Конспект урока письма: "Буквы Ц, ц, обозначающие твёрдый согласный звук [ц]. Закрепление"


Цели и задачи урока

  1. Формировать навык правописания слов с буквами Ц, ц.
  2. Наблюдать за особенностями написания букв -и, -ы после ц.
  3. Способствовать развитию фонематического слуха, мышления, связной речи, памяти, внимания.
  4. Формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль.
  5. Развивать умение классифицировать, выделять лишнее.
  6. Закреплять умение списывать с рукописного и печатного текста.
  7. Развивать образную память, мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
  8. Закреплять знания о видах соединения букв при письме.
  9. Упражнять детей в звуковом анализе слова, делении слов на слоги, составлении звуковых схем.
  10. Воспитывать положительное отношение к письму как виду речевой деятельности.
  11. Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке.
  12. Воспитывать аккуратность, гигиену письма.

Оборудование

  • магнитно-меловая доска;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • прописи Илюхиной В.А.;
  • учебник «Азбука» Горецкого В.Г. /электронный вариант/;
  • электронное приложение к «Азбуке» Горецкого В.Г.;
  • физкультминутки Галкиной И.А. /электронный вариант/;
  • зарядка со Смешариками /электронный вариант/;
  • карточки-схемы;
  • ручка;
  • карандаш;
  • линейка.

I Оргмомент

Учитель:

Подойдите к своим партам,

Обведите взглядом их.

Всё ль готово там к уроку?

Всё ль лежит сейчас на них?

Вы друг другу улыбнитесь,

На места свои садитесь.

Начинается урок.

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

II Сообщение темы урока

Учитель:

- Ребята, мы с вами научились писать строчную и заглавную буквы Ц, ц. Сегодня на уроке мы закрепим знания об этих буквах и умение писать их.

III Повторение знаний о звуке [ц] и о буквах Ц, ц

Учитель:

- Давайте вспомним, что мы с вами знаем про звук [ц].

/«Азбука», с. 51/

Ученики:

- Звук  [ц] согласный.

- Звук  [ц] глухой.

- Звук  [ц] всегда твёрдый.

Учитель:

- А теперь прочитаем слоги с буквой ц.

/Электронное приложение к «Азбуке»/.

Учитель:

- Ещё раз повторим, какой это звук?

Ученики:

- Звук  [ц] всегда твёрдый.

Учитель:

- А теперь повторим правила написания буквы Ц, ц.

Возьмите ручки. Смотрим, запоминаем, повторяем.

/Электронное приложение к «Азбуке»/.

IV Работа в Прописи

Учитель:

- Продолжаем работу.

Давайте вспомним, как правильно сидеть за партой, держать ручку при письме, как должна лежать при этом ваша тетрадь.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель:

- Открываем «Пропись» на с. 31, пишем строчную и заглавную буквы Ц, ц.

/Дети прописывают строчку Ц, ц./

Учитель:

- На следующей строке что-то написано.

Ответьте одним словом: что это?

Ученики:

- Предложение.

Учитель:

- Докажите, что это – предложение.

Ученики:

- Начало предложения пишется с заглавной буквы.

- В конце предложения ставится точка.

Учитель:

- Прочитайте предложение сначала про себя. Кто готов, читаем вслух.

Ученик:

- Ян Зайцев охотился на зайцев.

Учитель:

- Почему слово Ян написано с заглавной буквы?

Ученики:

- Потому что это - имя мальчика.

- А ещё это - начало предложения.

Учитель:

- Что стоит в конце предложения?

Ученик:

- В конце предложения стоит точка.

Учитель:

- В этом предложении есть слова, которые одинаково произносятся, но в их написании есть различия. Найдите эти слова.

Ученики:

- Зайцев и зайцев.

Учитель:

- Почему в первом случае слово написано с заглавной буквы, а во втором – со строчной?

Ученики:

- В первом случае – это фамилия мальчика.

- Во втором – слово, обозначающее название животного.

Учитель:

- Разбираем образец написания предложения. Берём ручки и прописываем вместе со мной: я пишу на доске, вы - по воздуху.

Учитель:

- Находим в Прописи следующую после предложения свободную строку.

Прописываем предложение. Комментируем. Не забывайте о правилах написания имён и фамилий людей, о постановке знака препинания в конце предложения.

V Физкультминутка

/Зарядка со Смешариками/.

VI Работа в Прописи

Учитель:

- Находим следующее задание. В Прописи дан текст, в некоторых словах не дописали слоги. Наша задача: прочитать и понять, какие слоги в словах пропущены. Списать текст, дописав недостающие в словах слоги.

/Текст заранее написан на доске, слова с недостающими в них слогами закрыты листами.

Дети читают текст сначала про себя, затем – вслух. Определяют, какие слова необходимо дописать, называют эти слова. Разбирают написание слогов.

Затем учитель открывает закрытые ранее слова./

/Дети выполняют задание в Прописи.

