Методические рекомендации к исполнению Детского альбома П.И. Чайковского


«Я желал бы всеми силами души, чтобы

музыка моя распространялась, чтобы

увеличивалось число людей любящих ее,

находящих в ней утешение»

(П. И. Чайковский)

Эти слова Чайковского оказались поистине пророческими, прошло уже больше столетия, а музыкой этого великого композитора продолжает восхищаться огромное кол-во людей. Великие музыканты, маститые художники и рядовые педагоги, дети обращаются к ней снова и снова. Потому что истинные ценности выдерживают любой временной экзамен.

В бесчисленных школьных классах и залах каждый год звучат все те же пьесы из бессмертного опуса, написанного более ста лет назад. Не обходят «Альбом» вниманием и взрослые исполнители. Однако методической литературы по «Детскому альбому» довольно мало,  хотя, как и во всяком гениальном сочинении, здесь остается много неоднозначного, спорного, даже загадочного.

Все мы знаем, что своей семьи у Чайковского по существу не было, поэтому все свободное время он проводил в кругу своих племянников и племянниц и они отвечали ему любовью. Особенную роль сыграли двое: племянник Володя Давыдов, которому посвящен «Альбом» и слепой воспитанник Чайковского Коленька. Это они натолкнули на создание первого в России сборника музыки для детей.

Каждый из вас мог бы задать вопрос, почему пьеса «Шарманщик поет» последняя в цикле. Дело в том, что принцип шарманки – круг. Круговые вращения ручки символизируют идею нерасторжимости жизни и смерти. Все возвращается на круги своя, за жизнью неизменно наступает смерть, за смертью – жизнь и так до бесконечности.

Этот порядок был нарушен самим автором при его публикации может быть потому, что автор повременил обращаться к детям с такой недетской, серьезной проблемой.

А может быть он сделал это специально. Может это тайный призыв Чайковского разгадать и воссоздать его замысел?

После того как Чайковский нарушил цикл, его стали трактовать, как Рождественский – видение жизни детскими глазами.

И только в 1985  году Московский педагог-пианист Месропова, обратив свое внимание на иной порядок пьес в альбоме, осмыслила его по-другому.

Именно так исполняет его сегодня замечательный пианист М. Плетнев.


Полный текст материала Методические рекомендации к исполнению Детского альбома П.И. Чайковского смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коломиец Екатерина Александровна  Публикатор
учитель по классу фортепиано, Гродненская детская школа искусств им. А. Тизенгауза
11.08.2016 0 185 23

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0