Материал из опыта работы "Пути и средства формирования интереса к музыке через различные виды практической деятельности"


Формирование интереса  к предмету– важная проблема для каждого учителя.

Главная задача учителя - пробудить у детей пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитывать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в том обыденном, мимо чего мы проходили каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны. 

Исходя из этого восприятие музыки должно быть активным процессом. Для этого задаются «коварные вопросы», задача которых удерживать внимание обучающихся до конца произведения. Одним из важнейших и в то же время сложных вопросов организации слу¬шательской деятельности учащихся на музыкальных занятиях является постановка вопросов. От того, какие вопросы и как ставит учитель, во многом зависит эффективность процесса слушания музыки, ее восприятия, вступление в диалог с ней и с учителем. Детям всегда надо дать спокойно подумать, а учителю точно и умело "выращивать" коллективное размышление, "букет" мнений. Высказывая свое отношение к музыке, к ее исполнению, учащиеся как бы по крупицам "собирают" коллек¬тивный образ музыкального произведения. Практическая деятельность показала, что для успешности данной формы работы необходимо создание «атмосферы ожидания чуда», чего-то необычного. С этой целью на уроках декламируются стихи о музыки, рассказывались интересные факты из биографии композитора. При этом очень важна доверительная атмосфера , владение учителем различными интонациями, игра тембров  в голосе, соответствующие содержанию жесты. 

Целью любой беседы о музыке является эмоциональное погружение в услышанное, переживание и сопереживание содержанию воспринимаемого фрагмента музыкального произведения. Учитель должен быть магнитом для обучающихся, порой создавая иллюзию « театра одного актера», постепенно , используя эмоциональный посыл, втягивая  через общение в эту атмосферу ученика. 

Дети должны получать эстетическое удовольствие от слушания музыки. Восприятие музыкальных произведений необходимо сочетать с художественно-педагогическим анализом, целью которого является осознание взаимосвязи содержания сочинения и отдельных средств музыкальной выразительности. В него логично вплетается напевание главных тем произведений, пластическое интонирование, игра «я –композитор» и т.д. Такой анализ должен помочь сделать каждое воспринимаемое произведение средством эстетического воздействия на учащихся.

Например, можно предложить полюбоваться картиной природы, созданной композитором, и разобраться является ли музыка продолжением мыслей художника? ( см. Приложение 1.)

В процессе формирования интереса к музыке помогают уроки-импровизации.(см. Приложение 2.)

Очень нравится детям игра «Новогодний маскарад», когда учитель, исполняя знакомые произведения на фортепиано, меняет то темп, то штрих, то регистр. Например: «Ежик» Д. Б. Кабалевского исполняется в низком регистре non legato, как «Медведь» Г. Галынина, в свою очередь «Медведь» Г.Галынина исполняется отрывистыми звуками и в среднем регистре, как «Ежик» Д. Б. Кабалевского и т.д.

Второклассникам при знакомстве с колокольными звонами безусловно запомнится «игра на колоколах» в произведении  М.П.Мусоргского «Великий колокольный звон», когда им предлагается воспроизвести движения звонаря в ритмах благовеста и трезвона, при этом сначала левой рукой мы раскачиваем большой колокол (благовест), а потом добавляем правую руку , заставляя звонить малые (трезвон) .После чего ребята проникаются  уважением к таланту звонаря, когда понимают трудности связанные с его профессией. Эту тему я позже развиваю на занятиях во внеурочной деятельности «Введение в народоведение»,когда мы говорим о колокольной Руси.

 Яркое впечатление оставит и участие детей в опере – сказке «Волк и семеро козлят» , когда не только тема каждого героя пропевается, но и сам выход показывается с движениями соответствующими его характеру. Например: Топтушка едет на венике, Бодайка одновременно бодается, к роли Малыша добавляются командные жесты. Впоследствии весь класс участвует в военной игре под  «Воинственный марш» из этой же оперы, где за командиром – учителем (сравнение очень помогает дисциплинировать обучающихся) повторяют повороты в разные стороны, отдают честь и шагают (при этом нужно четко реагировать под музыку). Каждый ребёнок пробует себя в роли актера , проникаясь особенностями музыкального спектакля.

У учащихся третьего класса при встрече с кантатой «Александр Невский» возникает большой эмоциональный подъем, если помочь им проникнуться атмосферой в которой жили и сражались наши предки, стать участниками их переживаний , так сказать стать оказаться лицом к врагу! Хор «Вставайте, люди русские!»  может стать для них символом героического времени, и а их собственное воодушевленное участие в его исполнении, вместе со смешанным хором под звуки набата обязательно отпечатается в памяти. 

Бывают случаи ,когда после звучания «Мертвого поля» из этой же кантаты в классе возникают минуты молчания. Вот тогда чувствуешь неподдельный интерес детей к музыке.

Часто учащиеся не хотят расставаться с «Песней-спором» из кинофильма «Маша и Витя против диких гитар» Г.Гладкова, которую не просто исполняют по ролям (девочки поют за Машу, а мальчики за Витю) ,но при этом с выразительной интонацией, проникаясь верой в сказку Маши и  научной точкой зрения Вити. Забавно наблюдать, как вживаясь в роль своего героя, мальчики с жаром доказывают свою правоту девочкам, а девочки смотрят на мальчиков слегка свысока.

Грамотное использование компьютера помогает решать дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. 


Полный текст материала Материал из опыта работы "Пути и средства формирования интереса к музыке через различные виды практической деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дюкова Елена Александровна  Helen26
учитель музыки, г. Кемерово МАОУ «СОШ № 14»
21.09.2016 0 233 37
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0