Марина Гладко, 22.01.2017 0

Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Методический прием для работы с родителями


Каждый взрослый когда-то был ребенком, но с течением времени многие из них забывают о своих детских переживаниях и проблемах. Оказываясь в роли родителей, они не стремятся искать взаимопонимания с детьми, пытаясь действовать в отношении них с позиции авторитаризма. Такой подход абсолютно неправильный. Чтобы помочь родителям понять ошибки, допускаемые в воспитании детей, рекомендуется использовать прием ролевого проигрывания семейных ситуаций.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Ценность приема

Проигрывание ситуаций относится к одним из наиболее популярных групповых методов психокоррекции. При использовании такого приема задействуются как вербальные, так и невербальные средства. Таким образом достигается ключевая цель — через влияние на эмоциональную сферу человека склонить его к изменению поведения, принятия осознанных личностных решений.

Путем применения данного приема родители получают возможность:

  • взглянуть «со стороны» на поведение взрослых в семейных отношениях;
  • побывав в роли ребенка, ощутить его эмоции и переживания.

Полученный опыт от подобных инсценировок позволяет лучше понять особенности детской позиции в семье.

Методика использования

Для использования этого приема необходима серьезная подготовка, которая должна включать анкетирование детей и родителей. В результате опроса нужно подобрать ситуации для ролевого проигрывания, которые отразят наиболее актуальные проблемы семейного воспитания:

  • ребенок получил плохую оценку;
  • конфликт между детьми в школе;
  • ребенок был несправедливо наказан;
  • первоклассник нечаянно разбил вазу в классе;
  • ребенок плачет и т.д.

Для проведения проигрывания семейных ситуаций родителям нужно предложить разделиться на группы. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Родителям дается время на подготовку, чтобы они распределили роли и обсудили свои реплики и поведение во время разыгрывания ситуации. 

Во время инсценизации каждая группа по очереди показывает свою сценку, а зрителям не разрешается комментировать ее ход.

После проигрывания ситуации родителям предлагается:

  • дать оценку разным способам воздействия на ребенка;
  • отметить наиболее удачные формы обращения к нему;
  • заменить нежелательную форму поведения на более конструктивную.

При обсуждении ситуаций используются элементы тренинга: после разыгрывания предложенного родителями варианта развития ситуации уместно будет попросить их воспроизвести правильную модель поведения.

Прием ролевого проигрывания семейных ситуаций побуждает родителей к поиску взаимопонимания с детьми, обогащает арсенал способов взаимодействия взрослых с ребенком. 

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?