Екатерина Пашкова, 14.02.2019 3

Почему важно, чтобы у учеников была внутренняя мотивация и как ее добиться?


Внешняя мотивация, или стимулирование детей к учебе, используется часто: это и оценки, и баллы (солнышки, смайлики), и награды за успехи (закончишь четверть без «троек», купим смартфон) — быстрый, эффективный способ повысить вовлеченность детей, их успехи. Но недолговечный.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

В редакцию сайта часто обращаются учителя: «Нам нужны сертификаты, дети без сертификатов в ваших конкурсах участвовать не хотят». Это внешняя мотивация. Само по себе творчество или возможность получения оценки сторонними членами жюри ребенка (или его педагога) уже не интересует. То же с вознаграждением детей «солнышками», сладостями, деньгами за хорошую учебу. Способ работает до поры до времени, после чего просто обесценивается и награда, и само действие. Когда пропадет внешний стимул, то есть перестают выдавать «солнышки» за обучение, то и учиться ребенок (и взрослый) перестает. Внутренней потребности к самообразованию и самосовершенствованию у него нет, а «морковки» закончились.

Кроме того, внешняя мотивация, опирающаяся в т.ч. и сравнение учеников друг с другом, может давать и другие негативные эффекты:

  • Возрастание негатива внутри коллектива, взращивание конфликтов. При командной работе результат всей команды зависит от результата самого слабого ее члена, а значит, если команда не выиграет (не получит внешнего вознаграждения), то вся команда ополчится на свое «слабое звено» — слабого ученика.
  • Формирует у детей чувство собственной неполноценности. Самые сильные ученики из раза в раз будут получать высокие баллы, похвалу, «солнышки», а в это время слабые ученики будут утверждаться в том, что они «не такие», «слабые», «аутсайдеры», «неудачники» и т.д.

А также:

  • Делает детей зависимыми от награды, о чем мы написали выше. То есть сначала задавать вопрос: «А что нам за это будет?» и только потом решать, заниматься этой деятельностью или нет.
  • Воспитывает эгоизм. Сильный ученик в слабом классе будет превозноситься и считать себя самым умным, деятельным, а к остальным относиться пренебрежительно и свысока. В то время как в реальности он может иметь такие результаты только в рамках этого слабого коллектива.
  • Появятся жалобы, если награды перестанут оправдывать ожидания: «И это все?!».
  • Возникает чувство несправедливости. В творческих заданиях часто трудно определить лучшего ученика/команду, из-за чего проигравшая сторона, не получившая награды, будет считать себя обделенной, а вторую сторону — что это любимчик(и) учителя, поэтому им и достается награда.
  • Слабые ученики вообще отказываются от работы. Если результат известен заранее (есть сложное задание, сильные ребята), то слабые даже не вступают в игру, не приступают к выполнению задания — «Зачем стараться, если результат все равно известен?».

Названные проблемы порождаются не только самим фактом внешней мотивации (оценочного обучения), но и принципом сравнения учеников друг с другом, с эталоном, а не с самим собой. Но разрешить часть этих проблем поможет формирование внутренней мотивации ученика к обучению, саморазвитию.

Сформировать внутреннюю мотивацию трудно, невозможно ее понять, проследить динамику, а значит, и как-то целенаправленно повлиять  помощью универсальных готовых инструментов. То, что мотивирует одного человека, второму покажется глупостью. Как найти ключик к каждому ученику? Кто это должен делать: педагог, учитель, родитель?

Что же делать?

