян, поскольку недостаток образования позволяет им сохранять здравомыслие. (Мишель де Монтень)
  • Единственная вещь, которая мешает моему обучению — мое образование. (Джон Драйден)
  • Неграмотный — что слепой. (Русская пословица)
  • Горе от ума. (Грибоедов А. С.)
  • Образование — лучшее обеспечение старости. (Аристотель)

И вот, наконец:

  • Образование — лучшая гарантия свободы, чем регулярная армия. (Эдвард Эверетт)
  • Тот, кто открывает школьную дверь, закрывает тюремную. (Виктор Гюго)
  • Образование — ключ для открытия золотых ворот свободы. (Джордж Вашингтон Карвер)
  • Лучшее образование в мире то, которое получено в борьбе за выживание. (Уэнделл Филлипс)

Здесь стоит сделать передышку и утереть пот ото лба. Если после этих высказываний вспомнить, что достопочтенный Карвер, до того, как стать ботаником и заниматься в свое удовольствие грибами, имел несчастие быть рабом, а Филлипс яростно выступал за отмену рабства, то сразу становятся понятными их горячие призывы. Но не менее уважаемый Маритен — основатель неотомизма, а это изящное направление никак не увязывается с таким странным словом, как «аболиционизм».

С одной стороны, нам ничего не остается делать, как, распределив руки по бокам, направиться, босым и расхристанным, в какую-нибудь глушь, чтобы укрыться там и предаться раздумью, ибо многие так делают, когда их настигает неведомое.

Но, с другой стороны, дабы не опозорить фамилию преподавателя по математическому анализу, предпримем еще одну попытку справиться с задачей и сформулируем ее согласно логике высказываний:

Образование важно тогда и только тогда, когда есть возможность для отдельного человека завоевать внутреннюю духовную свободу.

Или еще короче:

Доказать это утверждение не представляет труда даже пятикласснику, потому что, согласно учебнику Дорофеева и Петерсон, чтобы доказать высказывание о существовании, достаточно привести подтверждающий пример. То есть найти и предъявить человека, обладающего нужным свойством. Так это — я. Заметьте, что обратное тоже верно: глядя на меня, можно с уверенностью заявить, что сил вложено в этого гражданина немало, и образование получено значимое.

И невозможно не заметить с некоторой гордостью, что, хотя построенная нами теория и занимает всего несколько строк и ни одно слово в утверждении не измеримо однозначно, все же она удовлетворяет критерию Поппера, то есть ее можно — при желании — фальсифицировать.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?