Интегрированный урок-концерт долганский язык и музыка "Таймыр мой бараксан"; 6 класс


Тема урока-концерта: «Таймыр мой бараксан!»

Цель:

  • Познакомить детей с творчеством самобытных поэтов и композиторов Таймыра;
  • Способствовать развитию интереса учащихся к изучению творческого наследия  самобытных авторов, воспитанию у  учащихся чувства любви к родному краю;
  • Создать атмосферу эмоционального удовлетворения у детей.

Оборудование: фортепиано, барган, синтезатор, доска,  деревянные музыкальные инструменты(ложки, трещотки, бубен), фонозаписи,  портреты О.Аксеновой, Л.Ненянг, выставка рисунков «Земля моих предков», национальные костюмы (парки), сигнальные карточки.

Ход урока.

Организационный момент.

Дети заходят в класс под песню «Я с малых лет люблю Таймыр» на стихи О.Аксеновой.(фонозапись)

Слово учителя долганского языка (на долганском).

У.Д. Таймыр – наша малая родина, земля наших предков. Особое географическое положение самого северного полуострова России, суровые климатические условия позволяют здесь жить и работать самым сильным людям. Наша земля богата не только своими недрами, животным и растительным миром, но и талантливыми и одаренными людьми, с творчеством которых мы познакомимся на нашем уроке.

У-ся. (на долганском языке)

 Выставка наших рисунков рассказывает о родном крае, поселке, близких нам людям, нелегком труде тундровиков, богатствах и красотах родной северной земли, воспетой в творчестве наших северных поэтов, прозаиков и музыкантов: О.Аксеновой, Л.Ненянг, А.Корюкова, В.Панчука, А.Рудинской, М.Чарду, В.Чарду, О.Уксусникова и многих других.

У-ся. (на долганском языке)

Мы гордимся великой поэтессой Огдуо Аксеновой, нашей землячкой. Это она обратилась к проблемам долганской письменности и с ее участием был составлен долганский алфавит. О.Аксенова – автор долганского букваря, по которому мы учились. Она подарила нам прекрасную поэму «Бахыргас», постановка которой состоялась на нашей школьной сцене в исполнении учащихся и педагогов.

Ученики читают стихотворения О.Аксеновой «Таймыру», «Признание в любви».

Слово учителя долганского языка (на долганском).

У.Д. – Читая стихи О.Аксеновой, невольно замечаешь, что все это происходило с тобой или с кем-то  близким. В чем загадка поэтического слога поэтессы?

У-ся. (на долганском языке)

О.Аксенова родилась и выросла в тундре. Ее восхищало все: пробуждение природы, рождение олененка, посещение музея, общение с земляками. Впечатление об увиденном, превращалось в стихи.

Ученики читают стихотворения О.Аксеновой «Новости», «В музее».

Слово учителя музыки.

У.М. Красоты Таймыра вдохновляли многих композиторов и дарили слушателям новые песни. Незатейливые по содержанию и простые по форме песни Севера таят в себе немалые богатства: смысловые, речевые и интонационные. Назовите известных вам самобытных композиторов Таймыра, чьи песни вы поете?

 У-ся. Мы поем песни В.Чарду, М.Чарду, О.Уксусникова, А.Рудинской.

У.М. Музыка давала новую жизнь стихотворениям поэтов, подчеркивая их музыкальность, ритмичность. Какими средствами выразительности пользуется М.Чарду в своей песне «Тугут»?

 У-ся  Быстрый темп движения, короткие длительности нот, мажорный лад – все это создает картину радости, веселья и восхищения чудом природы – маленьким олененком.

Звучит песня «Тугут» М.Чарду в исполнении мальчиков класса под аккомпанемент  учителя на фортепиано. Дети сопровождают пение игрой на деревянных музыкальных инструментах.

Слово учителя долганского языка (на долганском).