  • Давать знания, полезные ученикам, привязывать их к опыту учеников, к возможным ситуациям, с которыми они сталкиваются или в ближайшее время столкнуться. Постоянно говорите или просите самих учеников придумать, как ту или иную идею, информацию, теорему можно использовать в живой практической жизни. Мозг устроен таким образом, что нужные в реальной жизни знания усваиваются, бесполезные — забываются, с природой человеческого бытия спорить бесполезно. Создавайте эффект «нужности» знаний: не учиться ради того, чтобы учиться или стать «отличником», чтобы стать «отличником», а как в действительности эти знания можно использовать, применить, чем они реально помогут? Эту стратегию в разных ее вариациях можно применять на уроках по любому предмету:
    • можно рассчитывать скорость, с которой садится аккумулятор в смартфоне и чей смартфон раньше сядет, если они заряжаются с определенной скоростью, а емкость аккумулятора такая-то — вместо двух бассейнов, из/в которые наливается вода, двух велосипедистов, выехавших из точки А и Б;
    • вместо неизвестных героев из учебников сделайте задания с именами самих учеников или современных героев;
    • вместо рассмотрения феодалов, крестьян и проч. «в вакууме» дайте ученикам роли, где каждый будет «состоять» в определенном сословии и изнутри постигнет их интересы, движущие силы;
    • включайте элементы драматизации в уроки — когда ученики не просто читают тексты в учебнике, а представляют их, разыгрывают сценки, вживаются.
  • Просите учеников дополнять материалы урока, параграфа своими собственными наблюдениями, своей информацией. Можно это делать на каждом уроке, можно просить сделать такие дополнения раз в неделю/четверть/полугодие ученикам по очереди — в зависимости от объема изучаемого материала.
  • Будьте реальным авторитетом для учеников, интересуйтесь их жизнью, успехами:
    • у человека, которого ты уважаешь, которого ценишь и которому доверяешь, учишься с усердием и большей ответственностью;
    • такому учителю ученики будут подражать: и если учитель сам демонстрирует трудолюбие, любовь к учению, к познанию, здоровое любопытство, то и дети становятся такими.
  • Развиваться — внутренняя потребность человека, уже заложенная в него от природы, ее нужно как минимум не убить, как максимум — культивировать. Транслируйте и взращивайте мысль, что обучение ценно само по себе, что заниматься трудом, обучением, самопознанием, саморазвитием — это интересное занятие, приносящее радость. Формируйте внутреннюю потребность учеников к обучению: помогайте им ставить цели, вдохновляйте их, поддерживайте, помогите избавиться от низкой самооценки. Человек рожден, чтобы развиваться, и развивается до тех пор, пока может. Старший наставник, авторитетный педагог, взрослый могут помочь сформировать новую цель ученика, если он уже достиг старой — ребенок (и взрослый) не должен останавливаться в своем развитии. Помогайте ученикам справиться с трудностями, преодолеть естественные «плато» в обучении, неудачи, когда учиться становится тяжело и хочется все бросить. Ведите работу с родителями в этом направлении.
  • Формируйте внешнюю среду обучения так, чтобы заниматься было легко и приятно: комфортная обстановка в классе на уроке, мотивационные высказывания, профессиональная подача учебного материала, использование элементов внешней мотивации — это средство, благодатная почва, на которой может расти зерно внутренней потребности ребенка к обучению.
  • Забудьте выражения «Они не хотят учиться», «Дети сейчас плохие/слабые/немотивированные etc» — это условия задачи, а не ее решение. То есть формулировать мысль надо так: не «Я не могу их научить, они не хотят учиться», а: «Как я могу научить детей, которые не хотят учиться? Что я могу сделать, чтобы научить таких детей?». То есть эти выражения, повторюсь, — это часть условия, часть задачи, которая стоит перед вами, современным педагогом, который пришел в класс и взял на себя ответственность за обучение детей.

Мы работаем в системе, где внешняя мотивация уже заложена, поэтому нужно использовать ее достоинства, избегать недостатков и встраивать элементы внутренней мотивации. Возможно, стоит четко сформулировать собственные принципы и отношения к оценкам, баллам, звездам, и следовать им на каждом проведенном уроке. Ученики будут однозначно понимать ваши требования, правила вашего урока, и подстраиваться под них. Понимая друг друга, понимая, что следует ожидать от второй стороны, учитель и ученики будут работать в комфортных условиях.

А какие формы мотивации используете вы? Какие из них работают хорошо, а которые часто приводят к негативным последствиям? Напишите в комментариях.

По материалам статьи: http://www.tesolclass.com/classroom-management/extrinsic-and-intrinsic-motivation/

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 ТАНтан • 21:38, 16.02.2019
Согласна с утверждением о необходимости "взращивать мысль, что обучение ценно само по себе, что заниматься трудом, обучением, самопознанием, саморазвитием — это интересное занятие, приносящее радость". Но для учителя это одна из наиболее трудных задач (хотя никто не утверждает, что учительский хлеб легко даётся). Это я к тому, что надо учителя учить приёмам "взращивания" ещё в училище (институте), чтоб их вхождение в школьную жизнь было понятнее для них.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 rvg22 • 00:18, 20.02.2019
Поддерживаю
[Материал]
avatar
1 eleonora53 • 08:58, 15.02.2019
Всё совершенно правильно! "Развиваться — внутренняя потребность человека, уже заложенная в него от природы, ее нужно как минимум не убить, как максимум — культивировать" - это то, что обязан настоящий педагог делать каждый день, а не расписываться перед детьми и родителями в собственном бессилии (Ах, он не хочет учиться!!!). Развиваться во всех отношениях прежде всего надо и самому учителю, ставя перед собой цели и достигая их!
[Материал]