Статья: "Проектная деятельность в начальной школе в условиях введения ФГОС"


Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Как учитель начальных классов   я знаю, что действенным средством сохранения интереса у младших школьников к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования. В основе и метода проектов, и метода исследований лежат развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов; оформление конечных результатов, презентацию полученного продукта, обсуждение и выводы.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:         исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практикоориентированные проекты.

Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Работа над проектами и исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы. Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование УУД школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение их в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности детей.

         Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные проектные  задания, а уже в 3-4 классах более сложные проекты.

         Каждый проект начинается с постановки практической задачи для детей – той практической цели, ради которой им предстоит выполнять разнообразные действия в ходе проектного урока. При постановке  задачи учитель должен максимально конкретно указать результат – что мы хотим получить в результате выполнения проекта. Каждому ребенку задача проекта должна быть полностью понятна. В процессе выполнения некоторых проектов дети сами должны будут придумывать способ решения.

Наряду с практической задачей у каждого проекта существует та или иная методическая цель – для чего проводится тот или иной проект. Это может быть освоение каких-то  навыков, тех или иных стратегий решения задач, применение полученных в курсе знаний для решения практических задач, выявление информационной природы явлений окружающего мира. Проекты, которые выполняются в группе, имеют целью развитие организаторских и коммуникативных способностей детей. Большинство проектов направлены на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, расширение кругозора, повышения уровня эрудированности и интеллектуального развития ребят, вселить веру в собственные силы, мотивировать приобретение новых знаний.

В центре внимания всех проектов  - ученик, содействие развитию его творческих способностей. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям,  он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого  Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности,  дети  наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных   задач.

В период адаптации первоклассников в основном используется метод проектов в игровой форме. К данным проектам можно отнести проекты адаптационного периода, такие как «Мой бейджик»,  «Мое имя», «Азбука», «Город Букв», «Я умею». Целью этих проектов является участие детей в групповой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

Проект «Я и мое имя» проводится в начале адаптационного периода, в продолжение работы над проектом «Мой бейджик». Проект раскрывает многообразие и вариативность имен в русском языке и продолжает знакомство друг с другом. Работая над этим проектом, дети учатся:  придумывать разные варианты своего имени, составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера, выбирать понравившиеся имена, вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка». Цель проекта «План класса», проводимого также в адаптационный период, заключается в следующем: выявить степень адаптации ребенка в школе; заложить основы детского коллектива; начать обучение детей ориентировке на плоскости и в пространстве; показать сравнительные размеры различных предметов на плане класса; научить детей определять свои места в классе и на плане.

Проект «Город Букв», способствует закреплению изучения алфавита. Коллективные проекты  учащихся 3-4 классов: «Спорт и здоровье», «Космос», «Вредные привычки»,  «Режим дня»,  «Наша школа»,  «Если хочешь быть здоров», « Как стать успешным», « Школа будущего» и другие.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод, по моему мнению, четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Список литературы

  1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. 2011г.
  3. М.А. Ступницкая.  Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября. 2012г.

Полный текст материала Статья: "Проектная деятельность в начальной школе в условиях введения ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кириллова Елена Николаевна  Елена_Николаевна0160
Учитель начальных классов, МАОУ "Лицей № 28 им. Б.А.Королева"
05.10.2015 0 1791 175

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0