Портнихе для работы нужны ножницы; повару – огурец, яйцо; математику – циркуль, цифры; продавцу цветы./

Учитель:

- Задание: списать текст, подчеркнуть в словах слоги с буквой ц.

Подчёркиваем карандашом по линейке.

/Дети выполняют задание в Прописи./

VII Физкультминутка

Учитель:

- Заканчиваем работу. Кладём ручки.

Мы неплохо потрудились. Пришла пора сделать разминку для глаз.

/Галкина И.А. «Электронные физкультминутки»/

VIII Работа в Прописи

Учитель:

- Продолжаем работу в Прописи.

На следующей строке написаны слова. Прочитайте их.

Ученики:

-  Кольцо, мотоцикл, солнце, лицо.

Учитель:

- Какая буква пропущена в каждом из этих слов?

Ученик:

- В каждом из этих слов пропущена буква ц.

Учитель:

- На следующей строке запишите эти слова. Подчеркните слоги с буквой ц.

/Дети выполняют задание в Прописи.

кольцо, мотоцикл, солнце, лицо./

Учитель:

- Находим на следующей строке заглавные буквы. Читаем их.

Помните о их правильном названии.

Ученики:

- А, М, Л, Я.

Учитель:

- Найдём в этих буквах одинаковые элементы.

Ученики:

- В буквах А, М, Л есть элемент большая наклонная линия с закруглением внизу влево.

- В буквах М, Л, Я есть элемент большая наклонная линия с закруглением внизу вправо.

Учитель:

- На этой же строке пропишите каждую букву. Внимательно смотрите на образец.

/Дети выполняют задание в Прописи.

А, М, Л, Я/

IX Работа со схемами

/Электронное приложение к «Азбуке»/.

Учитель:

- Готовимся к работе со схемами.

В начале урока мы с вами повторили, что звук [ц] – согласный, глухой, всегда твёрдый.

Выполняем звуко-буквенный разбор слова цапля.

Готовим ладошки. Читаем слово и считаем слоги.

Ученики:

- Цап – ля.

- В этом слове 2 слога.

Учитель:

- Готовим пальчики. Произносим звуки и считаем их.

Ученики:

- [ц], [а], [п], [л`], [а].

- В этом слове 5 звуков.

Учитель:

- Составляем схему этого слова.

/Дети на партах выкладывают схему слова./

- Проверяем.

Ученики:

- Первый слог – цап-.

- Первые два звука в нём сливаются и образуют твёрдый слог-слияние.

- Третий звук примыкает. Он – твёрдый.

-  Второй слог - -ля.

- В нём два звука сливаются и образуют мягкий слог-слияние.

Учитель:

- Произносим слово с ударением.

Ученики:

- ЦАП - ля!

Учитель:

- Проверяем. У кого получилась схема такая, как на доске?
Молодцы!

/Дети сверяют свои схемы с той, что на доске./

Учитель:

- Составим схему слова цыплёнок.

Готовим ладошки. Произносим слово и считаем слоги.

Ученики:

- Цып - лё – нок.

- В этом слове 3 слога.

Учитель:

- Готовим пальчики. Произносим звуки и считаем их.

Ученики:

- [ц], [ы], [п], [л`], [о], [н], [а], [к].

- В этом слове 8 звуков.

Учитель:

- Работаем над первым слогом.

Ученики:

- Первый слог – цып-.

- Первые два звука сливаются и образуют твёрдый слог-слияние.

- Третий звук твёрдый. Он примыкает.

Учитель:

- Работаем над вторым слогом.

Ученики:

- Второй слог – лё-.

- В нём два звука сливаются и образуют мягкий слог-слияние.

Учитель:

- Работаем над третьим слогом.

Ученики:

- Третий слог - нок-.

- Первые два звука в нём сливаются и образуют твёрдый слог-слияние.

- Третий звук примыкает. Он твёрдый.

Учитель:

- Произносим слово с ударением.

Ученики:

- Цып - ЛЁ - нок!

Учитель:

- Проверяем. У кого получилась схема такая, как на доске?
Молодцы!

/Дети сверяют свои схемы с той, что на доске./

Учитель:

- А теперь самостоятельно составляем схемы слов цветы и ножницы.

/Дети работают самостоятельно./

- Готовы к проверке?

Проверяем.

/Учитель проверяет схемы, которые выложили на партах дети. Дети сверяют свои схемы с теми, что на доске./

- У кого получились схемы такие же, как и на доске?

Молодцы!

X Итог урока

Учитель:

- Сегодня на уроке мы с вами закрепили знания о звуке [ц] и о буквах Ц, ц.

Мы читали слоги, слова, предложения, записывали их. Все вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы!


Полный текст материала Конспект урока письма: "Буквы Ц, ц, обозначающие твёрдый согласный звук [ц]. Закрепление" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зинина Жанна Александровна  Zhanna_Aleksandrovna
учитель начальных классов, МБОУ "Средняя школа № 14"
30.06.2016 0 671 105
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0