Межпредметные связи на уроках сольфеджио, ЭТМ и фортепиано в хореографическом училище Дальневосточного федерального университета


При известных различиях в методических подходах к предметам «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки» и «Фортепиано» (сольфеджио и ЭТМ являются групповыми предметами, а фортепиано – индивидуальным), между этими дисциплинами можно найти немало точек соприкосновения. Во-первых, это сходство задач, а именно: музыкальное воспитание учащихся, развитие их музыкальных способностей, развитие музыкального мышления. Кроме того, музыкальные занятия неотделимы от общеэстетического воспитания учащихся, которым нужно прививать любовь к музыке, учить воспринимать произведения различных композиторов во всем их многообразии.

Во-вторых, это важность, значимость каждого урока. Педагог постоянно заботится о качестве, систематичности занятий, о том, чтобы они были интересны учащимся. Работа на уроке требует от учителя внутренней собранности, целенаправленности, побуждает ученика мыслить в нужном направлении. Подлинный интерес учителя к занятиям проявляется в характере ведения урока, в его тонусе и позволяет вовлечь в совместную работу ученика. И тогда можно ждать от уроков эффективности.

В-третьих, объединяющим моментом между сольфеджио, ЭТМ и фортепиано становится выбор посильного материала, что чрезвычайно важно в условиях общего музыкального образования. Ученик должен успеть выучить программное музыкальное произведение и освоить программу по музыкально-теоретическим предметам. Педагог нередко допускает ошибку, не учитывая уровень подготовки ученика и выбирая произведение, требующее очень длительной работы. Таким образом, на уроках  сольфеджио, ЭТМ и фортепиано особенно важен индивидуальный подход.

В-четвертых, названные предметы объединяет организация учебного материала. Преподаватель группирует и организует материал. Подает его по принципу от простого к сложному, помня о необходимости музыкального развития и творческого роста.

Так, программа по сольфеджио и ЭТМ в хореографическом училище ДВФУ предусматривает следующее распределение материала по годам. Первый год музыкального обучения (5 класс, сольфеджио) включает изучение тональностей до, фа, соль, ре мажор, ля, ре, ми, си минор, размеров 2/4, ¾, 4/4, восьмых, четвертных, половинных, целых длительностей, ритма - четверть с точкой и восьмая, интервалов – м2, б2, м3, б3, ч4, ч5, ч1, ч8, понятий – тоническое трезвучие и его обращения, строение мажорной и минорной гаммы, затакт, пауза, темп, оттенки, тетрахорд, одноименные и параллельные тональности. Второй год музыкального обучения (6 класс, сольфеджио) включает изучение тональностей си бемоль, ля мажор, соль, фа диез минор, размера 3/8, шестнадцатых длительностей, интервалов – м6, б6, м7, б7, аккордов – Д7, субдоминантового и доминантового трезвучий, понятий – квинтовый круг, форма в музыке. Третий год музыкального обучения (7 класс, ЭТМ) включает изучение тональностей ми, ми бемоль мажор, до минор, размера 6/8, пунктирного и синкопированного ритмов, тритонов, аккордов – уменьшенного трезвучия и септаккорда. В конце третьего года музыкального обучения учащиеся сдают экзамен.

Таким образом, изучение тональностей идет по пути увеличения ключевых знаков, изучение интервалов и аккордов строится по принципу усложнения их состава, изучение метроритма происходит от двудольности к трехдольности, от длительностей с четным дроблением доли к нечетному дроблению доли.

Весь этот комплекс знаний и навыков, включающий вокально-интонационные навыки, сольфеджирование, пение с листа, воспитание чувства метроритма, слуховой анализ, музыкальный диктант, воспитание творческих навыков, теоретические сведения, можно назвать системой, направленной на развитие музыкального слуха.

Роль  музыкального слуха в творческом процессе велика. Активность музыкального слуха является основным показателем музыкальных способностей учащегося. И здесь взаимосвязь между предметами наиболее очевидна. Музыкальный слух управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звуковоспроизведения, помогает создать художественный образ музыкального произведения. Развитый музыкальный слух дает возможность ученику воспринимать и осознавать музыку, творчески создавать ее при исполнении. Итак,  музыкальный слух – главное орудие в руках музыканта. На уроках сольфеджио и ЭТМ активность музыкального слуха, абстрагированного от моторных навыков, сильно возрастает. На этих уроках ученики имеют возможность всестороннего развития музыкальных способностей с помощью развития чувства метроритма, темпа, формы, творческих способностей и музыкальной памяти. Уроки сольфеджио и ЭТМ помогают ученикам на уроках фортепиано осмысленно, музыкально грамотно подходить к прочтению нотного текста.

