Статья: "Создание воспитательной системы класса"


Основным в работе классного руководителя с классом является создание воспитательной системы (ВС).

Воспитательная система – это целостный социально-педагогический комплекс, возникающий в процессе взаимодействия субъектов  образовательного процесса. Важными моментами ВС является формирование классного коллектива, с определенным образом жизни и психологическим климатом.

Что дает ВС:

  1. Именно ВС дает возможность для единого развития учащихся и педагога.
  2. ВС расширяет диапазон воспитательных средств за счет освоения социальной среды.
  3. ВС класса позволяет включать в себя создание традиций класса (работа по традиционным делам – праздники, экскурсии, классные часы)
  4. Моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности ребенка и взрослого.

Цели ВС: цель должна быть четко сформулирована, диагностична, ориентирована на развитие личности ученика, соответствовать запросам ближайшего окружения и запросам ребенка и их родителей.

Основные идеи:

  • Индивидуализация
  • Дифференциация
  • Гуманизация
  • Преемственность

Субъекты воспитания (общность людей)

  • Ученики класса
  • Учителя, работающие в классе
  • Работники школы

- все это воспитательный коллектив.

Система деятельности должна соответствовать воспитательным целям ВС школы; должна иметь предпосылки для формирования того или иного вида                                   деятельности в качестве системообразующей.

Какой вид деятельности может быть системообразующим?

  • Образовательная
  • Познавательная деятельность
  • Досуговая

Эффективность работы ВС отслеживается диагностикой (уровень воспитанности, обученности и другие). Важным в этом вопросе является время, которое показывает, работает система или нет, на сколько она эффективна.

Создавая ВС класса, классный руководитель начинает работу:

  • с анкетирования учащихся: какими они хотят себя видеть;
  • с анкетирования родителей: какими хотят видеть родители своих детей, чему должна научить школа;
  • социометрия.

При этом работа с психологом обязательна.

Классный руководитель ставит перед собой задачи:

  • развитие интеллекта учащихся
  • создание комфортных условий
  • оказание помощи в определении достойного места в жизни

Большую помощь оказывает обеспечение системообразующего вида познания: гражданско-правовое, экологическое, художественно-эстетическое, патриотическое, краеведческое.

 Можно выделить несколько этапов становления ВС класса.

1 этап: Изучение теоретических материалов, методик.

2 этап: Содержательный. Сюда входят беседы с психологом, родительские консультации, выработка рекомендации отдельным категориям родителей, вовлечение родителей в совместную деятельность, взаимодействие с организациями, где работают родители, проведение классных часов.

3 этап: Результат.   

Корректировка воспитательной среды, рождение новых традиций , совместное планирование деятельности в классе, объединение детей в группы по интересам и т.д.

Основные направления деятельности классного руководителя при создании ВС класса представляется учебно-воспитательным комплексом, своего рода педагогической системы, обеспечивающей неразрывную связь трех процессов:

  1. социализация
  2. воспитание
  3. развитие личности.

Полный текст материала Статья: "Создание воспитательной системы класса" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лепехина Елена Владимировна  Публикатор
учитель, гимназия МИИТ
01.11.2015 1 571 125
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (1)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Екатерина_Пашкова • 12:09, 01.11.2015
Ну очень кратко. И, к сожалению, нет примеров из Вашей педагогической практики, описания Вашего личного педагогического опыта.