02.10.2018 5

Три способа расстановки парт в кабинете. Плюсы и минусы разных способов расстановки парт


Принцип организации классного пространства влияет на то, как ведут себя дети, какова атмосфера царит на уроке и, главное, правильная расстановка парт помогает в достижении целей урока. Есть три классические схемы расстановки парт: рядами, П-образная и кластерная. Рассмотрим все три схемы, выделим особенности, плюсы и минусы.


Обсудить статью (уже 5 коммент.) Опубликовать свой материал

Конечно, расстановка парт зависит от размера кабинета и размера и количества парт и детей на уроках, но даже не в самых больших кабинетах можно сделать перестановку, чтобы добиться максимально продуктивного обучения.

Классическая расстановка парт

Начнем, пожалуй, с классической расстановки парт рядами: каждый из нас привык, что именно так должны быть установлены столы, если мы пришли учиться. В России есть два варианта: ряды образуют двуместные или одноместные парты, стоящие друг за другом. Все парты лицом к педагогу, который стоит около доски в начале кабинета. Вариации: досок может быть несколько по разным стенам.

Коммуникации и взаимодействие

Расстановка парт рядами способствует цели — внимание учеников должно быть на учителе: учитель говорит, дети слушают, при необходимости поднимают руку.

Групповую работу на таком уроке организовать не так просто:

  • практически всегда партнером становится сосед по парте, что не отвечает обучающим целям урока, когда нужно контактировать каждый урок или во время урока с разными людьми;
  • совместная работа между учениками на партах, стоящих друг за другом, не удобна — приходится разворачиваться перетягиваться через проход, та же проблема — если парты одноместные;
  • кабинеты, как правило, небольшие и в них нет свободного места, чтобы ученики могли перемещаться по кабинету быстро, не снижая темпа урока, выполнять задания.

Атмосфера урока

Расположение парт рядами не способствует коммуникациям, и ученики понимают это.

Поведение учеников

С одной стороны, все ученики как на ладони, с другой — за спинами одних скрываются другие — рисующие в тетрадях, играющие на смартфонах и просто спящие.

Если в классе есть ученики с плохим поведением, то учитель старается посадить их поближе вперед, чтобы контролировать их, но, с другой стороны, слишком плотная посадка нарушителей дисциплины может привести просто к взрыву на уроке. Рекомендуется вперед пересаживать только самых нуждающихся в контроле, а остальных рассаживать по классу рядом с прилежными ребятами.

Ряды учеников не позволяют учителю видеть всех ребят

Плюсы

  • Отлично подходит для небольших помещений и больших по численности классов.
  • Внимание детей направлено на педагога.
  • Можно управлять поведением отдельных ребят, посадив их впереди.
  • Подходит для проведения проверочных работ.
  • Можно «избавиться» от слабых и трудных учеников, посадив их в конце кабинета, чтобы они «не мешали» работать мотивированным и успевающим ученикам.

Проблемы с организацией групповой работы при традиционной расстановке парт

Минусы

  • Не способствует обучению, где обучение строится не только вокруг учителя, но где и ученики являются полноправными участниками учебного процесса (student-centered classroom).
  • Ученики могут «выпадать» из учебного процесса, спрятавшись за спинами своих одноклассников. То же — во время контрольных и самостоятельных работ, когда дети могут легко списывать.
  • Учителю не так просто попасть с одного ряда на другой, с одного прохода — на другой для проверки выполнения заданий, ответа на вопросы, для контроля за работой учеников и устранения проблем с дисциплиной.
  • Плохо подходит для форм урока, на которых предполагается взаимодействие учеников, их коммуникации.

П-образная расстановка парт

Пример такой расстановки можно было бы увидеть в кабинетах информатики, если убрать центральные парты. Учитель и доска находятся в передней части кабинета, а столы или стулья располагаются кругом или по периметру от него, при этом в центре — пустое пространство.

Трудность организации такой расстановки парт — пространство, которого должно быть достаточно много, чтобы оставить пустую центральную часть. Как выход из сложившейся ситуации: когда нужно провести отдельное занятие с такой расстановкой, можно вынести парты за пределы кабинета и сложить в коридоре или поставить парты друг на друга в задней части кабинета. Эту работу с удовольствием сделают сами ученики на перемене. (Разумеется, чтобы это было безопасно для детей в классе и коридоре).

В актовом зале можно организовать несколько таких П-образных пространств для проведения родительского собрания или игры по типу «Неделя математики».

Таким образом получится освободить пространство кабинета. Зачем оно нужно?

Коммуникации и взаимодействие

В отличие от традиционной рассадки, здесь педагог видит каждого ученика, и сами ученики имеют зрительный контакт как с педагогом, так и с каждым учеником, то есть подсознательно класс воспринимается уже не как армейские ряды и шеренги, что-то нечто целое, общее, убираются барьеры между людьми.