С этой целью необходимо систематически иллюстрировать темы по сольфеджио и ЭТМ примерами из курса фортепиано. При объяснении новых ритмических рисунков и размеров можно рекомендовать следующие музыкальные примеры. Размер 2/4 можно проиллюстрировать пьесой «Клоуны» Д. Кабалевского или «Маршем гусей» Б. Канэда. Эти пьесы для учеников 5 класса будут уместны и интересны. В качестве примеров при объяснении размера ¾ можно использовать любой вальс (из «Спящей красавицы» П. Чайковского, «Вальс петушков» И. Стрибогга), мазурку (Мазурку А. Гречанинова), менуэт (менуэты И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта). Размер 4/4 хорошо  проиллюстрируют пьесы «Моя лошадка»  А. Гречанинова, «Полюшко-поле» Л. Книппера, «Колыбельная» И. Филиппа, Марш Д. Шостаковича. Для показа размера 3/8 я предлагаю ученикам «Итальянскую песенку» и «Игру в лошадки» П.И. Чайковского. При объяснении размера 6/8 нужно обратить внимание учащихся на его двудольность, в частности, на примере пьесы «Сурок» Л. Бетховена.

Восьмые, четвертные, половинные и целые длительности, как правило, не вызывают трудностей в восприятии и воспроизведении. Особое внимание нужно уделелять сложным ритмическим длительностям: синкопе, пунктирному ритму, длительностям с точкой и т. д. Одноголосно такие ритмы воспринимаются сложнее, чем предложенные в фортепианной фактуре. Иллюстрация хрестоматийными музыкальными примерами окажет в этих случаях неоценимую помощь.

Так, пунктирный ритм можно объяснить на примере «Сладкой грезы», «Марша деревянных солдатиков», Мазурки П.И. Чайковского. Ритм - восьмая и две шестнадцатых хорошо воспринимается учащимися при прослушивании «Неаполитанской песенки» П.И. Чайковского и «Латвийской польки» Жилинского. Ритм – две шестнадцатых и восьмая хорошо воспринимается учащимися при прослушивании Польки из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Новогодней польки» Б.Александрова. Для слухового восприятия ритма – четыре шестнадцатые можно предложить «В стране гномов» А. Роули, русскую народную песню «Как под яблонью зеленой».

Ритм – четверть с точкой и восьмая в размере 2/4 предлагаю проиллюстрировать «Старинной французской песенкой» П.И. Чайковского, а в размере ¾ - пьесами «В разлуке» А. Гречанинова и «Тирольской песенкой» (обр. Л. Бетховена). Ярким примером для диктанта будет мелодия песни «Катюша».

Междутактовая лига хорошо воспринимается учениками на примере «Зимы» М. Крутицкого, Ригодона А. Гедике, Колыбельной И. Филиппа.

Сложность представляет изучение синкопы, т. к. в ней сталкиваются метрический и ритмический акценты. Оба акцента необходимо чувствовать. Здесь можно рекомендовать пьесы «Поезд идет» и «Дождя больше не будет» Э. Сигмейстера, «Мороженое» Э. Градески.

Первое знакомство с особенностями формы происходит на втором году обучения.  Я начинаю объяснение формы с наименьших «строительных» единиц – мотива, фразы. Необходимо пояснить ученикам отличие между мотивом и тактом: такт это единица музыкального метра, а мотив это наименьшая музыкально-смысловая единица. Удачно иллюстрирует мотивное строение итальянская народная песня «Санта Лючия». В качестве примера двухчастной формы можно предложить Польку М. Глинки, «Немецкий танец» Л. Бетховена. При объяснении трехчастной формы нужно обратить внимание учащихся на две ее разновидности: репризную и безрепризную. Для иллюстрации безрепризной формы подойдет «Итальянская полька» С. Рахманинова, а для объяснения репризной формы – Вальс А. Гречанинова. В качестве примеров формы рондо можно предложить «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта.

Межпредметные связи являются важным приемом в музыкальной методике. С их помощью учащиеся научатся глубже понимать особенности формы и метроритма, что является актуальным при музыкальном обучении в хореографическом училище.


Полный текст материала Межпредметные связи на уроках сольфеджио, ЭТМ и фортепиано в хореографическом училище Дальневосточного федерального университета смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никитина Евгения Владимировна  Публикатор
учитель музыки, Хореографическое училище Дальневосточного федерального университета
11.08.2016 0 358 41
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0