Татьяна Иванова, 08.12.2016 1

Прием «Аквариум» на уроках с элементами дискуссии: что это такое и как его использовать


Технология «Аквариум» интересна, прежде всего, тем, что позволяет внедрить и/или отработать изучаемый материал через эмоцию, что способствует включению долгосрочной памяти учащихся. Следовательно, данная техника является одной из наиболее эффективных для усвоения учебного материала и решения поставленных задач. Попутно дети овладевают основами ведения дискуссии, озвучивают собственное мнение, слушать и слышать мнение одноклассников, учатся аргументировать свое мнение и таким образом развивают коммуникативные навыки.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Суть приема «Аквариум»

Прием «Аквариум» – это «спектакль». Наблюдатели, критики, эксперты и аналитики – эти роли распределяются учителем среди зрителей. Преподаватель так же выбирает пару и/или более учащихся на роль актеров. Последние выступают внутри круга, образованного зрителями. Например, если на уроке иностранного языка изучается тема «эмоции и чувства» («Feelings and emotions»), то студентам можно предложить разыграть аквариумную сценку-диалог. Выбор текста диалога не принципиален. Это может быть ситуация, соответствующая возрастному уровню класса.

Перед «актерами» ставится задача передать определенные чувства и черты характера героев. Задание для наблюдателей/зрителей – определить весь тот спектр чувств, которые выражают актеры в центре круга. Так же и сами ученики могут выбрать героев, эмоции и чувства которых они готовы передать/обсудить охотнее.

Поставленные задачи

Задача наблюдателей – активно наблюдать за происходящей инсценировкой, соглашаться или наоборот не соглашаться с происходящим. Внешний круг может выходить с блокнотами, делая необходимые заметки. Перед ребятами внешнего круга может стоять широчайший спектр задач. Так же конкретное задание преподаватель может определить для каждого отдельного наблюдателя, учитывая индивидуальные особенности характера и цели обучения.

Например: первый ученик должен сосчитать, сколько синонимов в своей речи употребил учащийся во внутреннем круге. Второй ученик аргументирует, почему он согласен или не согласен с выбором или действиями персонажа. Третий ученик должен сформулировать хотя бы одно решение задачи, которое не было озвучено во время мини-спектакля.

Роль учителя

Учитель включается во внешнюю группу, задачи которой сводятся к наблюдению, обсуждению и дополнению поставленного вопроса.

Способ подачи выступлений

  • Возможны два варианта высказываний. Каждый член внешней группы озвучивает свое мнение, периодически прерывая речь внутренней группы, при этом дополняющий должен стать возле того ученика, мнение или высказывание которого он хочет дополнить.
  • Второй вариант учитель ждет логической паузы в диалоге или монологе. И дает сигнал для начала «прений» внешнего круга, который должен к этому моменту успеть сделать достаточно пометок и выступить с собственными замечаниями. После чего работа центровой группы может быть возобновлена.

Примеры отработки учебного материала посредством приема «Аквариум»

В зависимости от конкретных целей занятия ученики могут взять на себя роли из диалога по английскому или русскому языку, разыграть историческое событие, если это урок истории. Стать на несколько минут героем пьесы или рассказа, если это урок литературы.

Когда прения закончены, две группы меняются местами.

Так же может ставиться и некая «сверхзадача». Например, в конце игры все должны определить наиболее импонирующее им высказывание или мнение. И наиболее оптимальное решение обсуждаемой проблемы/задачи.

Раздаточный и вспомогательный материал к занятию

Преподаватель может заранее подготовить следующий материал к занятию:

  • Бейджики с именами героев для наглядного распределения ролей и фокусировки внимания группы.
  • «Урна мнений» – прозрачная коробка или аквариум, куда будут складываться мнения учеников «за» и «против».
  • Картон нескольких цветов («за» – зеленый, «против» – красный).
  • В зависимости от уровня владения языком (если, это урок иностранного языка), карточки с лексикой, которую необходимо задействовать выступающему или дополняющему.
  • Поощрительные призы наиболее активным или внимательноым ученикам (наклейка, ластик и т.п.).

Средняя продолжительность игры 25 минут.

Об авторе: Иванова Татьяна Владимировна, преподаватель иностранного языка в школе английского языка (на курсах), стаж 5 лет. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 bogdanfedina1994 • 15:50, 13.12.2016
)))