Круговое расположение стульев

Способствует ощущению общности какой-то предмет, который ученики могут передавать друг другу при ответах на вопросы, а также мячик, который можно кидать от ученика к ученику или от преподавателя к ученикам. Все это: зрительный контакт, дополнение игрушкой или мячом, дополнительно стимулирует внимание детей к происходящему, повышает их включенность и активность.

Такая форма организации учебного кабинета позволяет также проводить выступление в центре, эксперименты, разыгрывание сценок, соревнования роботов в робототехнике, презентации и т.д.

Атмосфера урока

Сама по себе такая рассадка в классе уже снимает барьеры разобщенности, существовавшие при классической расстановке парт. Ученикам легко увидеть друг друга, легко выйти в центр и выступить, легко отвечать с места, когда тебя все видят и слышат.

Поведение учеников

С одной стороны, П-образная рассадка в кабинете позволяет учителю лучше контролировать учеников, поэтому часть поведенческих проблем снимается: если из-за спины можно было что-то выкрикивать или издавать надоедающие звуки, то под пристальным взглядом педагога и других участников группы не каждый нарушитель отважится на открытые провокации. Более того, ученики-нарушители оказываются в центре учебного процесса, следят за ним и им попросту некогда отвлекаться. Поэтому такая организация класса поможет решить ряд поведенческих проблем.

С другой стороны, дети лет до 12, не имеющие самодисциплины и развитого чувства ответственности при такой рассадке могут начать обезьянничать еще больше.

Как использовать

Такая рассадка хорошо подходит как для учебного процесса, так и для воспитательного — способствует сплочению коллектива, созданию доверительных отношений при обсуждении сложных классных проблем.

Усилить эффект сплоченности и равноправия поможет то, что педагог тоже сядет с детьми в ряд, а не будет стоять над ними.

Плюсы

  • Легко держать всех детей под контролем.
  • Сами ученики видят всех других участников группы и преподавателя, поддерживают с ним контакт.
  • Освобождается пространство в центре, которое можно использовать для презентаций и выступлений
  • Обстановка вынуждает детей вести себя хорошо и вовлекает их в учебный процесс.
  • Класс воспринимает себя как единое целое и единое целое с педагогом, если он сидит. Это способствует доверительным отношениям, раскрепощенности.
  • Позволяет использовать формы работы с мячом или другими предметами, передающимися от ученика к ученику.

Минусы

  • Невозможно или трудно применять для классов с маленькими детьми, с классами, где много детей со сложным поведением.
  • Стеснительным и неуверенным в себе ученикам некомфортно быть на виду, потому что скрыться не за кем (возможно, таких учеников стоит сажать около стола, цветка или другого предмета, который искусственно ставится в классе для создания благоприятной обстановки для таких учеников).
  • Сама по себе расстановка парт или кресел не поможет, если ученики не хотят говорить. Они так и останутся молчаливыми смотрящими друг на друга и находящими поддержку других молчунами.
  • Невозможно или трудно организовать такую форму обучения для очень большого числа детей.

Расстановка парт кластерами

Кластеры — это сгруппированные парты, вернее, группы детей за партами в кабинете. Дети могут быть рассажены парами или группами из нескольких человек.

Групповая работа на составленных вместе партах

Групповое обучение применяется тогда, когда важно показать, что эффект групповой работы выше, чем работы каждого ученика в отдельности, когда важно научить детей работать в группах и в других случаях. Читайте подробнее о групповом обучении в нашей статье.

Если парты уже расставлены группами в начале урока и дети не достают все вещи сразу, то в течение урока можно организовывать несколько пересадок для формирования каждый раз новой группы детей.

Учителю легко перемещаться между столами (если позволяет пространство), а не обходить весь класс как при расстановке рядами.

С другой стороны, педагог не может одновременно находиться рядом с каждым столом, поэтому целесообразно выделить одного или несколько учеников-кураторов, которые будут подходить к столам и помогать ребятам. С одной стороны, это усилит продуктивность группового обучения, с другой стороны — даст возможность отдельным ученикам (гиперактивным или особо одаренным) проявить свои способности.

Коммуникации и взаимодействие

Работа в кластерах схожа как с работой в классическом классе, так и в П-образном: с одной стороны, дети сидят за партами и занимаются, с другой — они находятся в рамках мини-группы. Для застенчивых детей и тех, кто пока не готов работать в П-классе здесь есть возможность сначала презентовать свои мысли или успехи для мини-группы, а затем уже и для всего класса.

Атмосфера урока

С одной стороны, все дети занимаются вместе, но с другой — больше ответственны за свою мини-группу, и общность ощущают и с классом в целом, и за группу в частности.

При этом дети чувствуют себя более свободными в мини-группе, могут допускать ошибки, советоваться с другими ребятами и получать от них помощь до того, как презентовать результаты для всех учеников.

Поведение учеников

Поведение отдельных ребят может стать проблемой, если они будут находиться вдалеке от учителя, поэтому рекомендуется всех потенциальных нарушителей дисциплины размещать в центре помещения — там, где учитель бывает чаще всего.

