Яна Герасимова, 08.12.2016 0

Прием «Займи позицию» (дискуссионный) и методика его использования на уроках


Многие ребята не могут выразить собственное мнение, не уверены в своей правоте или не знают, как правильно отстоять выбранную ими позицию. Им поможет прием «Займи позицию», это дискуссионный вид работы на уроках по гуманитарным предметам. Применяется для того, чтобы ученики научились правильно выражать свое мнение по той или иной проблеме, могли четко обозначить его, могли легко начать дискуссию.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Учитель может помочь ученикам на начальных этапах ведения дискуссионной работы с помощью приема «Займи позицию», или «Шкала мнений».

Принцип работы приема «Займи позицию»

  • Для начала ученикам можно представить, как выражают свое мнение по тому или иному вопросу общественные деятели, писатели, критики и т.п., чтобы они поняли общий принцип построения своих высказываний в защиту какого-то мнения, понять структуру аргументации.
  • Также можно на начальных этапах представить классу на выбор несколько позицией. Достаточно продемонстрировать это в виде шкалы или таблицы.

Пример. Вопрос, проблема: «Евгений Онегин. Отношение к персонажу».

Положительное, оценочное

«Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы…» (Пушкин)

Отрицательное, с жалостью

«Онегин — страдающий эгоист…» (Белинский)

Отрицательное, сопоставительное

«Онегин —  Митрофанушка Простаков новой формации» (Писарев)

После того, как ребята увидят таблицу, они смогут сориентироваться, какая позиция подходит им или какую можно добавить.  

  • Далее учеников нужно распределить на микрогруппы, согласно выраженному мнению. Таким образом, они смогут обсудить свою позицию с единомышленниками, четко сформировать ее и выдать учителю, в качестве готового продукта для последующей работы.
  • В классе обобщается материал и делается вывод. На данном этапе перед классом выступает каждая микрогруппа, закрепляя и отстаивая еще раз выбранную позицию. Каждый аргумент оценивается и анализируется, как со стороны педагога, так и со стороны учеников с противоположным мнением. После этого учитель помогает сделать общий вывод.

Например: Мы можем сказать, что Онегин персонаж неоднозначный. Положительными чертами и оценками практически на протяжении всего романа его наделяет сам А.С. Пушкин. Но в конце события разворачиваются так, что герой сожалеет о том, как он поступал раньше… (здесь разумно все сказанное подтвержать текстом произведения).

Реализация приема

Прием «Займи позицию» может быть реализован на уроках по гуманитарным предметам, где достаточно часто нужно выражать и отстаивать собственное мнение, на классных часах, на заседаниях школьного самоуправления.

Что дает прием?

Благодаря использованию данного приема ученики смогут научиться грамотно давать и доказывать личное мнение не только на уроках, но и в жизни. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?