Марина Гладко, 22.01.2017 0

Прием «Реверсионная мозговая атака»: действие от противного


Суть ситуации можно понять намного лучше, если подвергнуть ее критическому анализу. Как говорится, в споре рождается истина, а любая конструктивная критика помогает найти путь к правильному решению вопроса. Именно на этом и построен методический прием «Реверсионная мозговая атака». 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Особенности приема

Данный прием относится к активным методам обучения. Его можно считать родственником таких приемов, как «Мозговая атака», или «Мозговой штурм». Одним из главных правил его проведения является скорость выдаваемых ответов. Время на размышление не дается, первые мысли предлагается произносить те, которые приходят в голову после озвучивания тезиса.

Суть приема «Реверсионная мозговая атака» состоит в том, что нужно действовать «от противного». Предлагается найти «соринку в глазу», т.е. найти неправильные или негативные стороны объявленного утверждения. Главная цель использования такого метода заключается в выработке идей и предложений, которые направлены на преодоление выявленных во время обсуждения недостатков.

Традиционно считается, что критиковать всегда легче, чем доказывать правоту. Поэтому дети охотнее включаются в такой вид работы. При этом важно следить за тем, чтобы участники дискуссии от критики предложенного тезиса не перешли к разбору и осуждениям высказанных мнений других учеников.

Такой прием предполагает коллективную форму организации деятельности. Нужно уделить внимание тому, чтобы каждый имел возможность высказаться. Запрещается перебивать друг друга.

Прием можно использовать на таких этапах урока:

  • мотивация учебной деятельности;
  • усвоение новых знаний.

Примеры использования приема

Больше всего прием «Реверсионная мозговая атака» подходит для внеклассных занятий, уроков естествознания и обществознания. Также он может быть использован при проведении работы с родителями, педагогами и вообще со взрослой аудиторией.

Предмет: история.

Тема: Реформы Александра II.

Вопрос для обсуждения: Отмена крепостного права стала шагом к светлому будущему России.

Предмет: обществознание.

Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Вопрос для обсуждения: Каждый индивид общества обязан соблюдать социальные нормы.

Предмет: внеклассное занятие.

Тема: Что такое толерантность?

Вопрос для обсуждения: Толерантность является основой демократии и защиты прав каждого гражданина общества.

Предмет: родительское собрание.

Тема: Адаптация первоклассника к школе.

Вопрос для обсуждения: Ребенок с приходом в школу попадает в систему новых требований и обязанностей.

Особая ценность приема «Реверсионная мозговая атака» в том, что он позволяет явно указать на наличие проблемы, чтобы потом предложить перейти к ее решению.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?