Помочь в решении поведенческих проблем может:

  • сама группа или ее сильный лидер, особенно если назначить руководителя/лидера группы, который будет иметь власть;
  • создание разнополых групп (в младшем возрасте);
  • работать в паре с другим педагогом (воспитателем, стажером, студентом, родителем и т.д.).

Плюсы

  • Сплочение коллектива в рамках мини-группы, формирование личных отношений с отдельными учениками за счет индивидуальной работы с ними, вынужденного сближения.
  • Ученики могут смелее высказывать свои мысли и делать предположения в мини-группе, недели при других формах расстановки парт.
  • Форма обучения позволяет организовать работу учеников-ассистентов, выбрав, например, самых одаренных или успевающих, быстро схватывающих все на лету.
  •  Развивает коммуникативные навыки, навыки работы в группе, лидерские качества.
  • Позволяет организовать взаимообучение детей. Читайте, например, Обратная методика Ривина, Парная работа на уроке, Взаимоконтроль и взаимопроверка.

Минусы

  • Отдельные ученики могут просто отсиживаться и не принимать участие в работе группы, когда все функции берут на себя самые активные и успевающие дети, а остальные пассивны. Эту проблему может решить грамотная подготовка к такому занятию, активная позиция педагога на уроке, грамотный подбор детей в группу и, конечно, целенаправленное обучение детей групповой работе на системе уроков.
  • Сама по себе рассадка детей кластерами не предполагает того, что это будет именно групповая работа детей, они могут быть независимыми учениками, просто сидящими вместе. Этот момент должен продумать и исключить педагог.
  • Трудно оценить действия каждого конкретного ученика в группе.

 

 

Смотрите также полезные сайты:

Перевод статьи Classroom Seating Arrangements.

Высылайте  ваши фотографии расстановки парт в кабинете на info@pedsovet.su для публикации в этой статье

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 natvlad9623 • 06:21, 14.10.2018
А у нас в школе администрация с легкой руки инспекторов из Управления образован. заявляет: "Если у вас в кабинете парты стоят рядами, не объединены парами, значит не работаете группами, не работаете по ФГОС". Вот так визуально могут определить профессиональную компетентность учителя наши чиновники!
avatar
3 gbahmeteva • 06:30, 05.10.2018
Расстановка парт нормируется в СанПиН для общеобразовательных школ. Рекомендуется рядная расстановка с обязательным левосторонним естественным освещением через окна. При П-образной расстановке одним учащимся свет в спину, другим - в лицо. Как же у нас любят любое иностранное слово непременно воткнуть куда надо и не надо. Лесопромышленные кластер, логистический классер, и вот - теперь в школе. При определенных видах деятельности можно использовать и вариант № 2 и № 3, при условии, сто не будет никаких работ. Трудно себе представить, как будет проходить урок математики или русского языка при такой расстановке ученических парт, на которых школьникам надо много писать. А как обеспечить при этом каждого учащегося (пару учащихся) партой (столом и стулом) по высоте соответствующих росту ребенку, если заботиться об осанке учащегося? Это возможно только при рядной расстановке парт. Вывод: учитель старается сделать так, чтобы ему, учителю, было удобно. Заботы об удобствах для учащихся, о его здоровье не просматривается. При этом в минусах при всех видах расстановки парт отмечается, что все равно часть учащихся не увлекается, мягко говоря, учебных процессом. Одна дама из управленческой структуры очень гордилась тем, что у нас в каждом классе экспериментальная площадка. А может хватит уже экспериментировать и выпендриваться с нововведениями/креативами от каждого учителя? Может пора начать просто учить?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 Екатерина_Пашкова • 11:31, 05.10.2018
Все верно пишете!

Вы знаете, в этой статье нигде не говорится, что так нужно делать каждый день на каждом уроке. Вспоминаем СанПин, прокуроров - это я понимаю все, что у нас в стране все запрещено и делать ничего нельзя, и все незаконно.

Но провести один урок в полугодие, в четверть, провести занятие после уроков с отдельными ребятами - почему нет? Уйти в актовый зал? Уйти в самый большой кабинет в школе? Оборудовать специально один кабинет для таких занятий и давать его учителям по очереди? Оборудовать рекреацию для таких занятий?

Учитель волен выбирать формы и методы работы. Разумеется, он выбирает то, что удобно ему, что ему подходит. Если он считает, что какие-то методы помогут ему достигнуть цели обучения, урока, он их использует. Если педагог считает, что какой-то метод ему не подходит, пусть не использует. Наш сайт не навязывает методику, он дает выбор, рассказывая о разных методах, фишках, приемах, идеях, стратегиях, а дальше каждый педагог, учитывая свои классы, свою предметную область, свое оснащение кабинета, выбирает то, что ему подходит и внедряет. Каждый решает сам.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 10:03, 04.10.2018
И что, прокурор к вам каждый день ходит?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 09:40, 03.10.2018
Я с такими классами не работала. Где вы работаете с такими классами?