Статья: "Создание и использование мультимедийных презентаций на уроках отделения изобразительного искусства ДШИ"


Большие объемы информации, жесткие требования к знаниям и умениям учащихся, короткие сроки — это нынешние условия образовательного процесса. Высокие запросы сложно удовлетворить, опираясь на традиционные методы и средства педагогических технологий. Важно постоянно искать новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в том числе, на информационно коммуникационные технологии.

На сегодня использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения.  Одно из приоритетных направлений развития образования — компьютеризация образовательных учреждений, именно поэтому в школах стали появляться ноутбуки, мультимедийные проекторы, компьютеры и интерактивные доски.

Цель данной работы изучение вопросов создания и использования на уроках изобразительного искусства мультимедийных электронных презентаций. Для достижения данной цели необходимо было выполнить ряд задач: Сделать обзор наиболее важных теоретических вопросов (Информационно – коммуникационные технологии в образовании, основные принципы разработки презентации, методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием презентации, достоинства и отрицательные моменты использования мультимедийных презентаций). На основании изученных теоретических вопросов, а также собственного педагогического опыта раскрыть особенности применения презентации в школе искусств на отделении изобразительного искусства.

Область применения: уроки истории изобразительного искусства, прикладного творчества, беседы об искусстве, основы изобразительной грамоты и рисование в школе искусств.

Возрастные группы: В данной работе я рассматриваю использование мультимедийной презентации как сопровождение образовательного процесса для всех групп учащихся детской школы искусств.

  1. Информационно – коммуникационные технологии в образовании

1.1Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации нынешнего общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.   Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью различных электронных средств.

С понятием "информационно-коммуникационные технологии" связаны другие понятия:

Информационные процессы - это процессы обработки и хранения информации;

Информационные технологии обучения - это совокупность методов, средств, сбора, обработки и хранения различной информации через технические средства и управления социальными процессами.

1.2 Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение и программные средства.

К аппаратным средствам относятся компьютер, принтер, проектор, устройство для ввода текстовой информации и манипуляторов экранными объектами (компьютерная мышь, трекбол), устройство для записи визуальной и звуковой информации, различные сети.

К программным средствам относятся электронные источники информации (энциклопедии, информационные сайты, поисковые системы, виртуальные конструкторы, тренажеры и обучающие пакеты).

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, электронным галереям, базам данных, хранилищам файлов).

Для обеспечения поиска информации в сети Интернет существуют  поисковые системы, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям быстрый поиск среди этих ресурсов. С помощью поисковых систем можно искать различные файлы, документы, программы, которые  необходимы для использования ИКТ.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (уроков, семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

1.3 Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося

Использование средств ИКТ во всех видах и формах обучения может привести к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и негативного влияния на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация уменьшает и так дефицитное в учебном процессе живое общение участников образовательного процесса (диалог) - преподавателей и учеников, учеников между собой - и предлагает им общения в виде “диалога с компьютером”.

Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и общение с самим собой (монолог), то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ происходит заимствованние из сети Интернет готовых проектов, рефератов, докладов.

1.4 Понятие мультимедиа

Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса.

Мультимедиа - это информационная система, обеспечивающая одновременное представление информации в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном файле  может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, способ интерактивного взаимодействия с ней.

В широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя.

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM — для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Интернет.

2. Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием презентации

2.1 Типы и виды презентаций

В современном мире информация является одним из ключевых ресурсов в нашей жизни. Наиболее распространенным и наглядным способом представления информации в настоящее время являются презентации.

Существует несколько видов и типов презентаций. Различные виды презентации, как правило, отличаются своей функциональностью. Чем красивее и технологичнее презентация, тем сложнее ее сделать. Если нужно представить информацию в школе или университете, то можно выбрать презентацией, выполненной в Microsoft Power Point или формате PDF.

Презентации можно разделить на следующие виды по типу их носителя:

1. Бумажные презентации:

Бумажные презентации, как правило, используются в качестве раздаточного материала во время выступления, либо могут быть представлены отдельным лицам для индивидуального ознакомления.

2. Электронные презентации:

Электронные презентации демонстрируются на экране монитора, плазменной панели или с помощью проектора.

Виды электронных презентаций по технике их демонстрации:

Интерактивные презентации, выполняющиеся под управлением пользователя. Процессом демонстрации такой презентации управляет ведущий, сопровождая демонстрацию презентации своими комментариями.

Непрерывно выполняющиеся презентации. Презентации такого вида используются без участия пользователя. В основном демонстрируются на плазменных панелях, например на выставочных стендах и других местах скопления целевой аудитории.

Виды электронных презентаций по типу формата:

Презентации, выполненные в PowerPoint. Эти презентации являются наиболее легкими в создании и самыми распространенными.

Презентации, выполненные в формате PDF. Презентации такого типа представляют собой набор статичных страниц и идеально подходят для почтовых рассылок или распечатки на принтере.

Презентации, выполненные в формате Flash. Этот вид презентаций наиболее технологичен и функционален.


Полный текст материала Статья: "Создание и использование мультимедийных презентаций на уроках отделения изобразительного искусства ДШИ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Переславцев Никита Сергеевич  Публикатор
преподаватель, МБУ дополнительного образования "Детская школа искусств" п. Сокол
21.09.2016 0 286 32
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0