Внеклассное мероприятие "Музыкальные инструменты симфонического оркестра"; начальные классы


Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»

Цель: усвоение и закрепление знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра, развитие творческого мышления воспитанников.

Задачи образовательные: расширение и закрепление знаний о музыкальных инструментах, истории их создания; формирование умения определять на слух звучание различных инструментов симфонического оркестра.

Задачи развивающие: развитие музыкального слуха и памяти, творческой инициативы, воображения.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово: ознакомление с ходом мероприятия. Обязательно заострить внимание, что в ходе мероприятия будут задаваться вопросы и за каждый правильный ответ ученик получит оценочную фишку. В конце мероприятия фишки будут подсчитаны и победитель получит поощрение. 

2. Показ презентации.

3. Текст к презентации (комментарий учителя)

4. Закрепление материала в ходе просмотра мультфильма «Петя и волк»  с музыкой С.С.Прокофьева.

5. Диагностика в процессе выполнения устного задания, вопросы к воспитанникам:

  • что такое симфонический оркестр
  • какие группы инструментов входят в состав оркестра?
  • как извлекается звук в струнных смычковых инструментах?
  • почему инструменты называются деревянными, хотя сделаны не из дерева?
  • какой из медных инструментов имеет самый низкий голос?
  • для чего нужны ударные инструменты в оркестре?
  • какой инструмент озвучивает Утку в сказке «Петя и волк»?
  • какой инструмент озвучил Дедушку?
  • кто «поёт» за волка?

Отгадайте загадки по теме нашего мероприятия:

Этот медный духовой то короче, то длиннее,

Ведь кулису он имеет.

Громче всех в оркестре он.

Как зовут его? (тромбон)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко,

Затихли все: играет...  (скрипка).

Три медных подруги, три лучших подруги.

В оркестре всегда помогают друг другу.

Играют подруги то громко,то тихо.

Их медные платья закручены лихо. (валторны)

Чуть больше скрипочки, а поёт пониже,

Деревянный бочок, четыре струнки  и смычок. (альт)

                       Звучит сигнал, на бой зовет!

                       Вставай, солдат, она поет!  (труба)

Итог мероприятия: подсчет правильных ответов и награждение победителей

Оценочный балл: в устной форме с помощью фишек. Подсчет правильных ответов

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, оценочные фишки.

Музыкальный материал:

     П.И.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

     Клод Дебюсси «Лунный свет»

     Иоганн Себастьян Бах Органная прелюдия соль минор, 1 часть.

     П.И.Чайковский Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Инструменты симфонического оркестра

Слайд №2

Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющий сложные, большие музыкальные произведения, сопровождающий постановки музыкальных спектаклей (опера, балет, оперетта,мюзикл). В состав оркестра входят определённые группы музыкальных инструментов.

Слайд №3

Если внимательно посмотреть на схему расположения оркестра на сцене, то видно, что все инструменты располагаются по отдельным группам, а не смешаны как попало.

Всего групп инструментов в оркестре — 4: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.

При необходимости могут добавляться одиночные инструменты.

Теперь посмотрите на схему расположения инструментов на сцене. В первых рядах, то есть, ближе к краю сцены, располагаются струнные смычковые инструменты. За ними идет ряд деревянных духовых. Следующий ряд — медные духовые. Последний ряд — ударные. Почему именно такое расположение? Все зависит от силы (громкости) звучания тех или иных инструментов. Они располагаются так, чтобы не заглушать друг друга.

А теперь поподробней о каждой группе инструментов.

Слайд №4

Струнные смычковые. Свое название получили от способа извлечения звука: по струнам, натянутым на инструменте, движется смычок (специальная трость с натянутым на ней пучком конского волоса). В этой группе четыре инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Внешне они очень похожи, но отличаются размерами и толщиной струн. Чем больше инструмент, тем толще на нем струны, следовательно, звук ниже, грубее. Самый маленький из этой группы — скрипка, потом идет альт, потом виолончель, а самый большой из них — контрабас.

Слайд №5

Деревянные духовые. Их в группе тоже четыре: флейта, гобой, кларнет, фагот. Способ извлечения звука — вдувание воздуха. Название «деревянные» получили не потому, что сделаны из дерева, а потому, что в отверстие, в которое вдувается воздух (пищик), вставляется тоненькая деревянная пластиночка (трость). Звук поэтому получается мягкий, немного приглушенный, иногда гнусавый. Все эти инструменты сделаны из разных материалов. Они разного размера, но по форме немного схожи. Самый высокий по звучанию из них - флейта, потом идет гобой, потом кларнет, а самый низкий звук у фагота.

Слайд №6

Медные духовые, или «медь».Такое название получили потому, что воздух вдувается в металлический (изначально медный) мундштук, т. е., та часть инструмента, к которой примыкают губы музыканта. Да и сделаны они из сплава металлов.

В этой группе четыре инструмента: труба, тромбон, валторна, туба. Самый звонкий по звучанию из них — труба. Потом идет тромбон (инструмент с выдвигающейся кулисой), потом валторна (напоминает лесной рог по звуку), ну и самый басовый — туба.

Слайд №7

Ударные инструменты. Свое название получили от способа звукоизвлечения — удара.

В этой группе три инструмента: литавры (могут менять высоту тона), тарелки (очень звонкий инструмент), барабаны( большой и малый).Все эти инструменты помогают удерживать ритм и темп исполнения и создавать необходимые звуковые эффекты.

Слайды №№8,9,10,11

Иногда в произведении, которое исполняет оркестр, требуется передать по замыслу композитора какие-либо музыкальные эффекты, создать особое настроение с помощью звучания особых инструментов. Эти инструменты не постоянно используются в оркестре, а время от времени, и не в группе, а по одному, поэтому называются одиночными.

Такими инструментами могут быть: арфа, ксилофон, орган, челеста.

Слайд №12

Для того, чтобы лучше запомнить звучание каждого инструмента симфонического оркестра, надо их услышать. Выдающийся русский композитор С.С.Прокофьев специально для этого написал музыкальную сказку «Петя и волк». В этой сказке каждый персонаж озвучен каким-либо из инструментов:Утка — гобой, Птичка — флейта, Кошка — кларнет, Дедушка — фагот. Для главных героев — Пети и Волка Прокофьев выбрал целые группы инструментов. Так Петю изображает струнный квартет (две скрипки, альт, виолончель), а Волка — три валторны в аккорде (одновременном звучании).

Музыка этой сказки очень хорошо запоминается и становится понятным звучание каждого инструмента.

По этой музыкальной сказке в 1958 году был снят мультфильм. Соединившись с изображением, музыка стала ещё более понятной и запоминающейся.

Смотрим мультфильм.

Слайд №13,14

Опрос.

Слайд №15

Заключительный слайд.


Полный текст материала Внеклассное мероприятие "Музыкальные инструменты симфонического оркестра"; начальные классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Филяева Елена Викторовна  Елена6755
учитель музыки, ГБСУВУ Каширская специальная общеобразовательная школа
06.07.2015 0 2227 290
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0