Марина Гладко, 22.01.2017 0

Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Методический прием для работы с родителями


Каждый взрослый когда-то был ребенком, но с течением времени многие из них забывают о своих детских переживаниях и проблемах. Оказываясь в роли родителей, они не стремятся искать взаимопонимания с детьми, пытаясь действовать в отношении них с позиции авторитаризма. Такой подход абсолютно неправильный. Чтобы помочь родителям понять ошибки, допускаемые в воспитании детей, рекомендуется использовать прием ролевого проигрывания семейных ситуаций.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Ценность приема

Проигрывание ситуаций относится к одним из наиболее популярных групповых методов психокоррекции. При использовании такого приема задействуются как вербальные, так и невербальные средства. Таким образом достигается ключевая цель — через влияние на эмоциональную сферу человека склонить его к изменению поведения, принятия осознанных личностных решений.

Путем применения данного приема родители получают возможность:

  • взглянуть «со стороны» на поведение взрослых в семейных отношениях;
  • побывав в роли ребенка, ощутить его эмоции и переживания.

Полученный опыт от подобных инсценировок позволяет лучше понять особенности детской позиции в семье.

Методика использования

Для использования этого приема необходима серьезная подготовка, которая должна включать анкетирование детей и родителей. В результате опроса нужно подобрать ситуации для ролевого проигрывания, которые отразят наиболее актуальные проблемы семейного воспитания:

  • ребенок получил плохую оценку;
  • конфликт между детьми в школе;
  • ребенок был несправедливо наказан;
  • первоклассник нечаянно разбил вазу в классе;
  • ребенок плачет и т.д.

Для проведения проигрывания семейных ситуаций родителям нужно предложить разделиться на группы. Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Родителям дается время на подготовку, чтобы они распределили роли и обсудили свои реплики и поведение во время разыгрывания ситуации. 

Во время инсценизации каждая группа по очереди показывает свою сценку, а зрителям не разрешается комментировать ее ход.

После проигрывания ситуации родителям предлагается:

  • дать оценку разным способам воздействия на ребенка;
  • отметить наиболее удачные формы обращения к нему;
  • заменить нежелательную форму поведения на более конструктивную.

При обсуждении ситуаций используются элементы тренинга: после разыгрывания предложенного родителями варианта развития ситуации уместно будет попросить их воспроизвести правильную модель поведения.

Прием ролевого проигрывания семейных ситуаций побуждает родителей к поиску взаимопонимания с детьми, обогащает арсенал способов взаимодействия взрослых с ребенком. 

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: