Доклад "Изучение особенностей восприятия информации в обучении младших школьников"


Цель выступления :   раскрытие системы работы по изучению особенностей восприятия информации в обучении младших школьников.

Задачи: 

  • протестировать педагогов на определение вида их восприятия;
  • продемонстрировать методы определения особенностей восприятия информации младших школьников.

Форма проведения: 

  • с педагогами и для них без участия детей;
  • лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оформление: презентация по теме мастер-класса;

Материалы и инструменты для работы:

Чистые листы бумаги, листы с заданиями,  ручки

Структура мастер – класса:

  1. Вступительная часть. Объявление темы и цели выступления.  Содержание  в целом и его отдельных составных частей.
  2. Теоретически - демонстрационная часть.
  3. Практическая часть.
  4. Рефлексия участников . Подведение итогов.

Вступительная часть.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории. В своем выступлении на методическом объединении я упоминала, что человек может воспринимать информацию через зрительный, слуховой и  двигательный  информационный канал. Один из трех каналов, как правило, является у него ведущим: т. е люди подразделяются на визуалов (зрительный канал ведущий), аудиалов (слуховой),  кинестетов (двигательный).  Есть еще    дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Теоретически - демонстрационная часть.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

- Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, в начальных классах- это навыки  чтения и  письма.  На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и  учитель и ученик - визуалы  (или аудиалы).   Кинестетиков среди педагогов  немного,   в средних и старших классах – это учителя физкультуры и технологии.

Сейчас я хочу провести с вами   тест на определение визуала, кинестета, аудиала, к какой категории людей вы относитесь.  Отвечая на эти вопросы, выбирайте первое, что придет вам на ум. Не тратьте время на обдумывание.

Тест

1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?

  • посмотрев учебный фильм;
  • прослушав объяснения;
  • разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему?

2. Что бы вы предпочли почитать для развлечения?

  • книгу о путешествиях со множеством иллюстраций;
  • детектив со множеством диалогов;
  • книгу с задачами, загадками и головоломками.

3. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете?

  • напишете, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо?
  • произнесете его;
  • напишете, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?

4. Когда вы видите слово с-о-б-а-к-а, что вы делаете первым делом:

  • представляете себе собаку;
  • мысленно произносите слово «собака»;
  • представляете, что можно делать с собакой : гладить ее, играть с ней и т. д.

5. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино?

  • рассматривать плакаты и объявления;
  • беседовать с теми, кто стоит поблизости;
  • притоптывать ногой или ходить туда-сюда.

6. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете?

  • сделаете обрадованное лицо;
  • закричите от радости;
  • запрыгаете от радости.

А тепепь результат. Подсчитайте число «а», «б» и «в»: «а»___«б»___«в»___

  • Если у вас больше всего «а», вы в учебе больше полагаетесь на зрительное восприятие. Вы учитесь глазами-визуалы
  • Если у вас больше всего «б», вы в учебе больше полагаетесь на слуховое восприятие. Вы учитесь ушами-аудиалы
  • Если у вас больше всего «в»,  вы учитесь в движении и руками-кинестетики
  • Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы в учебе зависите от нескольких способов восприятия. Это позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других.

Практическая часть.

Чтобы  распознать у учащихся старших классов, у взрослых ведущий канал восприятия и переработки информации  можно предложить  такие тесты. А в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям.  На что обязательно обращают внимание?

Перед вами листочки с заданиями. Лист№1

1 ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.

  • Послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Это кто?
  • Чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Это кто?

  • Переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Это кто?

2 ситуация: поведение на перемене.

  • Кто использует  перемену, чтоб наговориться и пошуметь?
  • Кто чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми.
  • Кому перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Самая главная задача родителей и педагогов — выдавать информацию на понятном ребенку языке. Педагогам  специалисты советуют подавать информацию по всем каналам сразу: вовлекать желающих в действо, говорить образно и пользоваться наглядным материалом.  

Упражнения и задания

Лист №2

Для создания успеха в классе я пользуюсь дифференцированной работой по развитию внимания и для аудиалов, и для визуалов, и для кинестетиков.  Сейчас я хочу продемонстрировать упражнения на одном примере-  при изучении темы “Правописание ь знака после шипящих у существительных”

Упражнение №1. Предлагаю отделить друг от друга слова и составить из них пословицу. Записать её. Подчеркнуть сущ. с ь после шипящей. 

ЛОЖЬЧЕЛОВЕКАНЕКРАСИТ

-Это упражнение для развития восприятия через зрение.

Упражнение №2.  Читаю  детям список из 10 слов на правописание ь знака после шипящих у существительных  и прошу запомнить любым удобным для них способом. Затем задаю вопросы: Сколько всего было слов?   Сколько слов не содержали ь? Назовите и запишите те, в которых  был ь. 

Ложь, товарищ,   речь, ночь, богач, рожь, еж, мышь, сторож,  ключ.

( На открытом уроке я использовала упражнение: поставьте  про себя к сущ. вопросы кто? и что?Какое слово лишнее?) - Это упражнение для развития восприятия через слуховой канал

Упражнение №3.   Игра “Хлопки в ладоши” Если в слове есть ь после шипящей, нужно хлопнуть в ладоши.: вещь, молодежь, калач, глушь,выигрыш, речь, шалаш, сторож, врач, дочь.  ( На открытом уроке я использовала упражнение:  на вопрос кто? хлопали девочки, на вопрос  что?- мальчики) Это упражнение для развития восприятия через двигательный канал.

акие приёмы обучению правописания, не только развивают орфографическую зоркость и орфографическую интуицию, но и развивают внимание. Дети стали более собраны, повысилась активность на уроках, даже у слабых учащихся.  Для формирования более высокого уровня произвольного внимания использовала работу с текстами.


Полный текст материала Доклад "Изучение особенностей восприятия информации в обучении младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фаттахова Рафида Мусавировна  порядочная
учитель начальных классов, МОУ Шланлыкулевская начальная ООШ
25.08.2015 0 967 161
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0