У.Д  Таймыр – земля холода, вечной мерзлоты, длинных, полярных ночей и короткого лета. Наш народ научился понимать причуды северного края по народным приметам, жить в мире и согласии, соблюдая обычаи предков. Какие приметы и обычаи вы знаете?

У-ся. (на долганском языке)  рассказывают о приметах и обычаях , описанных в книге А.Рудинской «С природой на ты».

Ученица в парке читает стихотворение А.Рудинской  «Родной уголок».

У.М  Стихи А.Рудинской очень музыкальные. По-новому они звучат в песнях: «Нас не тянет на юг», «Талисман», «Зрителю», «Моя Хета» и др.

Группа девочек в парках  поет песню «Инэ» на стихи А.Рудинской. Учитель сопровождает пение игрой на синтезаторе.

У.М   Хочу обратить ваше внимание на творческий путь Матвея Чарду, самодеятельного композитора и поэта из п.Новая. Его жизнь была короткой, но творчество – богатое и яркое. 

У-ся. (на долганском языке)

М.Чарду  писал стихи и сочинял музыку, что далеко не каждому дано. Мне нравится стихотворение «Полярная ночь». Читает.

У.М. М.Чарду  остро чувствует проявления жизни – будь этот любовь или разлука, реальность или мечты. Ответы на музыкальную викторину покажут, как вы знаете песни М.Чарду. На доске под номерами  записаны названия песен, мелодию которых я буду играть на фортепиано. Каждой песне соответствует определенный номер.

1. «Я спешу к любимой»

2. «Еду я по тундре»

3. «Белая упряжка»

4. «Долганочка»

5. «Наша мастерица»

Звучат фрагменты песен. Учащиеся по сигналу учителя поднимают карточку с номером песни.

Вокальный дуэт девочек в парках исполняют песню на стихи М.Чарду «Заиграй, мой барган». Учитель играет на синтезаторе , учитель долганского языка на баргане.

Слово учителя долганского языка (на долганском).

У.Д   Небо – белая берлога,

Снег следы запорошил.

И запуталась дорога,

Как клубок оленьих жил.

Автора ненецких сказок и легенд Любовь Ненянг вы знаете с детства, с ее сборником ненецких пословиц и поговорок мы познакомились на уроках родного языка. Стихи и песни Л.Ненянг нам так близки и понятны.

Ученица читает стихотворение Л.Ненянг «Моя снежная Родина».

Звучит фонозапись песни Л.Ненянг «Мне мой суженый сказал», девочки танцуют лирический танец в парках, остальные дети образуют круг и хлопками и ударами в бубен поддерживают танцоров. 

Слово учителя музыки.

У.М. – Богата талантами таймырская земля, и замечательно то, что эти люди – наши земляки. Мы их первые слушатели и исполнители.  Надолго запомнятся творческие встречи с автором и исполнителем песен О.Уксусниковым. Его песня «Эребил» стала визитной карточкой школьного вокального ансамбля.

Нам очень приятно, что премьеры песен «Хулустар» и «Алгыс» А.Рудинской, нашего самодеятельного поэта и композитора, состоялись в нашей школе.

Ученица читает стихотворение А.Рудинской «Нас не тянет на юг».

У.Д    Вы  - будущее Таймыра. Мы надеемся, что среди вас растут поэты и композиторы – творческий потенциал нашей земли. Вам хранить и приумножать сокровищницу талантов земли таймырской.

Какой оценкой вы оцените наш урок-праздник? Перед вами сигнальные карточки: красная – отлично, синяя – хорошо, зеленая – удовлетворительно.

Завершает урок-праздник  песня « Таймыр мой бараксан» в исполнении всех участников урока. Учитель музыки, автор песни,  играет на синтезаторе.


Полный текст материала Интегрированный урок-концерт долганский язык и музыка "Таймыр мой бараксан"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кальчук Валентина Константиновна  Публикатор
учитель музыки, ТМКОУ "Хатангская средняя школа-интернат"
09.11.2015 0 754 121

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0